Недействующий

О Концепции управления государственным имуществом Чувашской Республики

III. Управление пакетами акций (долями, паями) Чувашской Республики в уставных капиталах хозяйственных обществ


3.1. Оценка состояния управления республиканскими пакетами акций (долями, паями).

В настоящее время Чувашская Республика является акционером (участником) в 27 хозяйственных обществах, где ее доля превышает 25 процентов уставного капитала (всего Чувашская Республика участвует в 139 хозяйственных обществах), представляющих базовые отрасли народного хозяйства. Кроме того, в отношении 19 открытых акционерных обществ используется специальное право ("золотая акция").

В зависимости от степени участия государства в уставных капиталах акционерные общества могут быть классифицированы следующим образом:

более 50 процентов - 11 акционерных обществ;

от 20 процентов до 50 процентов - 60 акционерных обществ;

от 10 процентов до 20 процентов - 37 акционерных обществ;

менее 10 процентов - 31 акционерное общество.

Из числа акций, находящихся в республиканской собственности, закрепленными в соответствии с правовыми актами являются акции 69 акционерных обществ.

В бюджет от дивидендов по республиканскому пакету акций поступило в 1995 году - 1,0 млн. рублей, в 1996 году - 1,7 млн. рублей, в 1997 году - 1,4 млн. рублей, в 1998 году - 1,5 млн. рублей, в 1999 году предполагается получить 1,7 млн. рублей.

3.1.1. В соответствии с действующими нормативными правовыми актами в процессе управления акциями, находящимися в республиканской собственности, а также осуществления прав участника в хозяйственных обществах принимают участие Президент Чувашской Республики, Кабинет Министров Чувашской Республики, Мингосимущество Чувашской Республики, Фонд имущества Чувашской Республики и отраслевые министерства.

Президент Чувашской Республики устанавливает порядок принятия решений об управлении и распоряжении республиканскими акциями, в том числе порядок осуществления залоговых операций с республиканскими акциями, порядок передачи их в доверительное управление.

Кабинет Министров Чувашской Республики принимает решения о приватизации пакетов акций, о закреплении акций открытых акционерных обществ в республиканской собственности, об использовании в отношении открытых акционерных обществ специального права ("золотой акции") и осуществляет другие функции по управлению республиканскими акциями.

Мингосимущество Чувашской Республики готовит решения о приватизации пакетов акций, назначает представителей Чувашской Республики в органы управления открытых акционерных обществ, акции которых закреплены в республиканской собственности или в отношении которых используется специальное право ("золотая акция"), от имени Чувашской Республики осуществляет права акционера акционерных обществ, акции которых закреплены в республиканской собственности или в отношении которых используется специальное право ("золотая акция"), дает письменные директивы представителям Чувашской Республики на голосование по вопросам повестки дня органов управления акционерных обществ, заключает контракты с физическими лицами, не являющимися государственными служащими, на представление интересов Чувашской Республики в акционерных обществах, организует учет пакетов акций, находящихся в республиканской собственности, и ведение соответствующего учета, контролирует ведение реестра акционеров обществ с долей участия государства или с использованием специального права ("золотая акция"), полноту и своевременность перечисления дивидендов в республиканский бюджет Чувашской Республики и выполняет другие функции.

Фонд имущества Чувашской Республики от имени Чувашской Республики владеет переданными ему акциями до момента их продажи, в том числе осуществляет в этот период полномочия Чувашской Республики как акционера в акционерных обществах, ведет учет обязательств покупателей, определенных договорами купли-продажи акций, осуществляет контроль за полнотой и своевременным перечислением дивидендов в республиканский бюджет Чувашской Республики по находящимся у него акциям и осуществляет другие функции.

Отраслевые министерства представляют в Мингосимущество Чувашской Республики и Фонд имущества Чувашской Республики кандидатуры для выборов (назначения) их представителями государства в органы управления хозяйственными обществ, акции (доли) которых находятся в республиканской собственности, а также предложения по голосованию представителей Чувашской Республики по вопросам повестки дня органов управления акционерных обществ, кандидатуры, выдвигаемые на пост генерального директора (директора) и председателя Советов директоров (наблюдательного совета) акционерных обществ.

3.1.2. Государство управляет принадлежащими ему акциями, а также осуществляет свои права участника в хозяйственных обществах через институт своих представителей, назначенных решениями Мингосимущества Чувашской Республики либо выбираемых годовыми общими собраниями акционеров. Их число в настоящее время составляет 155 человек. Из них - 69,7 процента являются работниками отраслевых министерств и ведомств, 5,8 процента - территориальных органов федеральных министерств и ведомств, 14,8 процента - Мингосимущества Чувашской Республики, Фонда имущества Чувашской Республики, 9,6 процента - работниками органов местного самоуправления. Привлечение профессиональных менеджеров к управлению государственными пакетами акций носит единичный характер. Таким образом, институт представителей государства на 99,9 процента состоит из государственных служащих.

С учетом количества хозяйственных обществ, в которых Чувашская Республика является акционером (участником), их значимости для экономики республики, отраслевой специфики указанных организаций и ряда иных факторов нельзя признать применяемую в большинстве случаев систему управления посредством института представителей, состоящих практически исключительно из государственных служащих, эффективной.

Существующий порядок назначения государственных служащих представителями не предусматривает действенных механизмов оценки их профессиональных качеств, квалификации и подготовки с учетом специфики конкретного объекта управления.

Широкое участие в качестве представителей государственных служащих создает проблему несоответствия количества организаций, в которых государство назначает своими представителями государственных служащих, возможностям такой системы управления и ресурсам, выделяемым на управление. Однако практика привлечения доверительных управляющих, которая в большей степени отвечает требованиям профессиональности управления и обеспечения ответственности за его результаты, в настоящее время неоднозначна и связана с единичным наличием в республике профессиональных управляющих, удовлетворяющих в полной мере требованиям, предъявляемым действующим законодательством (наличие собственного капитала, лицензии Федеральной комиссии; по рынку ценных бумаг на управление ценными бумагами и т.д.).

Отсутствие обязательной практики постановки конкретных задач перед представителями, закрепления в договорах с управляющими программы мероприятий по реализации этих задач приводит к непоследовательности в деятельности управляющих, искажению их понимания государственных интересов.

3.2. Основные выводы:

отсутствуют четкая и единообразная система отбора, подготовки и оценки управляющих, утверждения предложений о способе достижения цели государства, преследуемой в деятельности соответствующих хозяйственных обществ, контроль за ними, обоснованные подходы к определению их полномочий;

отсутствует упорядоченная практика получения, систематизации и обобщения информации о состоянии дел в хозяйственных обществах, в которых участвует Чувашская Республика;

учредительные документы акционерных обществ не в полной мере соответствуют требованиям достижения целей государства и защиты его интересов.

3.3. Основные направления повышения эффективности управления.

3.3.1. Применительно к каждому случаю участия государства в хозяйственных обществах должна быть осознана и зафиксирована цель такого участия, которой руководствуются лица, привлекаемые в качестве управляющих либо назначаемые из числа государственных служащих.

Утвержденные отраслевым министерством предложения (программы деятельности управляющего) становятся неотъемлемой частью договора, заключаемого с управляющим и предусматривающего порядок отчетности, требования к отчетности, формы контроля, ответственность управляющих.

Кроме того, необходимо нормативно определить: