КАБИНЕТ МИНИСТРОВ ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 27 ноября 2000 года N 221
О республиканской программе охраны здоровья матери и ребенка в Чувашской Республике на 2001 - 2003 годы
признан утратившим силу постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 02 марта 2005 г. N 46
{ИЗМЕНЕНИЯ И ДОПОЛНЕНИЯ:
Постановление Кабинета Министров Чувашской Республики от 14.06.2001 г. N 126;
Постановление Кабинета Министров Чувашской Республики от 15.10.2002 г. N 275;
Постановление Кабинета Министров Чувашской Республики от 25.12.2002 г. N 347;
Постановление Кабинета Министров Чувашской Республики от 04.07.2003 г. N 156}
В целях улучшения демографической ситуации в Чувашской Республике, охраны репродуктивного здоровья населения, сохранения и укрепления здоровья женщин и детей Кабинет Министров Чувашской Республики постановляет:
1. Утвердить прилагаемую Республиканскую программу охраны здоровья матери и ребенка в Чувашской Республике на 2001 - 2003 годы (далее - Программа).
2. Определить Министерство здравоохранения Чувашской Республики государственным заказчиком Программы.
3. Финансовое обеспечение мероприятий Программы осуществляется Министерством здравоохранения Чувашской Республики в пределах средств, предусматриваемых ежегодно в республиканском бюджете Чувашской Республики на развитие здравоохранения.
4. Установить, что в ходе реализации Программы объемы финансирования программных мероприятий подлежат ежегодной корректировке с учетом реальных возможностей республиканского бюджета Чувашской Республики.
5. Рекомендовать администрациям районов и городов Чувашской Республики разработать территориальные программы охраны здоровья матери и ребенка.
Председатель Кабинета Министров
Чувашской Республики - Э.Аблякимов
Наименование Программы | Республиканская программа охраны здоровья матери и ребенка в Чувашской Республике на 2001 - 2003 годы (далее - Программа) |
Основания для разработки Программы | Концепция охраны репродуктивного здоровья нас еления России на период 2001 - 2004 годов (утверждена 11 апреля 2000 г. коллегией Министерства здравоохранения Российской Федерации, Министерства труда и социального развития Российской Федерации, Министерства образования Российской Федерации); |
Указ Президента Чувашской Республики "О дополнительных мерах по охране материнства"; | |
постановление Кабинета Министров Чувашской Республики "О Плане действий по охране материнства в Чувашской Республике" | |
Государственный заказчик Программы | Министерство здравоохранения Чувашской Республики |
Основной разработчик Программы | Министерство здравоохранения Чувашской Республики |
Цели и задачи Программы | улучшение демографической ситуации в Чувашской Республике; |
охрана репродуктивного здоровья населения; | |
сохранение и укрепление здоровья женщин и детей | |
Сроки реализации Программы | 2001 - 2003 годы: |
1 этап - 2001 год; | |
2 этап - 2002 - 2003 годы | |
Перечень основных направлений реализации Программы матери и ребенка; | меры государственной поддержки материнства и детства; |
совершенствование системы охраны здоровья | |
развитие специализированной помощи детям; | |
система подготовки и усовершенствования медицинских кадров; | |
информационная и просветительская работа с общественностью и населением | |
Основные исполнители Программы | Министерство здравоохранения Чувашской Республики, Фонд обязательного медицинского страхования Чувашской Республики, администрации районов и городов |
Объем и источники финансирования Программы | для реализации Программы потребуется 74,35 млн. рублей (в ценах 2000 г.), в том числе за счет средств: республиканского бюджета Чувашской Республики 12,04 млн. рублей (в 2001 г. - 3,55 млн. рублей, в 2002 г. - 7,02 млн. рублей, в2003 г. - 1,47 млн. рублей), местных бюджетов -21,67 млн. рублей (в 2001 г. - 5,9 млн. рублей, в 2002 г. 8,08 млн. рублей, в 2003 г. - 7,69 млн. рублей), Фонда обязательного медицинского страхования Чувашской Республики - 40,64 млн. рублей (в 2001 г. - 14,31 млн. рублей, в 2002 г. - 13,89 млн. рублей, в 2003 г. - 12,44 млн. рублей) |
Ожидаемые результаты Программы населения; | конечные укрепление государственной системы охраны материнства и детства в Чувашской Республике; |
реализации улучшение состояния репродуктивного здоровья | |
снижение показателей младенческой и материнской смертности | |
Система организации контроля за выполнением Программы | государственный заказчик - Министерство здравоохранения Чувашской Республики ежегодно к 15 февраля информирует Кабинет Министров Чувашской Республики о ходе выполнения Программы |
1. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программным методом
Республиканская программа охраны здоровья матери и ребенка в Чувашской Республике на 2001 - 2003 годы (далее - Программа) разработана в целях реализации Концепции охраны репродуктивного здоровья населения России на период 2000 - 2004 годов, утвержденной 11 апреля 2000 г. коллегией Министерства здравоохранения Российской Федерации, Министерства труда и социального развития Российской Федерации, Министерства образования Российской Федерации, во исполнение Указа Президента Чувашской Республики от 1 марта 2000 г. N 26 "О дополнительных мерах по охране материнства", постановления Кабинета Министров Чувашской Республики от 4 апреля 2000 г. N 58 "О Плане действий по охране материнства в Чувашской Республике". Разработка и реализация Программы обусловлены необходимостью принятия дополнительных мер по укреплению государственной системы охраны материнства и детства, улучшению демографической ситуации в Чувашской Республике.
Настоящая Программа является продолжением целевой Программы охраны матери и ребенка в Чувашской Республике на 1997 - 2000 годы. В соответствии с мероприятиями указанной Программы учреждения службы охраны здоровья матери и ребенка оснащались современной аппаратурой, предназначенной для диагностики осложнений беременности, патологии плода и новорожденного, различных нарушений репродуктивной функции женщины. Оснащение медицинской техникой позволило внедрить передовые медицинские технологии методов родоразрешения, профилактики и лечения акушерских осложнений, детских заболеваний.
Получила дальнейшее развитие материальная база учреждений детства и родовспоможения. Введены в строй детские больницы в г.г. Чебоксары и Канаше, начато строительство республиканского перинатального центра, осуществлен капитальный ремонт одиннадцати объектов. Приняты меры по повышению экономической эффективности использования коечного фонда, развитию новых типов учреждений (стационар одного дня, дневные стационары и т.д.). Улучшена подготовка медицинских кадров для родовспомогательных и детских учреждений, открыт институт усовершенствования врачей. Совершенствовались организационные формы обслуживания детей и матерей, их оздоровления. Улучшилось взаимодействие органов и учреждений здравоохранения с государственными органами и общественными организациями в вопросах охраны здоровья матери и ребенка.
В результате за последние 4 года перинатальная смертность, отражающая уровень развития акушерской и педиатрической помощи, сократилась с 16,1 до 13,0 на 1000 родившихся (Российская Федерация - 14,2). Стабилизировался уровень младенческой смертности (в 1999 году - 14,9 на 1000 родившихся живыми). Сократилось число женщин, умерших от осложнений беременности и родов. Показатель материнской смертности в Чувашской Республике составил в 1999 году 41,0 на 100000 родившихся живыми (Российская Федерация - 44,2). За последние 4 года число абортов снизилось на 20 процентов. Количество бесплодных супружеских пар уменьшилось на 23 процента.
Заболеваемость детей первого года жизни стабилизировалась и в 1999 году составила 2170,8 на 1000 детей соответствующего возраста.
Вместе с тем сохраняющаяся нестабильная социально - экономическая ситуация в обществе продолжает оказывать негативное влияние на состояние здоровья населения.
Отмечается рост среди женского и детского населения числа больных, страдающих заболеваниями с хроническим и рецидивирующим течением. В структуре общей заболеваемости возросла доля врожденных аномалий развития, болезней системы кровообращения, нервной системы, мочеполовых органов, инфекционных болезней. Отрицательные тенденции имеет качество здоровья беременных женщин: за последние 4 года на 27 процентов возросла заболеваемость малокровием, на 22 процента - инфекциями почек. Ежегодно на 10 процентов возрастает частота осложнений беременности. В целом показатели здоровья беременных женщин значительно ниже среднероссийского уровня.
Из 12 тысяч новорожденных около 33 процентов имеют отклонения в состоянии здоровья. В Чувашской Республике ежегодно рождается 900 - 1000 недоношенных детей, которые составляют группу высокого риска по развитию хронических заболеваний, инвалидизации и детской смертности. Внедрение современных методов диагностики внутриутробных инфекций плода и новорожденных позволит уменьшить частоту невынашивания беременности, улучшить состояние здоровья новорожденных.
Значительную долю в структуре детской смертности занимают отдельные состояния перинатального периода и врожденные пороки развития, составляя 60 - 70 процентов случаев смерти детей первых четырех лет жизни. Диагностика подавляющего большинства пороков развития в настоящее время затруднена из-за отсутствия аппаратуры высокой разрешающей способности, массовых иммуноферментных исследований. Вместе с тем применение современного перинатально - диагностического подхода к профилактике врожденной наследственной патологии позволяет предотвратить рождение детей с пороками развития (65 - 75%) и хромосомными болезнями (80 - 85%).
Дальнейшее снижение перинатальной и младенческой смертности возможно при условии внедрения эффективных технологий, включающих дородовую диагностику, совершенствование службы реанимации новорожденных, выхаживание недоношенных детей. Это требует создания республиканского перинатального центра, межрайонных акушерских отделений, оснащения учреждений родовспоможения и детства медицинской техникой и оборудованием, высокой квалификации кадров.
В республике до 80 процентов детей семилетнего возраста страдают кариесом. Проводимые медицинские мероприятия позволили лишь стабилизировать частоту заболеваний зубочелюстной системы у детей. В то же время лечение осложнений кариеса зубов требует значительных временных и материальных затрат. Необходима расширенная программа массовой профилактики кариеса зубов.
Ежегодно хирургические вмешательства проводятся у 100 - 120 детей в возрасте до одного года, из которых каждый пятый новорожденный. Специфика хирургических операций требует обеспечения соответствующим оборудованием, отсутствие которого в настоящее время отрицательно влияет на выживание детей после тяжелых хирургических вмешательств.
Отдельную проблему представляют злокачественные заболевания крови у детей. Ежегодно рост данной патологии составляет 10 - 15 процентов. Организация лечения современными противоопухолевыми лекарственными средствами позволяет сегодня увеличить до 75 процентов выживаемость среди данных больных.
В связи с увеличением числа детей с заболеваниями нервной системы и психическими расстройствами растет обращаемость к детскому сурдологу. В республике нарушением слуха страдают 3 ребенка из 1000 детей в возрасте до 15 лет. В то же время ранняя диагностика нарушений слуха недостаточна в связи с отсутствием современного оборудования, позволяющего определять степень поражения слуха.
Важнейшим фактором, влияющим на здоровье женщин и новорожденных, являются условия труда. В настоящее время каждая третья женщина репродуктивного возраста работает в условиях, несоответствующих санитарно - гигиеническим нормам. Из общего числа профессиональных заболеваний каждое пятое приходится на женщин, четвертая часть которых в репродуктивном возрасте.
Разработанная Программа направлена на снижение материнской и детской заболеваемости и смертности, улучшение репродуктивного здоровья населения республики.
Основной целью Программы является улучшение демографической ситуации в Чувашской Республике, сохранение и укрепление здоровья женщин и детей, охрана репродуктивного здоровья населения.
Программа предусматривает решение следующих задач:
реализацию мер государственной поддержки материнства и детства;
повышение эффективности мероприятий по профилактике материнской и младенческой заболеваемости, инвалидности и смертности;
создание условий для рождения желанных и здоровых детей; укрепление материально - технической базы учреждений акушерско - гинекологической и педиатрической служб.
Осуществление мероприятий, предусмотренных Программой, рассчитано на 3 года и будет реализовываться в два этапа:
1 этап (2001 год) - охватывает решение первоочередных задач, включающих строительство и оснащение республиканского перинатального центра, создание межрайонных родовспомогательных учреждений;
2 этап (2002 - 2003 годы) - развитие специализированных видов медицинской помощи детям раннего периода жизни.
На всех этапах предусматривается реализация государственной политики в области охраны матери и ребенка, внедрение современных медицинских технологий.
Программные мероприятия представлены по следующим направлениям:
3.1. Меры государственной поддержки материнства и детства.
Предусматриваются усиление контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации и Чувашской Республики по вопросам охраны труда вопросам охраны труда женщин на предприятиях, в организациях и учреждениях независимо от форм собственности, принятие нормативных документов Чувашской Республики по массовой профилактике йоддефицитных состояний и кариеса, бесплатное обеспечение беременных женщин и кормящих матерей до достижения детьми шести месяцев препаратами, содержащими витамины и микроэлементы, организация отделов реализации продуктов детского питания на предприятиях торговли, внедрение обучающих программ для учащихся старших классов по проблемам здоровой семьи.
3.2. Совершенствование системы охраны здоровья матери и ребенка.
Предусматривается завершение строительства Республиканского перинатального центра, организация межрайонных акушерских отделений, оснащение учреждений родовспоможения и детства диагностической и лечебной аппаратурой, внедрение экономически эффективных стационарзамещающих технологий, скрининг беременных и новорожденных на дефекты развития, проведение мониторинга здоровья беременных.
3.3. Развитие специализированной помощи детям.
Предусмотрено развитие детской онкогематологии, стоматологии, хирургии новорожденных, детской сурдологии.
3.4. Система подготовки и совершенствования медицинских кадров.
Предусмотрено осуществление целевой подготовки медицинских работников службы родовспоможения и детства для сельских лечебно - профилактических учреждений, проведение циклов повышения квалификации врачей.
3.5. Информационная и просветительская работа с общественностью и населением.
Намечены мероприятия по проведению общереспубликанской просветительской кампании среди населения по вопросам репродуктивных прав и здоровья, равноправия полов, ответственного сексуального поведения, профилактики раннего выявления заболеваний репродуктивной системы, массовой и комплексной физкультурно-оздоровительной работы.
Объем финансирования Программы составит 74,35 млн. рублей (в ценах 2000 г.), в том числе за счет средств: республиканского бюджета Чувашской Республики - 12,04 млн. рублей (в 2001 г. - 3,55 млн. рублей, в 2002 г. - 7,02 млн. рублей, в 2003 г. - 1,47 млн. рублей), местных бюджетов - 21,67 млн. рублей (в 2001 г. - 5,9 млн. рублей, в 2002 г. - 8,08 млн. рублей, в 2003 г. - 7,69 млн. рублей), Фонда обязательного медицинского страхования Чувашской Республики - 40,64 млн. рублей (в 2001 г. - 14,31 млн. рублей, в 2002 г. - 13,89 млн. рублей, в 2003 г. - 12,44 млн. рублей).