Недействующий

КАБИНЕТ МИНИСТРОВ ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 28 июля 1995 года N 194

Об установлении границ территорий, находящихся в зонах периодического затопления и подтопления паводками

Признан утратившим силу постановлением Кабинет Министров Чувашской Республики от 14 июня 2007 г. N 136

Во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 29 марта 1994 г. N 242 "О проведении неотложных противопаводковых мероприятий в Российской Федерации" и в целях защиты населения и объектов народного хозяйства республики от вредного воздействия паводковых вод Кабинет Министров Чувашской Республики постановляет:

1. Утвердить Положение по установлению особого режима хозяйственной деятельности на паводковоопасных территориях Чувашской Республики (прилагается).

2. Министерству природных ресурсов и охраны окружающей среды Чувашской Республики и Комитету Чувашской Республики по водному хозяйству при согласовании размещения объектов хозяйственной деятельности руководствоваться требованиями указанного Положения.

3. Чувашскому республиканскому центру по гидрометеорологии обеспечить разработку методической базы прогнозирования режима рек в весенний период на территории Чувашской Республики и ежегодно представлять долгосрочные и краткосрочные прогнозы республиканским органам исполнительной власти.

4. Функции заказчика по разработке методической базы прогнозирования режима рек в весенний период и выполнению работ по определению и нанесению на топографические карты границ зон периодического затопления и подтопления возложить на Комитет Чувашской Республики по водному хозяйству.

5. Министерству природных ресурсов и охраны окружающей среды Чувашской Республики предусмотреть при корректировке плана бюджета Экологического фонда Чувашской Республики на 1995 год средства на разработку методической базы прогнозирования режима рек в весенний период и выполнение работ по определению границ зон периодического затопления и подтопления территории Чувашской Республики паводками рек Волга, Сура, Аниш, Цивиль, Буда и профинансировать данные работы в III квартале 1995 г. согласно расчетам, представленным Комитетом Чувашской Республики по водному хозяйству.

6. Комитету Чувашской Республики по гражданской обороне, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий на основе разработанного материала уточнить план эвакуации населения республики при наводнениях.

7. Контроль за режимом хозяйственной деятельности в зонах периодического затопления и подтопления паводковыми водами и контроль за выполнением настоящего постановления возложить на Комитет Чувашской Республики по водному хозяйству с информированием Кабинета Министров Чувашской Республики ежегодно к 1 июля.

Первый заместитель Председателя Кабинета Министров

Чувашской Республики - И. Миронов

Утверждено
Постановлением Кабинета Министров
Чувашской Республики
от 28.07.95 N 194

ПОЛОЖЕНИЕ по установлению особого режима хозяйственной деятельности на паводкоопасных территориях ЧР

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ


1.1. Положение об установлении особого режима хозяйственной деятельности на паводкоопасных территориях разработано на основании постановления Правительства Российской Федерации от 29 марта 1994 г. N 242 для установления статуса паводкоопасных зон по степени риска от наводнений и порядка хозяйственной деятельности на этих территориях.

1.2. Цель установления особого режима хозяйственной деятельности на паводкоопасных территориях состоит в защите населения от наводнений и уменьшении вызванного ущерба народному хозяйству, обеспечения комплексного использования и охраны природных ресурсов на этих землях, в предупреждении или полному устранении стихийно-разрушительных процессов, вызываемых наводнениями.

1.3. Особый режим хозяйственной деятельности распространяется на пойменный земли рек, прибрежные зоны водохранилищ, озер, расположенных в зонах распространения наводнений повторяемостью не реже одного раза в сто лет (на 1-процентную обеспеченность паводка), а также зоны возможного катастрофического затопления в результате разрушения гидротехнических сооружений.

1.4. Установление зон особого режима хозяйственной деятельности на паводкоопасных территориях производится на основании решений органов государственной власти Чувашской Республики и является обязательным для исполнения всеми предприятиями, учреждениями и организациями независимо от ведомственной принадлежности и форм собственности, а также гражданами.

1.5. Проектно-изыскательские работы по установлению особого режима хозяйственной деятельности на паводкоопасных территориях осуществляется предприятиями и организациями, имеющими лицензии (разрешения) на проведение данного вида работ.

1.6. Государственный контроль за соблюдением режима хозяйственной деятельности на паводкоопасных территориях осуществляется Комитетом Чувашской Республики по водному хозяйству в соответствии с полномочиями, представленными ему действующим законодательством и определенными Положением о его деятельности.

2. МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПО УСТАНОВЛЕНИЮ ОСОБОГО РЕЖИМА ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ПАВОДКООПАСНЫХ ТЕРРИТОРИЯХ


2.1. Установление зон особого режима хозяйственной деятельности на паводкоопасных территориях осуществляется по степени риска наступления наводнений по расчетной обеспеченности паводка аналитическими методами, сущность которых заключается в анализе гидрологических, топографических, экономических, демографических и других факторов.

2.2. Расчетные параметры затоплений пойм рек определяются на основе инженерно-гидрологических расчетов с учетом классов защитных сооружений согласно СНиП 2.01.14-83 и СНиП 2.06.15-83.

2.3. Исходными материалами по инженерным изысканиям являются фондовые материалы Федеральной службы геодезии и картографии Российской Федерации, Государственного Комитета Чувашской Республики по земельным ресурсам и землеустройству, Федеральной службы России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, Чувашского республиканского центра по гидрометеорологии, материалы других организаций, ранее выполненные рекогносцировочные обследования с дешифровкой аэро- и космических фотосъемок, а также статистические материалы об ущербе от наводнений, данные экономических обследований.

2.4. При отсутствии или неполноте имеющихся фондовых материалов проводятся обследования по выявлению паводкоопасных зон, устанавливаются площади затопления стандартными методами.

2.5. При составлении рекомендаций по функциональному зонированию территорий в каждом конкретном случае рассматриваются вопросы страховой защиты от наводнений и условия формирования специального страхового фонда на эти цели.

2.6. Степень хозяйственной освоенности затапливаемых территорий в зонах различной обеспеченности паводка определяется путем планиметрирования государственных топографических карт и планов землепользования (проектно-планировочных карт) и уточняется специальными технико-экономическими изысканиями и обследованиями.

2.7. Ущербы от наводнений прогнозируются на базе статистических данных, а при их отсутствии в жилом секторе - в зависимости от характера и класса капитальности зданий и сооружений, в сельском хозяйстве - от степени воздействия затоплений на сельскохозяйственное производство. Основой для определения экологического ущерба от наводнений являются специальные исследования по оценке воздействия хозяйственной деятельности на окружающую среду.

2.8. Границы затопления по зонам наносятся на картографическую основу и доводятся до сведения местных администраций и населения в установленном порядке, так же как и решение вопросов организации гражданской обороны по защите населения и объектов народного хозяйства в зонах возможного катастрофического затопления.

2.9. Страховые нормативы и прогнозируемые ущербы от наводнений определяются по специальным нормативным документам, утвержденным Комитетом Российской Федерации по водному хозяйству. Страховые нормативы при этом должны быть согласованы с Федеральной службой России по надзору за страховой деятельностью.

3. КЛАССИФИКАЦИЯ ТЕРРИТОРИЙ, РАСПОЛОЖЕННЫХ В ЗОНАХ ВОЗДЕЙСТВИЯ НАВОДНЕНИЙ


Территории, подверженные наводнениям, по степени опасности для жизнеобеспеченности населения, объектов строительства и сельскохозяйственного производства подразделяются на две зоны: А и Б.

3.1. К зоне А относятся:

зоны возможного катастрофического затопления в нижнем бьефе водохранилищ;

зоны повышенной опасности со скоростью течения более 0,7 м/с при уровне воды свыше 1 м или при глубине затопления свыше 2 м при меньшей скорости течения воды;

районы с особой опасностью возникновения эрозий, связанных с наводнением.

.2. К зоне Б относятся районы с неопределенной, но возможной умеренной опасностью наводнений (при поднятии уровня воды до 0,9 м, при скорости течения 0,7 м/с).

4. ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ОГРАНИЧЕНИЮ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ПАВОДКООПАСНЫХ ТЕРРИТОРИЯХ


4.1. В зонах с повторяемостью паводка чаще одного раза в сто лет строительство и эксплуатация объектов хозяйства осуществляется в соответствии с настоящими требованиями по установлению особого режима хозяйственной деятельности на паводкоопасных территориях (см. табл.) в соответствии с зоной расположения объекта строительства по пункту 3 Положения.

4.2. В зонах с повторяемостью наводнений реже одного раза в сто лет строительство и эксплуатация любых объектов хозяйства в преобладающем большинстве случаев осуществляется без всяких ограничений. Исключение составляют территории возможного затопления, расположенные в нижнем бьефе водохранилищ. В этом случае на участках возможного чрезвычайного опасного затопления при разрушениях напорного фронта гидроузлов при скорости потока более 2,5 м/с и глубине затопления свыше 4 м не допускается размещение новых и развитие существующих населенных пунктов, объектов, имеющих важное народнохозяйственное и оборонное значение. На этих участках только при согласовании с соответствующими природоохранными органами допускается строительство новых и расширение действующих промышленных предприятий и сооружений, необходимых для жизнеобеспечения проживающего на этих территориях населения. К остальным участкам с меньшей степенью опасности при возможном затоплении в нижнем бьефе водохранилищ распространяются требования к ограничению хозяйственной деятельности в соответствии с таблицей.

5. ТРЕБОВАНИЯ К СТРОИТЕЛЬСТВУ ОБЪЕКТОВ ЖИЗНЕОБЕСПЕЧЕНИЯ НАСЕЛЕНИЯ ГОРОДОВ НАЗАТАПЛИВАЕМЫХ ТЕРРИТОРИЯХ


5.1. Вновь проектируемые и реконструируемые системы инженерного оборудования при разработке проектов планировки и застройки городских и сельских поселений, генеральных планов, проектов детальной планировки и застройки микрорайонов, кварталов, а также конструктивные и объемно-планировочные решения зданий и сооружений, возводимых на территориях, подверженных затоплению и подтоплению, осуществляются с учетом требований СНиП 2.01.15-90 "Инженерная защита территорий, зданий и сооружений от опасных геологических процессов" и СНиП 2.01-51-90 "Инженерно-технические мероприятия гражданской обороны". Защита городов и населенных пунктов от затопления и подтопления должна обеспечивать бесперебойное и надежное функционирование и развитие городских, градостроительных, производственно-технических, коммуникационных, транспортных объектов, а также надежное строительство различных объектов жизнеобеспечения и жизнедеятельности населения.

5.2. При строительстве объектов на территориях, подверженных затоплению и подтоплению, следует учитывать:

уменьшение надежности конструкций зданий и сооружений;

изменение физико-механических свойств грунтов в основании зданий и сооружений и агрессивность грунтовых вод;

уменьшение устойчивости и прочности подземных сооружений при изменении гидростатического давления грунтовых вод;

коррозию подземных частей металлических конструкций, трубопроводных систем, систем водоснабжения, теплофикации и канализации;

понижение условий хранения продовольственных и непродовольственных товаров в подвальных и подземных складах;

ухудшение санитарно-гигиенического состояния помещений и прилегающей территории.

5.3. Повышение устойчивости зданий и сооружений от воздействия воды на изменение физико-механических свойств грунтов в основании достигается применением оптимальных фундаментов и способов их устройства на слабых и намывных территориях. Основным видом таких фундаментов являются свайные буронабивные с уширенной пятой и забивные. В последнем случае на свайных работах должны использоваться задавливание, вибропогружение, подмыв, паровоздушные молоты, копры с тяжелыми молотами и т.п.

5.4. Для защиты людей от наводнения, и особенно катастрофического, рекомендуется объемно-планировочные решения жилых и административных зданий, обеспечивающих быструю эвакуацию людей, находящихся на нижних этажах и на улице вблизи зданий, в их верхние этажи.

Для размещения эвакуированного населения из нижних этажей и с улиц рекомендуется создавать помещения (блоки) безопасности. Такие блоки создаются на основе групп помещений верхних этажей зданий (4-5 этажи). В городах, сельских населенных пунктах, застроенных в основном одно- и малоэтажными зданиями, в качестве блоков (островков) безопасности используются капитальные общественные здания массового обслуживания, расположенные на возвышенных участках территорий.

Помещения (блоки, островки) безопасности создаются в городах (микрорайонах города) для защиты населения от наводнения с обеспеченностью 1 процент, а также при угрозе катастрофического затопления в случае прорыва гидротехнических сооружений.

В период между наводнениями блоки безопасности используются в качестве общественных помещений по обслуживанию населения. С угрозой возникновения наводнений (прорыва плотин) блоки безопасности приспосабливаются к приему эвакуируемого населения.

5.5. На затапливаемых территориях не допускается совместная прокладка уличных инженерных сетей в коллекторах.

Все инженерные сети прокладываются раздельно, что исключает одновременный их выход из строя и облегчает их ремонт и восстановление после наводнения.

Все виды трубопроводов (водопровод, канализация, теплоснабжение и т.п.) при пересечении железных и автомобильных дорог должны быть оборудованы компенсирующими муфтами, чтобы исключить их разрывы и повреждения в местах, неудобных или исключающих возможность их восстановления без нарушения движения по железным и автомобильным дорогам.

5.6. Водоснабжение базируется не менее чем на двух независимых источниках воды, один из которых должен быть подземным. При невозможности обеспечения питания водоснабжения из двух независимых источников допускается снабжение водной одного источника, но с устройством двух групп головных сооружений, одно из которых должно располагаться вне зон сильных и катастрофических затоплений.

Для гарантийного обеспечения питьевой водой населения в случае выхода из строя головных сооружений следует иметь резервуары, обеспечивающие создание не менее 3-суточного запаса питьевой воды по норме не менее 10 литров в сутки на одного человека.

Все существующие водозаборные скважины для водоснабжения должны иметь приспособления для разлива воды в передвижную тару, а скважины с дебитом не менее 5 л/с, кроме того, устройства для забора воды из них пожарными автомобилями.

Пожарные гидранты и задвижки для отключения поврежденных участков водопровода располагаются, как правило, в не затапливаемых местах. Водопроводные станции, шахтные колодцы, оголовки скважин и другие сооружения для забора воды должны быть защищены от затопления и засорения.

5.7. Сооружения и сети энергоснабжения проектируются с учетом устойчивости энергоснабжения городов и населенных пунктов.

В схемах электросетей предусматривается возможность автоматического деления энергосистемы на независимые действующие части и отключения участков затопления города.

Тепловые электростанции, узловые подстанции в сети высокого напряжения размещаются вне зон возможного затопления.

Для надежного энергоснабжения необходимо заменять воздушные линии электропередач кабельными линиями, что обеспечивает повышенную устойчивость электроснабжения городов и населенных пунктов при наводнениях, а также создавать запасы (резервы) автономных электроисточников для обеспечения непрерывности работы важнейших объектов жизнеобеспеченности населения (больниц, столовых, бань и т.д.) в случаях нарушения энергоснабжения.

5.8. Сети газового снабжения высокого и среднего давления закольцовываются и оснащаются отключающими устройствами, позволяющими отключить газоснабжение города полностью или его отдельные районы в случае их затопления (угрозы затопления).

5.9. Аварийные режимы инженерных систем городов и населенных пунктов должны обеспечивать возможность функционирования водоснабжения, канализации, теплоснабжения и энергоснабжения по временной технологии с учетом сложившейся в результате наводнения обстановкой, а также временное отключение систем в целом и по частям в случае их нарушения (повреждения) независимо от возможного вида чрезвычайной ситуации.

6. МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЦИОНАЛЬНОГО СЕЛЬХОЗИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПАВОДКООПАСНЫХ ТЕРРИТОРИЙ


Значительная доля ущерба народному хозяйству от наводнений приходится на долю сельскохозяйственного производства.

Снижение величины ущерба сельскохозяйственной продукции от наводнений достигается сельскохозяйственным использованием земель по видам угодий, что наравне с прочими факторами определяется допустимой продолжительностью и частотой затопления:

а) для пашни 1-3 суток периодичностью не чаще одного раза в 10 лет;

б) для искусственных сенокосов 15-25 дней повторяемостью не чаще одного раза в 4 года;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»