Недействующий

О Республиканской программе поэтапного развития системы государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним на территории Чувашской Республики на 2001-2006 годы

1. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами


Республиканская программа поэтапного развития системы государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним на территории Чувашской Республики на 2001- 2006 годы (далее - Программа) разработана в соответствии с пунктом 2 статьи 32 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" и на основании Федеральной программы поэтапного развития системы государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 9 апреля 2001 г. N 273.

С принятием Гражданского кодекса Российской Федерации и Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" в Российской Федерации начался новый этап государственного и правового регулирования отношений, возникающих в процессе гражданского оборота объектов недвижимости.

В целях реализации государственной политики в области регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, для обеспечения деятельности учреждения юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним - Регистрационной палаты Чувашской Республики (далее - Регистрационная палата Чувашской Республики) Кабинетом Министров Чувашской Республики в феврале-мае 1998 г. был принят ряд постановлений, которыми в своей деятельности руководствуется Регистрационная палата Чувашской Республики.

Чувашская Республика в числе первых среди субъектов Российской Федерации приступила к реализации положений Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним". Постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 4 февраля 1998 г. N 8 "О создании учреждения юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним - Регистрационной палаты Чувашской Республики" в границах территории Чувашской Республики образован единый регистрационный округ и создана Регистрационная палата Чувашской Республики.

С 1 июня 1998 г. в соответствии с Указом Президента Чувашской Республики от 14 мая 1998 г. N 57 "О мерах по реализации в Чувашской Республике Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" в г. Чебоксары приступила к осуществлению государственной регистрации прав на объекты недвижимого имущества и сделок с ними Регистрационная палата Чувашской Республики.

В декабре 1998 г. Регистрационной палатой Чувашской Республики был разработан и утвержден план развития системы государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним в Чувашской Республике, в котором были определены основные этапы создания и развития системы.

В 2000 году Регистрационная палата Чувашской Республики приступила к осуществлению возложенных на нее задач на территории всего регистрационного округа, что определило окончание этапа формирования системы государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним в Чувашской Республике и переход к этапу развития и дальнейшего совершенствования ее деятельности.

Развитие системы государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним должно обеспечить:

развитие рынка недвижимости в Чувашской Республике и создание эффективных механизмов государственного управления этим рынком в Чувашской Республике;

защиту конституционных прав собственников и обладателей иных прав на объекты недвижимости;

эффективную экономическую деятельность участников гражданского оборота на рынке недвижимости;

возможность предоставления любому заинтересованному лицу достоверной информации о зарегистрированных правах на недвижимое имущество;

привлечение дополнительных инвестиций в экономику Чувашской Республики;

упорядочение сбора налогов, связанных с объектами недвижимого имущества и их обладателями;

создание дополнительных гарантий безопасности для участников рынка недвижимости.

Программа предусматривает реализацию мероприятий по следующим направлениям:

а) первое направление включает в себя совершенствование финансового механизма развития и поддержания системы государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, которая в настоящее время развивается в основном за счет средств, получаемых в виде платы за государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним и за предоставление информации о зарегистрированных правах. В рамках реализации данного мероприятия следует решить вопрос о финансовой поддержке системы государственной регистрации прав, в том числе за счет бюджетных средств и средств, привлекаемых из иных, не запрещенных законом, источников.

Кроме того, необходимо решить вопрос о закреплении за Регистрационной палатой Чувашской Республики помещений и зданий, занимаемых ее структурными подразделениями, находящихся в государственной собственности Чувашской Республики и в муниципальной собственности;

б) второе направление включает в себя формирование единой информационной системы государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним с последующей ее интеграцией в иные информационные системы, связанные с объектами недвижимого имущества и их правообладателями в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".

Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним содержит информацию о существующих и прекращенных правах на объекты недвижимости, данные об указанных объектах, сведения о правообладателях и ведется как на бумажных, так и магнитных носителях.

В настоящее время Министерством юстиции Российской Федерации разрабатываются единые требования к программному обеспечению ведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Автоматизированная система Регистрационной палаты Чувашской Республики должна стать неотъемлемой частью автоматизированной системы по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним Министерства юстиции Российской Федерации.

Для решения вопроса обмена данными между учреждениями юстиции по государственной регистрации прав субъектов Российской Федерации, а в дальнейшем для создания единого информационного пространства важно решить проблему зашиты хранимой информации от несанкционированного доступа. Постепенно на уровне всех регионов начинается выработка единых требований к программе по защите информации;

в) третье направление включает в себя формирование комплексного подхода с позиций государственных интересов к созданию единой системы государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Это связано с решением задач по организации и совершенствованию взаимодействия Регистрационной палаты Чувашской Республики и органов, осуществляющих государственный учет, техническую инвентаризацию объектов недвижимого имущества, с целью минимизации усилий и затрат участников гражданского оборота в процессе осуществления государственной регистрации. Также необходима комплексная проработка вопросов развития системы государственной регистрации прав во взаимосвязи с системой налогообложения (объектов недвижимого имущества и их правообладателей);

г) четвертое направление включает в себя разработку и принятие нормативных правовых актов в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним в рамках компетенции субъекта Российской Федерации, а также совершенствование действующей в Чувашской Республике нормативной правовой и методической базы по данному вопросу, кадастровое обеспечение.

Необходимым условием совершенствования выполняемой работы, эффективной реализации поставленных задач является постоянное повышение профессионального уровня работников Регистрационной палаты Чувашской Республики. Поэтому меры по обучению на специальных курсах, в том числе на курсах повышения квалификации, семинарах, стажировках являются обязательными для включения в программу развития. Тем более, что система государственной регистрации является новой, находится в стадии своего становления и развития и неурегулированных вопросов остается еще много, недостаточно как нормативной базы, так и практического опыта. На данном этапе важен обмен опытом, выработка единых подходов.