Недействующий

О республиканской целевой программе "Модернизация и развитие автомобильных дорог в Чувашской Республике на 2006-2010 годы с прогнозом до 2025 года"

Структура перевезенных грузов по видам транспорта в Чувашской Республике в 2004 году


Графическая диаграмма 1 на бумажном носителе.

Как видно из диаграммы 1, в Чувашской Республике наибольший удельный вес в перевозках грузов имеет автомобильный транспорт (44%).

Начавшиеся в стране экономические реформы, а также развивающиеся в экономике кризисные процессы отрицательно сказались на работе транспортной системы Чувашской Республики. За восемь последних лет объем перевозимых грузов сократился по всем видам транспорта на 44,4%.

Автомобильный транспорт считается базовым элементом транспортной системы, без которого невозможно функционирование и развитие современной экономической системы любого уровня. Именно автомобильный транспорт по-прежнему является основным связующим звеном между другими видами транспорта, предназначенными для массовой перевозки народнохозяйственных грузов, и непосредственными потребителями этих грузов.

Практически все предприятия промышленности, сельского хозяйства, строительства и торговли имеют собственный автомобильный парк. Поэтому виды автотранспортного обслуживания весьма разнообразны, а предоставление услуг более гибкое, чем на других видах транспорта.

В последние годы во многих регионах наблюдается уменьшение перевозок автомобильным транспортом. Такая тенденция характерна и для Российской Федерации в целом.

Повышение тарифов на перевозку грузов в связи с ростом стоимости топлива привело к отказу многих потребителей от услуг специализированных предприятий автомобильного транспорта. Это способствовало росту численности индивидуальных предпринимателей - владельцев грузовых машин.

Основную долю в общем объеме перевозок пассажиров в пригородном сообщении составляет автомобильный транспорт (96-98%). В структуре перевозок грузов и грузооборота транспортной системы Чувашской Республики в рассматриваемой перспективе существенного перераспределения не произойдет. Незначительные изменения могут коснуться железнодорожного транспорта, участие которого в перевозках несколько снизится, в то время как удельный вес внутреннего водного и автомобильного транспорта возрастет.

В перспективе динамика роста грузопотоков на автотранспорте сохранится, так как она определяется следующими факторами:

децентрализацией поставок;

разукрупнением предприятий, созданием новых коммерческих структур, не имеющих достаточных объемов для формирования вагонных и контейнерных отправок грузов;

повышением требований по ускорению товародвижения, объявлению более точных сроков доставки грузов;

ростом тарифов на перевозки железнодорожным транспортом и оказываемые им услуги.

Кроме того, наибольшая гибкость автомобильного транспорта в выборе альтернативного маршрута перевозки определит ему лидирующую роль в качестве средства доставки товаров непосредственно потребителю.

Состав автотранспортного парка в Чувашской Республике за восемь последних лет увеличился на 41%: доля легковых автомобилей - на 74, грузовых - на 21, специальных - на 4, автобусов - на 1%.

По обеспеченности населения собственными легковыми автомобилями на начало 2006 года Чувашская Республика занимала последнее место среди субъектов Приволжского федерального округа (86,2 авт./1000 чел.). Ежегодный рост количества легковых автомобилей, находящихся в личной собственности граждан, с 1995 года составил 7%.

В соответствии с Прогнозом развития производительных сил регионов России, разработанным Советом по изучению производительных сил (СОПС), ожидаются рост автомобилизации и увеличение пассажироперевозок и грузоперевозок автомобильным транспортом, парка транспортных средств, уровня автомобилизации населения, что обусловливает соответствующее развитие и совершенствование дорожной сети Чувашской Республики.

Существующий объем пассажироперевозок и грузоперевозок в Чувашской Республике приведен в табл. 1 приложения N 2. Существующий и перспективный парк автотранспортных средств отражен в табл. 2 приложения N 2.

1.2. Характеристика автомобильных дорог и оценка влияния состояния дорожной сети на социально-экономическое развитие Чувашской Республики

1.2.1. Роль автомобильных дорог

Мировой опыт подтверждает неразрывную связь состояния дорожной отрасли с уровнем экономического развития как государств, так и отдельных регионов.

В настоящее время дорожная сеть Чувашской Республики не в полной мере соответствует стратегическим, социальным, экономическим потребностям. Продолжающийся процесс экономических реформ привел к изменению в перевозках по видам транспортного сообщения. Расширилась сфера рационального применения автомобильного транспорта - осуществляются мелкопартионные перевозки высокоценных и скоропортящихся грузов на дальние расстояния, значительная доля перевозок на средние расстояния и практически все перевозки на короткие расстояния до 100 км. Соответственно возросли нагрузки на автомобильные дороги. Неудовлетворительное техническое состояние автомобильных дорог вызывает увеличение стоимости перевозок, приводит к непродуктивным расходам как производителей, так и потребителей.

Для успешного развития сельского хозяйства, обеспечения своевременного вывоза сельскохозяйственной продукции также необходимо наличие надежной автодорожной связи до всех сельских населенных пунктов. Кроме того, неудовлетворительное состояние дорожной сети оказывает существенное влияние на условия жизни сельского населения, возможность реального потребления материальных и культурных благ, получения образования и медицинского обслуживания.

В современных условиях улучшение автомобильных дорог должно не только обеспечить эффективное транспортное межрегиональное и внутрирегиональное сообщение, но и оказать позитивное влияние на решение проблем комплексного развития собственных и сопредельных территорий Чувашской Республики, занятости и концентрации населения.

В Чувашской Республике в той или иной степени пользуются услугами автомобильного транспорта 1292,2 тыс. человек. Республика характеризуется разветвленной сетью автомобильных дорог.

Показатели обеспеченности автодорогами на 1000 кв. км по зарубежным государствам:

США - 640 км;

Канада - 300 км;