КАБИНЕТ МИНИСТРОВ ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 22 сентября 1994 года N 192
Об утверждении Типовых положений о государственных природных заказниках и памятниках природы
Признан утратившим силу постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 21 февраля 2006 г. N 25
В соответствии со ст.72 Конституции Российской Федерации, Законом Российской Федерации "Об охране окружающей природной среды", Законом Чувашской Республики "О порядке пользования природной средой и природными ресурсами" и в целях создания нормативно-правовой базы для реализации Программы развития сети особо охраняемых природных территорий Кабинет Министров Чувашской Республики постановляет:
1. Утвердить:
Типовое положение о государственных природных заказниках в Чувашской Республике;
Типовое положение о памятниках природы в Чувашской Республике;
паспорт на государственный памятник природы местного значения.
2. Установить, что специально уполномоченными государственными органами Чувашской Республики в области охраны окружающей природной среды являются министерства и ведомства согласно приложению.
Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Чувашской Республики и его территориальные органы на местах в пределах своей компетенции координируют деятельность специально уполномоченных государственных органов Чувашской Республики в области охраны окружающей природной среды и их территориальных органов, осуществляющих эти функции в соответствующих сферах управления, и несут ответственность за оздоровление и улучшении качества окружающей природной среды.
3. Министерству природных ресурсов и охраны окружающей среды Чувашской Республики при подготовке документов по организации государственных природных заказчиков и памятников природы руководствоваться данными Типовыми положениями.
4. Государственному комитету Чувашской Республики по земельным ресурсам и землеустройству, Государственному комитету Чувашской Республики по управлению государственным имуществом и главам местных администраций передачу в аренду и приватизацию земли и других природных объектов, на территории которых находятся или запланировано разместить государственные природные заказники и памятники природы, производить по согласованию с Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Чувашской Республики и его структурными подразделениями на местах.
5. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Чувашской Республики.
Председатель Кабинета Министров
Чувашской Республики - Э. Аблякимов
ТИПОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ о государственных природных заказниках в Чувашской Республике
1. Государственными природными заказниками объявляются природные комплексы участков суши и водного пространства, ценные в природоохранном, экологическом и эстетическом отношении и предназначенные для сохранения, воспроизводства или восстановления одних видов природных ресурсов (объектов) в сочетании с ограниченным, регламентированным и рациональным использованием других.
2. В зависимости от природоохранной, экологической и иной ценности охраняемых природных комплексов и объектов государственные природные заказники могут иметь федеральное, республиканское, районное значение.
3. Государственными природными заказниками не могут быть объявлены природные комплексы, находящиеся на территории государственных природных заповедников и национальных природных парков.
4. Государственные природные заказники находятся в ведении специально уполномоченных государственных органов Чувашской Республики в области охраны окружающей природной среды.
5. Целями объявления природных комплексов государственными природными заказниками являются:
сохранение природных комплексов в естественном состоянии;
сохранение, воспроизводство и восстановление природных комплексов и их компонентов;
поддержание экологического баланса.
6. В зависимости от конкретных задач охраны окружающей природной среды и природных ресурсов заказники могут иметь различный профиль, в том числе могут быть:
ландшафтными (комплексными), предназначенными для сохранения и восстановления особо ценных или типичных (эталонных) природных ландшафтов и их составных частей;
биологическими (ботаническими и зоологическими), предназначенными для охраны и воспроизводства ресурсов растительного и животного мира, в том числе рыбных запасов, для сохранения и восстановления численности отдельных видов живых организмов, ценных в хозяйственном, научном и эстетическом отношении, также редких и исчезающих биологических видов и их генофонда;
палеонтологическими, предназначенными для сохранения мест находок и скоплений остатков или окаменелых образцов ископаемых животных и растений, имеющих особое научное значение;
гидрологическими (болотными, озерными, речными и т.п.), предназначенными для сохранения и восстановления водных объектов и экосистем, а также прилегающих к ним участков суши, обеспечивающих оптимальный гидрологический баланс;
геологическими, предназначенными для сохранения ценных объектов и комплексов неживой природы (торфяников, месторождений минералов и других полезных ископаемых, примечательных форм рельефа и связанных с ним элементов ландшафта и т.п.).
7. Государственные природные заказники федерального (общереспубликанского) значения образуются Правительством Российской Федерации по представлению специально уполномоченного государственного органа Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды, согласованному с Кабинетом Министров Чувашской Республики.
8. Государственные природные заказники республиканского значения образуются решением Кабинета Министров Чувашской Республики по представлению специально уполномоченных государственных органов Чувашской Республики в области охраны окружающей природной среды, согласованному с администрациями районов и городов, а также собственниками, владельцами, пользователями и арендаторами соответствующих участков земли и акватории.
9. Государственные природные заказники районного значения образуются администрацией района по представлению территориальных специально уполномоченных государственных органов в области охраны окружающей природной среды, согласованному с органами самоуправления поселков и других сельских населенных пунктов, а также собственниками, владельцами, пользователями и арендаторами соответствующих участков земли и акватории.
10. Изменение границ, реорганизация и ликвидация государственных природных заказников осуществляется в том же порядке, что и их образование.
11. Объявление природных комплексов государственными природными заказниками производится, как правило, без изъятия занимаемого ими земельного участка у собственников земли, землевладельцев, землепользователей и арендаторов. В отдельных случаях при обосновании необходимости допускается изъятие в установленном порядке земельных участков, на которых объявляются или расположены государственные природные заказники.
12. Собственникам земель, землевладельцам и землепользователям, на землях которых располагаются государственные природные заказники, могут предоставляться льготы по земельному налогу в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и Чувашской Республики.
13. На территории государственных природных заказников и их отдельных участках могут быть или частично, постоянно или временно (в том числе в определенное время года) запрещены или ограничены хозяйственная рекреация и иная деятельность, противоречащая целям организации заказника или причиняющая вред окружающей природной среде, в том числе:
распашка земель;
рубки главного пользования и другие виды рубок, заготовка живицы, сенокошение, пастьба скота, заготовка и сбор грибов, ягод, орехов, плодов, семян, лекарственных и иных растений, другие виды пользования растительным миром;
промысловая спортивная и любительская охота и лов рыбы, добывание водных беспозвоночных, иные виды пользования животным миром;
сбор зоологических, ботанических и минералогических коллекций, а также палеонтологических объектов;
предоставление земельных участков под застройку, а также для коллективного садоводства и огородничества;
проведение гидромелиоративных и ирригационных работ, геологоразведочные изыскания и разработка полезных ископаемых;
строительство зданий и сооружений, дорог и трубопроводов, линий электропередач и прочих коммуникаций;
применение ядохимикатов, минеральных удобрений, химических средств защиты растений и стимуляторов роста;
сплав леса;
взрывные работы;
проезд и стоянка автомототранспорта, судов и иных плавсредств, устройство привалов, бивуаков, туристических стоянок и лагерей, иные формы отдыха населения;
любые иные виды хозяйственной деятельности, реакреационного и другого природопользования, препятствующего сохранению, восстановлению и воспроизводству природных комплексов и объектов.
14. Конкретные задачи, профиль и особенности каждого государственного природного заказника федерального значения определяются Положением о нем, утвержденным специально уполномоченными на то государственными органами Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды по согласованию с Кабинетом Министров Чувашской Республики.
15. Конкретные задачи, профиль и особенности режима каждого государственного природного заказника республиканского значения определяются Положением о нем, утверждаемым Кабинетом Министров Чувашской Республики по согласованию с местными органами самоуправления, а также собственниками, владельцами, пользователями и арендаторами участков земли и акватории.
16. Конкретные задачи, профиль и особенности режима каждого государственного природного заказника районного значения определяются Положением о нем, утверждаемым районными и городскими администрациями, по согласованию с местными органами самоуправления, а также собственниками, владельцами, пользователями и арендаторами участков земли и акватории.
17. Установленный для каждого государственного заказника режим обязаны соблюдать все, без исключения физические и юридические лица, в том числе собственники, владельцы, пользователи и арендаторы участков земли и акватории, входящих в границы государственного природного заказника.
18. Государственные природные заказники обозначаются на местности предупредительными и информационными знаками по периметру их границ.
19. Государственные природные заказники в обязательном порядке учитываются при разработке планов и перспектив экономического и социального развития, территориальных комплексных схем, схем землеустройства и районной планировки.
20. Расходы по обеспечению режима, а также по проектированию и созданию государственных природных заказников производятся за счет внебюджетных государственных и экологических фондов.
21. Охрана государственных природных заказников может осуществляться силами специальной службы охраны, входящей в состав государственных органов, в ведении которых находятся заказники, а также должностными лицами специально уполномоченных государственных органов по охране окружающей природной среды, осуществляющих государственный экологический контроль.
22. К охране государственных природных заказников могут привлекаться специализированные инспекции, службы и иные формирования предприятий, учреждений, организаций и объединений граждан, осуществляющие ведомственный и общественный экологический контроль и надзор за соблюдением установленного порядка природопользования.
23. Контроль за соблюдением установленного режима государственных природных заказников осуществляется органами исполнительной власти Чувашской Республики, местными органами самоуправления, а также специально уполномоченными государственными органами в области охраны окружающей природной среды.
24. Лица (физические и юридические), виновные в нарушении режима государственных природных заказников, привлекаются к уголовной, административной, материальной ответственности в соответствии с действующим законодательством.
25. Нарушители режима государственных природных заказников возмещают ущерб, причиненный заказнику. Размер и форма возмещения ущерба определяются органами, осуществляющими контроль за соблюдением режима государственных природных заказников.
26. Лица (физические и юридические), виновные в нарушении режима памятников природы, привлекаются к уголовной, административной и материальной ответственности в соответствии с действующим законодательством.
27. Нарушители режима памятников природы возмещают ущерб, причиненный памятнику природы. Размер и форма возмещения ущерба определяются органами, осуществляющими контроль за соблюдением режима памятников природы.
Утверждено
постановлением
Кабинета Министров
Чувашской Республики
от 22.09.1994 г. N 192
1. Памятниками природы объявляются отдельные уникальные природные объекты и комплексы, ценные в экологическом, научном, историко-культурном, эстетическом и эколого-просветительском отношении и нуждающиеся в особой охране государства.
2. В зависимости от своей уникальности, экологической, научной и иной ценности природные объекты и комплексы могут быть объявлены памятниками природы федерального, республиканского и районного значения.
3. Памятниками природы не могут быть объявлены природные объекты и комплексы, находящиеся на территории государственных природных заповедников, заповедных зон национальных природных парков, памятников истории и культуры, а также входящие в состав природных комплексов, уже объявленных памятниками природы.
4. Основной целью объявления природных объектов и комплексов памятниками природы является сохранение их для будущих поколений в естественном состоянии.