Действующий

Об утверждении Программы повышения эффективности бюджетных расходов Чувашской Республики на 2011 и 2012 годы

VI. Государственные программы как инструмент повышения эффективности бюджетных расходов


Для формирования и систематизации целей и задач субъектов бюджетного планирования в Чувашской Республике была сформирована система целей социально-экономического развития республики исходя из следующих основных документов среднесрочного планирования:

Стратегия социально-экономического развития Чувашской Республики до 2020 года;

указы Главы Чувашской Республики, направленные на определение основных направлений бюджетной политики, формирование современной инфраструктуры, развитие малого и среднего предпринимательства, формирование инновационной среды и информационных технологий, развитие человеческого потенциала, обеспечение опережающего развития эффективной системы непрерывного образования, физической культуры и спорта, здорового образа жизни;

{Абзац 3 в редакции постановления Кабинета Министров Чувашской Республики от 23 ноября 2011 г. N 515}

территориальная комплексная схема градостроительного планирования развития территории Чувашской Республики, схемы территориального планирования муниципальных районов, генеральные планы городских округов и поселений;

республиканские целевые программы и комплексные программы социально-экономического развития муниципальных образований, стратегии развития отдельных отраслей экономики.

Данные документы являются ключевыми в системе регионального планирования, взаимоувязаны между собой, направлены на изменение стандартов жизни и повышение уровня благосостояния населения Чувашской Республики. В соответствии с постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 3 февраля 2005 г. N 21 "Об утверждении Стратегического плана действий органов исполнительной власти Чувашской Республики на 2005-2006 годы и Методики оценки результативности и эффективности деятельности органов исполнительной власти Чувашской Республики" еще в 2005 году были разработаны и утверждены Стратегический план действий органов исполнительной власти на два года с установлением поквартальных и годовых показателей достижения цели и поставленных задач, Методика оценки результативности и эффективности деятельности органов исполнительной власти Чувашской Республики.

В течение 2005 и 2006 годов в республике было осуществлено внедрение механизма финансирования расходов на содержание органов исполнительной власти Чувашской Республики с учетом оценки качества и результативности их деятельности на базе программного комплекса "Оценка результативности бюджетных расходов субъектов бюджетного планирования на основе докладов о результатах и основных направлениях деятельности", увязанного с показателями системы объединенных государственных информационных ресурсов "Мониторинг - Аналитика – Прогноз".

В целях расширения сфер применения программно-целевых методов бюджетного планирования с 2008 года к разработке докладов об основных направлениях деятельности приступили органы местного самоуправления.

Следует отметить, что хотя разработка ДРОНДов в целом способствует увязке информации о целях, задачах и результатах деятельности с фактическими и планируемыми объемами бюджетного финансирования, фактическое выделение финансовых ресурсов, необходимых на достижение заявленных целей и задач, производится в отрыве от содержания ДРОНДов. Обоснование бюджетных ассигнований недостаточно увязано с показателями непосредственного и (или) конечного результата использования бюджетного ассигнования (результата деятельности субъекта бюджетного планирования).

На уровне Российской Федерации в качестве одного из инструментов повышения эффективности бюджетных расходов как составной части эффективности деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления предлагается принять программно-целевой принцип организации их деятельности.

В рамках перехода на новый принцип планирования распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2010 г. N 1101-р утверждена Программа Правительства Российской Федерации по повышению эффективности бюджетных расходов на период до 2012 года, в которой, наравне с уже действующими федеральными целевыми программами и ведомственными целевыми программами, вводится более широкое понятие государственной программы Российской Федерации.

Новый принцип планирования также предлагается внедрить на уровне Чувашской Республики.

Государственная программа Чувашской Республики (далее - государственная программа) – документ, определяющий цель, задачи, результаты, основные направления и инструменты государственной политики, обеспечивающий реализацию в установленные сроки Стратегии социально-экономического развития Чувашской Республики до 2020 года, других крупномасштабных мероприятий республиканского значения.

В состав государственных программ могут включаться республиканские целевые программы и ведомственные целевые программы Чувашской Республики. Требования к содержанию, порядку разработки и реализации республиканских целевых программ и ведомственных программ Чувашской Республики, включенных в государственную программу, определяются Кабинетом Министров Чувашской Республики.

Ответственными за разработку и реализацию государственных программ являются органы исполнительной власти Чувашской Республики.

Общими принципами разработки и реализации государственных программ являются:

формирование государственных программ исходя из четко определенных долгосрочных целей социально-экономического развития и индикаторов их достижения;

определение органа исполнительной власти Чувашской Республики, отвечающего за реализацию государственной программы (достижение конечных результатов);

установление для государственных программ, как правило, измеримых результатов двух типов: конечных результатов, характеризующих удовлетворение потребностей внешних потребителей, и непосредственных результатов, характеризующих объемы и качество оказания государственных услуг, прогнозируемых при заданных условиях;

охват государственными программами всех сфер деятельности органов исполнительной власти Чувашской Республики и, соответственно, большей части бюджетных ассигнований, других материальных ресурсов, находящихся в их распоряжении, а также интеграция регулятивных (правоустанавливающих, правоприменительных и контрольных) и финансовых (бюджетных, налоговых, таможенных, имущественных, кредитных, долговых и валютных) инструментов для достижения целей государственных программ;

наделение органов исполнительной власти Чувашской Республики и их должностных лиц, осуществляющих управление государственными программами и их подпрограммами, полномочиями, необходимыми и достаточными для достижения целей программ в соответствии с принципами и требованиями проектного управления;

проведение регулярной оценки результативности и эффективности реализации государственных программ, в том числе внешней экспертизы, оценки их вклада в решение вопросов модернизации и инновационного развития экономики с возможностью их корректировки или досрочного прекращения, а также установление ответственности должностных лиц в случае неэффективной реализации программ.

Предполагается, что состав подпрограмм и планируемые результаты их реализации будут определяться государственной программой, а бюджетные ассигнования на их достижение будут утверждаться законом Чувашской Республики о республиканском бюджете Чувашской Республики на очередной финансовый год и плановый период.

Для реализации вышеизложенных подходов необходимо:

утвердить порядок разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ;

определить перечень государственных программ и организовать подготовку проектов государственных программ;

определить порядок планирования объемов бюджетных ассигнований республиканского бюджета Чувашской Республики на реализацию государственных программ на среднесрочный период с учетом необходимости его увязки с бюджетным процессом.