Существующая в настоящее время система бюджетных учреждений, сформированная в иных социально-экономических условиях, до сих пор функционирует в отрыве от современных требований к развитию государственного сектора. А органы власти осуществляют содержание существующей сети бюджетных учреждений вне зависимости от объема и качества оказываемых ими государственных услуг.
Количество бюджетных учреждений, финансируемых за счет средств республиканского бюджета Чувашской Республики и бюджетов муниципальных образований Чувашской Республики, в настоящее время составляет 3618 единиц.
В республике много сделано по совершенствованию, реструктуризации и оптимизации бюджетных учреждений. В межбюджетных отношениях ряд лет применяется принцип подушевого распределения финансовых ресурсов.
В Чувашии осуществлена полномасштабная реструктуризация бюджетной сети. Например, прошли реструктуризацию 273 школы, создано 138 кустовых базовых школ. Сокращение малокомплектных школ и создание образовательных центров привели к значительному повышению уровня образовательного процесса. Повысилась возможность выпускников школ для поступления в вузы, а переход на систему подушевого финансирования образовательных услуг стал реальной гарантией качественного образования вне зависимости от места предоставления услуг - в сельской или городской местности.
В республике осуществляется поэтапная работа по переходу на одноканальное финансирование системы здравоохранения через систему обязательного медицинского страхования, что позволяет переходить на осуществление расчетов за оказанные услуги по полным тарифам на основе стандартов оказания медицинской помощи.
Чувашия стала пилотной площадкой Правительства России по совершенствованию образовательного процесса и одноканального финансирования в здравоохранении.
Серьезная работа проделана по совершенствованию системы оплаты труда в бюджетных учреждениях, направленная на стимулирование персонала на повышение качества услуг. С 1 января 2009 г. все учреждения, финансируемые из республиканского бюджета Чувашской Республики и бюджетов муниципальных образований Чувашской Республики, переведены на отраслевые системы оплаты труда.
В последнее время осуществляется перевод бюджетных учреждений в автономные. По состоянию на 1 декабря 2010 г. создано 67 автономных учреждений, в том числе по отрасли культуры - 29, образования – 19, спорта – 11, др. – 8. Это явилось предварительным этапом совершенствования деятельности бюджетных учреждений, направленным на создание предпосылок для повышения качества оказания государственных и муниципальных услуг, внедрения элементов рыночности в деятельность государственных и муниципальных учреждений, обеспечения больших возможностей для ускоренного развития наиболее успешных государственных (муниципальных) учреждений.
Вместе с тем в разрезе конкретных учреждений действует принцип финансирования исходя из необходимости содержания существующих мощностей, а не исходя из объемов оказываемых услуг. Планирование в основном осуществляется методом индексации расходов, в результате чего отсутствует стимул к оптимизации расходов в части как их совокупных объемов, так и структуры.
Одним из ключевых элементов бюджетной реформы, нацеленной на переход от системы управления затратами к системе управления по результатам, является реформирование бюджетной сети, осуществляемое в рамках реализации Федерального закона от 8 мая 2010 г. N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений" (далее - Закон N 83-ФЗ).
Целями данного направления Программы являются:
повышение доступности и качества государственных (муниципальных) услуг в сфере образования, здравоохранения, культуры, социального обеспечения и других социально значимых сферах;
привлечение и сохранение в бюджетной сфере высокопрофессиональных кадров;
создание условий для оптимизации бюджетной сети;
развитие материально-технической базы государственных (муниципальных) учреждений, в том числе за счет более активного привлечения средств из внебюджетных источников;
снижение неустановленных видов оплаты услуг государственных (муниципальных) учреждений;
внедрение в деятельность государственных (муниципальных) учреждений элементов конкурентных отношений.
Для достижения указанных целей необходимо решить следующие взаимосвязанные задачи:
совершенствование правового статуса государственных (муниципальных) учреждений;
внедрение новых форм оказания и финансового обеспечения государственных (муниципальных) услуг;
повышение открытости деятельности учреждений, оказывающих государственные (муниципальные) услуги, для потребителей этих услуг.
В соответствии с изменениями, внесенными Законом N 83-ФЗ в Гражданский кодекс Российской Федерации, государственное или муниципальное учреждение может создаваться в форме бюджетного (нового типа), автономного или казенного учреждения.
Выбор соответствующего правового статуса должен осуществляться с учетом возможности функционирования учреждения на основе рыночных принципов.
Предполагается изменить механизмы финансового обеспечения бюджетных учреждений (с расширенным объемом прав), оказывающих государственные (муниципальные) услуги:
перевести их к 2012 году со сметного финансового обеспечения их деятельности на предоставление им субсидий на выполнение государственных заданий;
{Абзац 25 в редакции постановления Кабинета Министров Чувашской Республики от 20 июня 2011 г. N 248}
предоставить право бюджетным учреждениям (с расширенным объемом прав) зачислять доходы от приносящей доходы деятельности в самостоятельное распоряжение этих учреждений;
исключить субсидиарную ответственность Чувашской Республики (муниципального образования) по обязательствам бюджетных учреждений (с расширенным объемом прав);