Действующий

Об утверждении Программы повышения эффективности бюджетных расходов Чувашской Республики на 2011 и 2012 годы

V. Совершенствование разграничения полномочий и организации деятельности публично-правовых образований


Наряду с обеспечением долгосрочной сбалансированности и устойчивости бюджетной системы Чувашской Республики для реализации целей и задач Программы необходимо четкое определение полномочий (прав и ответственности) и принципов деятельности федеральных органов государственной власти, органов государственной власти Чувашской Республики и органов местного самоуправления.

Это является необходимым условием для устранения избыточных и дублирующих функций и полномочий органов государственной власти Чувашской Республики и органов местного самоуправления, наличие которых приводит как к увеличению бюджетных расходов, так и к размыванию ответственности за результаты деятельности.

Законодательством Российской Федерации и законодательством Чувашской Республики уже закреплены основы деятельности публично-правовых образований Чувашской Республики - разграничены доходные и расходные полномочия между органами государственной власти и органами местного самоуправления, что предполагает независимость каждого уровня публичной власти в финансовых вопросах и четко расписывает сферу ответственности каждого.

В тех сферах, где органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления самостоятельно определяют правила своей деятельности, федеральное регулирование, как правило, должно определять их общую методологию, направления развития и основы взаимодействия.

Для реализации указанных принципов Правительством Российской Федерации признано целесообразным:

расширить полномочия субъектов Российской Федерации в сфере социальной защиты населения, в том числе с учетом адресности предоставления социальной помощи;

перевести начиная с 2012 года финансовое обеспечение милиции общественной безопасности за счет средств федерального бюджета с одновременной передачей на уровень субъектов Российской Федерации федеральных бюджетных учреждений, деятельность которых не связана с выполнением исключительных полномочий Российской Федерации, либо сокращением межбюджетных трансфертов или расширением полномочий субъектов Российской Федерации за счет передачи федеральных полномочий;

отказаться от неформализованных каналов предоставления бюджетам субъектов Российской Федерации финансовой

поддержки из федерального бюджета;

обеспечить повышение обусловленности предоставления финансовой помощи бюджетам субъектов Российской Федерации путем установления обязательств не только по повышению качества управления региональными (муниципальными) финансами, но и проведения структурных реформ и повышения результативности деятельности;

осуществить начиная с 2012 года постепенный переход к консолидации субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации в рамках ключевых направлений государственной политики (государственных программ) в сферах совместного ведения с установлением условий и критериев эффективности их предоставления, ответственности за результаты использования и достижение поставленных целей предоставления;

осуществить начиная с 2012 года постепенное сокращение числа и объема субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации за счет передачи федеральных полномочий с передачей соответствующих финансовых ресурсов;

повысить эффективность применения инструментов воздействия на бюджетную политику субъектов Российской Федерации с учетом их дотационности, в том числе с введением при необходимости внешнего управления;

проводить мониторинг управления государственным (муниципальным) долгом на региональном и местном уровнях с учетом показателей задолженности государственных (муниципальных) унитарных предприятий с целью предотвращения рисков возникновения обязательств у бюджетов по погашению накопленной задолженности;

предоставлять межбюджетные трансферты с учетом оценки эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и исполнительных органов местного самоуправления, в том числе оценки созданных институциональных условий для привлечения инвесторов в регион и муниципалитет соответственно.

С 2006 года в Чувашской Республике введен в действие в полном объеме Федеральный закон от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", построены новые межбюджетные отношения с бюджетами муниципальных образований с учетом образования четвертого уровня бюджетной системы - поселенческого, которые основаны на принципах, создающих стабильные долговременные условия для формирования местных бюджетов и сокращения дифференциации уровня бюджетной обеспеченности муниципальных образований.

В Чувашской Республике проводится комплексная оценка уровня социально-экономического развития муниципальных образований, ведется ежемесячный мониторинг оценки качества управления финансами и платежеспособности муниципальных образований при предоставлении финансовой помощи, в основе которого лежит система индикаторов, отражающих ключевые факторы платежеспособности, определяющие текущее финансовое состояние и потенциальные финансовые возможности, устойчивость по отношению к воздействию негативных внешних факторов, уровень методологического и нормативно-правового обеспечения бюджетного процесса, результаты внедрения передовых практик управления финансами, доступность и объективность информации о финансово-экономическом состоянии территории. Результаты оценки качества управления финансами и платежеспособности муниципальных образований публикуются в средствах массовой информации и информационно-коммуникационной сети Интернет. Для стимулирования органов местного самоуправления муниципальных образований Чувашской Республики к улучшению показателей социально-экономического развития в составе межбюджетных трансфертов бюджетам муниципальных образований предусмотрены дотации на поощрение достижения наилучших показателей деятельности органов местного самоуправления, распределение которых осуществляется на основе оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Чувашской Республики.

{Абзац 16 в редакции постановления Кабинета Министров Чувашской Республики от 28 декабря 2011 г. N 651}

В целом межбюджетные отношения с органами местного самоуправления строятся таким образом, чтобы муниципалитеты в большей степени ориентировались на собственные силы и собственную компетенцию, а суммы финансовой помощи из республиканского бюджета Чувашской Республики должны оптимизироваться. Реализация указанного принципа в условиях весьма ограниченных ресурсов республики и с учетом проводимой на современном этапе бюджетной реформы становится важнейшей задачей.

Дальнейшее развитие законодательства Российской Федерации и законодательства Чувашской Республики в этой сфере будет исходить из следующих принципов:

усиление заинтересованности Чувашской Республики и муниципальных образований в самостоятельном формировании своих расходных обязательств исходя из интересов и предпочтений региональных (местных) сообществ и общих приоритетов государственной политики в соответствующих сферах;

недопустимость возникновения "необеспеченных мандатов" и решений органов исполнительной власти Чувашской Республики, влекущих возникновение выпадающих доходов;

объективная, формализованная и прозрачная система межбюджетных трансфертов;

наличие стимулов для повышения эффективности государственного (муниципального) управления и при необходимости санкций, обеспечивающих соблюдение нормативно установленных требований и финансовой дисциплины.

Публично-правовые образования, а также созданные ими органы управления и казенные учреждения в рамках реализации принятых на федеральном уровне законодательных норм наделяются статусом юридического лица и будут выступать в гражданских правоотношениях только от имени соответствующего публично-правового образования. Большинство нынешних бюджетных учреждений, как и автономные учреждения, получат возможность действовать от своего имени, иметь собственное имущество и доходы, в том числе получая субсидии из бюджетов на оказание государственных (муниципальных) услуг.

Кроме того, становится актуальной задача оптимизации структуры органов государственной власти и органов местного самоуправления с целью централизации исполнения специально созданными для этих целей организациями таких функций (непосредственно не связанных с государственным (муниципальным) управлением), как работа с населением и организациями по принципу "одного окна" (многофункциональные центры), обеспечение органов государственной власти и органов местного самоуправления соответствующими кадрами, разработка и экспертиза проектно-сметной документации и т.п.

Реализация этого принципа в сфере управления финансовыми ресурсами на основе единого бюджетного счета, учета и составления финансовой отчетности доказала свою эффективность и создает предпосылки для его распространения на другие сферы деятельности публично-правового образования.

Эффективное решение обозначенных в настоящем разделе задач позволит получить реальное снижение бюджетных расходов на государственное управление и местное самоуправление.