Недействующий

О нормативных документах, регулирующих долговые обязательства Чувашской Республики

Приложение 4
к постановлению
Кабинета Министров
Чувашской Республики
от 30.09.2001 N 226

ОСНОВЫ управления рисками в области долговой политики


Основной целью управления государственным долгом Чувашской Республики является обеспечение удовлетворения потребностей Чувашской Республики в финансировании и выполнении ее обязательств по платежам при наименьших затратах в средне- и долгосрочной перспективе при разумной степени риска.

В процессе управления государственным долгом Чувашской Республики возможны:

рыночный риск - риск, связанный с изменением процентных ставок. Такой риск изменения процентной ставки существует, когда изменение процентных ставок в будущем может привести к значительным изменениям в исполнении республиканского бюджета Чувашской Республики или возможности обслуживания долга. Изменение процентных ставок сказывается на стоимости обслуживания задолженности по новым выпускам при рефинансировании задолженности по фиксированной ставке и при пересмотре ставок по задолженности по плавающей ставке. При этом задолженность с коротким сроком погашения (краткосрочная или по плавающей ставке) является более рискованной, чем долгосрочная задолженность по фиксированной ставке;

валютный риск - риск, связанный с изменением валютного курса, т.е. когда долговые обязательства привлечены в валюте, а доходы (генерирующие денежные потоки, необходимые для обслуживания долга) деноминированы в рублях, соответственно изменяется и объем рублевых средств, необходимых для обслуживания государственного долга Чувашской Республики;

риск пролонгации - когда задолженность по долговым обязательствам Чувашской Республики пролонгируется по обычно высокой цене или (в крайних случаях) вообще невозможна пролонгация;

кредитный риск - риск невыполнения заемщиками обязательств по выданным из республиканского бюджета Чувашской Республики бюджетным ссудам и кредитам, иным финансовым активам или контрагентами по финансовым контрактам;

расчетный риск, подразумевающий потенциальные потери, которые может нести Чувашская Республики в результате того, что уполномоченный агент по обслуживанию долговых обязательств Чувашской Республики не произвел расчета по обязательствам по любой причине, кроме дефолта;

операционный риск, охватывающий целый ряд различных видов риска, включая операционные ошибки на различных этапах проведения или регистрации операций; недостатки и сбои в механизмах внутреннего контроля или в системах и службах; риск репутации; юридический риск; нарушение профессиональной тайны или стихийные бедствия, воздействующие на деловую активность.

Во избежание рисков, возникающих в процессе управления государственным долгом Чувашской Республики, Министерство финансов Чувашской Республики проводит анализ долговых обязательств Чувашской Республики с использованием следующих основных критериев:

а) наличие (текущего или реструктуризированного) просроченного прямого долга; (текущих или реструктуризированных) просроченных гарантий.

Данный показатель свидетельствует о том, что кредитоспособность Чувашской Республики как невыполняющей своих долговых обязательств находится на минимально возможном уровне;

б) соотношение объема краткосрочной и долгосрочной задолженности. Значительное превышение объема краткосрочной задолженности над долгосрочной негативно влияет на кредитоспособность Чувашской Республики, поскольку свидетельствует о нерациональной долговой политике и отсутствии инвестиционных заимствований;

в) доля долговых обязательств, номинированных в иностранной валюте, в структуре долговых обязательств. В условиях высокого валютного риска большая доля долговых обязательств, номинированных в иностранной валюте, значительно повышает вероятность невыполнения Чувашской Республикой своих обязательств, поскольку республиканский бюджет Чувашской Республики имеет источники доходов в рублевом эквиваленте;

г) доля основных составляющих прямого долга в его структуре. Она позволяет оценить приоритеты долговой политики Чувашской Республики;

д) долговая нагрузка на республиканский бюджет Чувашской Республики. Рассчитывается как отношение баланса привлеченных и погашенных заемных средств и расходов на обслуживание долговых обязательств к доходам республиканского бюджета Чувашской Республики;

е) доля выплат по краткосрочным обязательствам в структуре долговой нагрузки. Большое значение показателя свидетельствует о недостаточности бюджетных средств для выполнения собственных обязательств и как следствие - чрезмерном количестве кредитов на покрытие кассовых разрывов;

ж) доля выплат по долгосрочным обязательствам в структуре долговой нагрузки. Показывает долговую нагрузку Чувашской Республики по инвестиционным заимствованиям;

з) доля обслуживания по долговым обязательствам в структуре долговой нагрузки. Определяет, насколько выгодны условия заимствования, а также оценивает размер дополнительной нагрузки на республиканский бюджет Чувашской Республики в результате использования заемных средств;

и) отношение выплат по полному долгу к поступлениям в денежной форме за вычетом обязательных расходов в денежной форме. Позволяет оценить техническую способность Чувашской Республики выполнять обязательства по собственным долгам после осуществления текущих обязательных денежных расходов. Значение этого показателя больше 0 свидетельствует о том, что у Чувашской Республики недостаточно денежных средств для погашения долгов в текущем году и они могут быть погашены только за счет перекредитования, что значительно повышает кредитный риск;

к) доля бюджетных поручительств за коммерческие предприятия в общей сумме поручительств. Оценивает рациональность долговой политики Чувашской Республики. Большое значение показателя свидетельствует об использовании Чувашской Республикой бюджетных средств для поддержки коммерческих проектов, что противоречит целям рациональной бюджетной политики и увеличивает расходы республиканского бюджета Чувашской Республики.