Действующий

Об утверждении Программы повышения эффективности бюджетных расходов Чувашской Республики на 2011 и 2012 годы

IV. Долгосрочная сбалансированность и устойчивость бюджетной системы Чувашской Республики


Необходимым условием решения задач Программы являются долгосрочная сбалансированность и устойчивость бюджетной системы Чувашской Республики.

Устойчивость бюджетной системы - это состояние общественных финансов, при котором обеспечиваются нормальное функционирование субъекта публичной власти, реализация всех закрепленных за ним полномочий на основе полного и своевременного финансирования предусмотренных по бюджету расходов, включая погашение и обслуживание внутреннего долга. Устойчивость бюджетной системы позволяет судить о прочности финансовой основы деятельности субъекта публичной власти. Анализ устойчивости бюджета позволяет инвесторам реально оценить риск вложения капитала в экономику региона.

Устойчивость бюджетной системы обеспечивается в первую очередь балансом между располагаемыми доходами и бюджетными расходами не только в пределах года, но и в будущих бюджетных периодах, особенно в условиях меняющейся экономики, конъюнктуры.

Несмотря на положительные изменения в системе межбюджетных отношений, достигнутые в ходе бюджетно-налоговых реформ, сохраняются существенные диспропорции между объемом принятых субъектами Российской Федерации расходных обязательств и объемом располагаемых доходов, являющиеся причиной возникновения дефицита региональных бюджетов. Таким образом, когда перед органами власти субъектов Российской Федерации стоит задача социально-экономического развития территорий и качественной реализации возложенных полномочий, вопрос преодоления системного дефицита для большинства регионов весьма актуален.

В Чувашской Республике в 2011-2013 годах исходя из разных сценариев развития индекс объема валового регионального продукта прогнозируется на уровне 104,9–106,5 процента, 105,0–108,5 процента и 106,5–109,0 процента соответственно к предыдущим годам, индекс промышленного производства – 108,2–110,5 процента, 110,0–113,0 процента и 112,0–115,5 процента, рост инвестиций в основной капитал по всем источникам финансирования – 103,5–104,7 процента, 108,1–110,9 процента и 111,8–112,3 процента. Указанные показатели одобрены постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 2 июля 2010 г. N 209 "Об основных показателях прогноза социально-экономического развития Чувашской Республики на 2011–2013 годы" и легли в основу формирования республиканского бюджета Чувашской Республики на следующий 3-летний период.

При расчете доходной базы бюджетов Чувашской Республики на 2011-2013 годы учтены также вступившие в силу с 1 января 2011 г. изменения в налоговом законодательстве. Например, предполагается индексация акцизов на горюче-смазочные материалы, на алкогольную продукцию и пиво.

Учтено увеличение нормативов зачисления в бюджеты субъектов Российской Федерации налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, с 90 до 100 процентов, норматива зачисления в бюджеты городских округов и бюджеты муниципальных районов единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности - с 90 до 100 процентов, единого сельскохозяйственного налога – с 30 до 35 процентов. Учтена также индексация размера налога, уплачиваемого на основе патента, в размере 1,068.

При этом темпы налоговых поступлений будут несколько опережать темпы выхода из падения объемных показателей, что свидетельствует о присутствии диверсифицированной экономики.

Общая сумма доходов консолидированного бюджета Чувашской Республики в 2011-2013 годах прогнозируется на уровне 14,2-18,5 процента валового регионального продукта. В номинальном выражении доходы консолидированного бюджета Чувашской Республики прогнозируются в 2011 году в сумме 28579,2 млн. рублей, в том числе собственные доходы (налоговые и неналоговые доходы) - 20655,5 млн. рублей, в 2012 году – 29601,2 млн. рублей и 21969,2 млн. рублей соответственно, в 2013 году – 30270,5 млн. рублей и 23138,6 млн. рублей соответственно.

Проблема несбалансированности проявляется особенно в период финансового кризиса, когда ухудшение условий функционирования экономики приводит к замедлению роста или снижению доходов бюджетов, а расходные обязательства сохраняются практически на прежнем уровне. Дефицит становится угрозой выполнения социальных обязательств государства, и для его преодоления применяются все методы мобилизации доходов и оптимизации использования бюджетных средств, направленные на обеспечение баланса. Когда возможности привлечения традиционных доходных источников (налоги, сборы, отчисления и др.) и сокращения расходов исчерпаны, на покрытие дефицита бюджета направляются заемные средства. Формирование эффективного механизма заимствований, позволяющего привлекать дополнительные ресурсы при минимальных издержках, - суть долговой политики Чувашской Республики, нацеленной прежде всего на преодоление дефицитности бюджета и достижение его сбалансированности.

В связи с этим проведение предсказуемой и ответственной бюджетной политики является важнейшей предпосылкой для обеспечения макроэкономической стабильности экономики, которая:

создает базовые условия для устойчивого экономического роста, улучшения инвестиционного климата, диверсификации и повышения конкурентоспособности субъектов экономики, основанной на инновационном развитии;

ведет к созданию новых рабочих мест, требующих привлечения трудовых кадров высокой квалификации;

определяет достижение ключевой конечной цели стратегии социально-экономического развития Чувашской Республики - роста уровня и качества жизни ее населения.

Ухудшение условий функционирования экономики вследствие макроэкономической нестабильности неизбежно приводит к замедлению роста или, в особо неблагоприятных условиях, к снижению доходов бюджетов бюджетной системы, то есть к сокращению возможностей публично-правовых образований не только для достижения заявленных долгосрочных стратегических целей, но и для исполнения принятых публичных обязательств перед гражданами.

Для обеспечения долгосрочной устойчивости и стабильности бюджетной системы Чувашской Республики необходимо установление и соблюдение четко сформулированных принципов ответственной бюджетной политики, к которым относятся:

планирование основных бюджетных параметров на средне- (до 3 лет) и долгосрочную (свыше 3 лет) перспективу в рамках единой макроэкономической политики;

консервативность и надежность экономических прогнозов и предпосылок, положенных в основу бюджетного планирования;

наличие и соблюдение при выработке средне- и долгосрочной бюджетной политики критериев (показателей) реалистичности и устойчивости республиканского бюджета Чувашской Республики;

полнота и точность учета и прогнозирования финансовых и других ресурсов, которые могут быть направлены на достижение целей государственной (муниципальной) политики (включая в том числе бюджетные ассигнования, налоговые льготы, гарантии и имущество);

ограничение бюджетного дефицита, государственного долга и недопущение кредиторской задолженности;

принятие новых расходных обязательств при наличии четкой оценки необходимых для их исполнения бюджетных ассигнований на весь период их исполнения;

соблюдение установленных бюджетных ограничений при принятии новых расходных обязательств, в том числе при условии и в пределах реструктуризации (сокращения) ранее принятых обязательств (в случае необходимости);

систематический анализ и управление рисками в бюджетно-налоговой сфере, в том числе оценка средне- и долгосрочных последствий принятия новых расходных (условных) обязательств или тенденций, приводящих к дополнительным расходам, с учетом стабильности и предсказуемости бюджетных доходов.

Для реализации указанных выше принципов планируется принять следующие основные меры:

формирование долгосрочного прогноза социально-экономического развития Чувашской Республики (на срок не менее 20 лет), формирование 3-летнего бюджета на основе долгосрочного бюджетного прогнозирования;

использование для целей бюджетного планирования консервативного макроэкономического прогноза;

создание общих (инфраструктурных) условий для повышения деловой активности в Чувашской Республике и на территории муниципальных образований путем активизации предпринимательской деятельности посредством разработки различных программ экономического развития территорий, отдельных направлений, отраслей и секторов; стимулирование деловой активности за счет предоставления различного рода налоговых, имущественных и иных неналоговых преференций, за счет предоставления бюджетных кредитов и гарантий; стимулирование деятельности местных производителей и субъектов малого предпринимательства на основе механизма конкурсных закупок продукции, товаров, работ и услуг для государственных и муниципальных нужд;