В условиях посткризисного развития финансовой системы усиление контроля расходования бюджетных средств на всех стадиях осуществления государственных (муниципальных) закупок является одной из наиболее актуальных задач бюджетной политики Чувашской Республики. Только полная информационная открытость в сфере государственных и муниципальных закупок позволит добиться прозрачности и эффективности использования бюджетных средств.
В настоящее время в Российской Федерации отсутствует полноценное правовое регулирование имущественных отношений с участием публично-правовых образований, не основанных на административном или ином властном подчинении одной стороны другой (контрактных отношений). Для его создания необходимо формирование в Российской Федерации комплексной контрактной системы.
Мероприятия Программы в данном направлении взаимоувязаны с процессом формирования в Российской Федерации комплексной контрактной системы. В результате этого процесса будут созданы такие инструменты, как стандартные спецификации, типовые контракты на стандартные (отдельные) товары, работы и услуги (НИОКР, бюджетные инвестиции, информационные технологии, энергосбережение и т.п.), автоматизированные средства проведения заказчиками мониторинга исполнения контрактов, позволяющие заказчикам более эффективно обеспечивать решение стоящих перед ними задач.
Одним из инструментов, объединяющим элементы контрактной системы, будет являться официальный сайт Российской Федерации в информационно-коммуникационной сети Интернет для размещения информации о проведении торгов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных нужд, нужд субъектов Российской Федерации и муниципальных нужд. За счет функционирования такого сайта будет обеспечена возможность проведения мониторинга заключения, изменения и исполнения контрактов и анализа стоимостной информации. Заказчикам будет предоставлена возможность доступа к методической и правовой информации по вопросам, связанным с планированием закупок, размещением заказов и исполнением контрактов, путем выделения в рамках официального сайта информационно-справочного блока.
{Абзац 4 в редакции постановления Кабинета Министров Чувашской Республики от 28 декабря 2011 г. N 651}
В Чувашской Республике одновременно с централизацией информации о заказах на официальном сайте Российской Федерации в информационно-коммуникационной сети Интернет и процедур закупок на единых федеральных площадках (электронные аукционы) планируется интегрировать в единое целое бюджетный процесс и процедуры планирования закупок товаров, работ и услуг для нужд публично-правовых образований. Уполномоченным органом исполнительной власти Чувашской Республики по осуществлению функций государственных заказчиков по размещению заказов определена Государственная служба Чувашской Республики по конкурентной политике и тарифам.
{Абзац 5 в редакции постановления Кабинета Министров Чувашской Республики от 28 декабря 2011 г. N 651}
Совместное применение программного комплекса "WEB-Торги-КС" с системой планирования и исполнения бюджета "Бюджет-КС" позволяет значительно повысить финансовую дисциплину государственных заказчиков начиная с момента формирования заявки на закупку и заканчивая финансированием государственных контрактов, что достигается возможностями комплексного программного решения.
Кроме того, дополнительно предусматривается совершенствование в пределах установленных полномочий законодательства Чувашской Республики, регламентирующего управление государственными закупками, предусматривающее:
создание и внедрение единой товарно-информационной системы, объединяющей всю информацию по закупкам для государственных и муниципальных нужд и позволяющей обществу контролировать расходование бюджетных средств;
определение начальных цен продукции для разных ее типов, проведение мониторинга цен, предметов закупки, производителей и поставщиков товаров, работ и услуг;
переход на планирование закупок для государственных нужд на среднесрочный период в составе прогнозов социально-экономического развития, разрабатываемых в составе документов для формирования республиканского бюджета Чувашской Республики на очередной финансовый год и плановый период;
использование в бюджетном процессе планов закупок бюджетополучателей в качестве обязательных приложений к бюджетным заявкам на очередной финансовый год и плановый период, представление сведений об исполнении планов закупок главными распорядителями средств республиканского бюджета Чувашской Республики в составе отчетов об исполнении бюджета за финансовый год, а также в докладах о результатах и основных направлениях деятельности субъектов бюджетного планирования;
закрепление в качестве обязательных требований применения для организаций, осуществляющих производство тепловой энергии, передачу электрической энергии, услуги по водоснабжению и (или) очистке сточных вод, по утилизации (захоронению) твердых бытовых отходов, процедур, установленных законодательством при размещении заказов для государственных и муниципальных нужд, через механизмы установления тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса;
учет стоимости последующей эксплуатации продукции, обладающей длительным жизненным циклом;
повышение роли и потенциала субъектов бюджетного планирования в системе государственных закупок, в том числе функций мониторинга, рассмотрения жалоб, применения информационных технологий и повышения квалификации;
установление обязанности заказчика применять санкции за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по контракту.
Указанные меры позволят:
значительно повысить контроль за осуществлением государственных (муниципальных) закупок;
усилить взаимосвязь бюджетного процесса и процедур планирования закупок товаров, работ и услуг для государственных нужд, размещения заказов на их поставки и исполнения государственных контрактов, заключаемых по итогам размещения заказов;
обеспечить планирование бюджетных ассигнований исходя из государственного задания, взаимоувязки реестра расходных обязательств с реестром государственных контрактов и адресной инвестиционной программы, совершенствования методологии кассового планирования, обеспечения планирования объемов бюджетных ассигнований на реализацию республиканских и ведомственных целевых программ Чувашской Республики, изменения механизмов финансового обеспечения бюджетных и автономных учреждений;
перейти на качественно иной уровень управления государственными финансами, обеспечить улучшение практической реализации государственных закупок как инструмента экономического роста и создать инструментарий для принятия обоснованных управленческих решений в целях повышения эффективности и результативности бюджетных расходов.
В целом развитие контрактных отношений с участием публично-правовых образований должно быть направлено на создание прозрачной и равной среды для всех сторон контракта, обеспечивающей сбалансированность интересов. Кроме того, комплексная федеральная контрактная система позволяет повышать качество и снижать издержки при реализации государственных услуг, исполнении функций и задач публично-правовых образований и бюджетных учреждений.