2.1. Оценка состояния.
В настоящее время в Чувашской Республике насчитывается 445 предприятий и учреждений (272 предприятия и 173 учреждения).
2.1.1. Функции по управлению предприятиями в части сохранности и материальной ответственности распределены между органом по управлению имуществом и республиканскими отраслевыми органами исполнительной власти.
Министерство государственного имущества Чувашской Республики (далее - Мингосимущество Чувашской Республики):
закрепляет за предприятиями и учреждениями имущество, относящееся к республиканской собственности, на правах хозяйственного ведения либо оперативного управления, а также согласовывает вопросы распоряжения движимым имуществом предприятий и учреждений;
согласовывает учредительные документы предприятий и учреждений;
принимает решения о дальнейшем использовании республиканского имущества в пределах своей компетенции, готовит и вносит такие предложения в Кабинет Министров Чувашской Республики;
выполняет другие функции.
Республиканские отраслевые органы исполнительной власти (далее - отраслевые министерства):
вносят в установленном порядке предложения о создании, реорганизации и ликвидации предприятий и учреждений;
утверждают учредительные документы предприятий и учреждений;
назначают и освобождают от должности руководителей предприятий и учреждений, заключают, изменяют и расторгают контракты с их руководителями;
выполняют другие функции.
2.1.2. Предприятия.
Предусмотренные гражданским законодательством организационно-правовая форма унитарного предприятия и институт хозяйственного ведения имеют ряд отрицательных свойств.
Не со всеми руководителями предприятий заключены контракты, а из заключенных большинство не предусматривает ответственности руководителей за результаты финансово-хозяйственной деятельности и нецелевое использование государственного имущества.
Кроме того, что количество республиканских унитарных предприятий весьма значительно, их круг в настоящее время не является сознательным выбором органов исполнительной власти Чувашской Республики, принятым исходя из оценки своих функций и задач. В число действующих государственных предприятий входят и предприятия, подлежащие приватизации, но не приватизированные по ряду причин (в основном, в силу их низкой ликвидности).
Юридическая конструкция права хозяйственного ведения предоставляет субъекту такого права широкий круг полномочий по владению, пользованию, распоряжению имуществом собственника. Реально эти полномочия осуществляются единоличным органом управления предприятия - его руководителем, взаимоотношения которого с собственником находятся в сфере действия законодательства о труде. Вмешательство государственных органов в деятельность соответствующих предприятий (их руководителей) вне установленного круга полномочий является неправомерным.
В частности, руководители предприятий бесконтрольно управляют финансовыми потоками этих предприятий, в том числе самостоятельно принимают решения о направлениях использования прибыли. Они не связаны с необходимостью согласования своих решений с собственником имущества (за исключением вопросов распоряжения недвижимым имуществом).
Полномочия собственника, предусмотренные действующим законодательством в отношении предприятий, созданных на базе имущества, закрепленного на праве хозяйственного ведения, не дают ему возможности требовать от руководителей достижения определенных качественных показателей в деятельности предприятий и даже определять эти показатели.
Для республиканских предприятий не предусмотрено обязательное требование проведения периодических аудиторских проверок. Без этого контроль за их финансово-хозяйственной деятельностью существенно затруднен.
Ряд республиканских предприятий, созданных до вступления в силу Гражданского кодекса Российской Федерации, функционирует в организационно-правовой форме, не предусмотренной действующим законодательством. Отсутствуют нормативные документы, регламентирующие цели и задачи создания республиканских предприятий, а также порядок их функционирования. Не сформирован полный реестр предприятий, содержащий информацию об их активах и основных результатах финансово-хозяйственной деятельности.
Не определен порядок участия собственника в принятии решения об использовании чистой прибыли предприятия.
Учреждения.
Учреждения создаются для осуществления функций некоммерческого характера. Их финансирование полностью или частично производится из республиканского бюджета Чувашской Республики.
Нередки случаи нецелевого использования выделенного учреждениям имущества, часть его используется в коммерческих целях (в том числе путем передачи в аренду). При этом доходы от использования республиканского имущества не перечисляются и не учитываются в республиканском бюджете Чувашской Республики.
Отраслевые министерства, имеющие подведомственные учреждения, не способствуют организации учета закрепленного за ними республиканского имущества. Мероприятия по повышению эффективности использования зданий и сооружений ими не проводятся.
2.2. Основные выводы: