В Чувашской Республике, как и в целом в Российской Федерации, наблюдается устойчивый рост в составе населения доли граждан старшего поколения.
В 2000 году доля в населении республики лиц старше трудоспособного возраста составила 19,5 процента, в городах этот показатель достигал 15,1 процента, в сельской местности 26,4 процента. Предполагается, что до 2015 года доля лиц пожилого возраста будет на уровне 22 процентов от общей численности населения Чувашской Республики. При этом в городах она увеличится до 22,7 процента, в сельской местности уменьшится до 21 процента.
В то же время гражданам старшего поколения присущи и специфические проблемы:
общее ухудшение состояния здоровья, снижение трудоспособности не только на производстве, но и в домашнем хозяйстве, в быту, в том числе и в отношении самообслуживания;
утрата адаптационных способностей, необходимых для выживания в условиях постоянно и резко изменяющейся социально - экономической среды.
В ходе реализации республиканской целевой программы "Старшее поколение" на 1998 - 2000 годы, утвержденной постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 15 декабря 1997 г. N 275, принятой в соответствии с Федеральной программой "Старшее поколение" на 1997 - 1999 годы и продленной на 2000 - 2001 годы, органами исполнительной власти и местного самоуправления проделана определенная работа.
В Чувашской Республике реализуются меры социальной защиты ветеранов и других категорий населения, установленные Федеральным законом "О ветеранах" и другими федеральными и республиканскими нормативными правовыми актами. В целях укрепления кадровой системы государственных и муниципальных служб, способствующих решению социальных проблем старшего поколения, филиалом Московского государственного социального университета проводится подготовка и повышение квалификации специалистов социальной сферы.
Социально - бытовое обслуживание граждан, нуждающихся в посторонней помощи, осуществляется центрами социального обслуживания населения, функционирующими во всех городах и районах. Создана широкая сеть подразделений Центров, оказывающих практическую социальную помощь пожилым гражданам и инвалидам. Целенаправленная работа проводится по повышению эффективности деятельности и расширению форм и методов работы центров социального обслуживания и домов для ветеранов. Проводятся традиционные ежегодные республиканские конкурсы на звание "Лучший дом для ветеранов" - с 1997 года, "Лучший Центр социального обслуживания" с 1998 года, конкурс профессионального мастерства среди социальных работников - с 1998 года.
В соответствии с мероприятиями Программы, предусматривающими развитие инфраструктуры, обеспечивающей социальное обслуживание граждан старшего поколения, за 1998 - 2000 годы дополнительно открыты 11 сельских домов для ветеранов на 182 места, организованы отделения специализированной помощи на дому в Канашском и Яльчикском районах, служба срочной социальной помощи в Урмарском районе, отделение дневного пребывания в Ленинском районе г. Чебоксары. Проведена газификация сельских домов для ветеранов в д. Хыркасы и Шоркино Чебоксарского района, с. Советское и Ядрино Ядринского района, пос. Восход Алатырского района, введена в эксплуатацию первая очередь Чебоксарского протезно-ортопедического предприятия. Завершено строительство очистных сооружений Тарханского психоневрологического интерната Батыревского района, бань с прачечными Калининского психоневрологического интерната Вурнарского района, Шомиковского психоневрологического интерната Моргаушского района и Кугесинского дома-интерната для престарелых и инвалидов Чебоксарского района, котельной в Шомиковском психоневрологическом интернате. Продолжается строительство лечебно-спального блока пансионата для престарелых и инвалидов в с. Атрать Алатырского района, Юськасинского интерната для престарелых и инвалидов в Моргаушском районе, картофелехранилища Ибресинского психоневрологического интерната.
В целях формирования оптимальной среды жизнедеятельности пожилых людей, создания условий по развитию духовно - нравственного потенциала, а также практического приложения их умений и навыков на базе Домов культуры и клубов продолжена работа по созданию любительских объединений пожилых людей. Проводится специализированная профилактическая работа по укреплению физического состояния лиц старшего возраста, повышению качества оказания медицинской помощи, созданию условий для проведения физкультурно-оздоровительных мероприятий.
Действие республиканской программы "Старшее поколение" завершилось в 2000 году. Анализ выполнения мероприятий, предусмотренных указанной Программой, показывает, что решение проблем пожилых граждан не теряет актуальности. Несмотря на принимаемые меры по социальной защите пожилых людей, уровень их жизни остается невысоким. По-прежнему остается острой проблема занятости пожилых людей. В части, предусматривающей развитие инфраструктуры, необходимой для социального обслуживания граждан старшего поколения, из-за недостаточности финансирования мероприятий Программы из бюджетов всех уровней в ряде городов и районов не удалось начать строительство жилых домов социального использования для одиноких престарелых граждан и инвалидов, открыть дополнительные отделения социального обслуживания на дому, специализированные отделения социально-медицинского обслуживания на дому, отделения срочного социального обслуживания, отделения дневного пребывания, провести реконструкцию здания под специальный жилой дом для пожилых граждан в г. Шумерле. Центры социального обслуживания населения, обеспечивающие предоставление необходимых услуг гражданам пожилого возраста, в ряде районов не имеют отдельных помещений (Моргаушский, Чебоксарский, Канашский, Красноармейский, Козловский, Алатырский, Ибресинский, Комсомольский, Урмарский, Шумерлинский).
Недостаточно широко внедряется в практику работы учреждений социального обслуживания предоставление услуг гражданам на платной основе, требуют дальнейшего улучшения качество и совершенствование форм обслуживания, расширение сферы оказываемых услуг.
Вместе с тем сложившаяся в Российской Федерации система безадресного предоставления пожилым гражданам льгот, установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации и Чувашской Республики, ведет к неэффективному использованию государственных средств. Она не способна преодолеть массовую бедность и обеспечить действенную поддержку уязвимых социальных групп в современных условиях. Все это определяет необходимость реформирования системы социальной поддержки населения, коренного пересмотра форм и методов предоставления социальной помощи и совершенствования финансовой политики в социальной сфере. Для решения данной проблемы совместно со специалистами Межведомственной рабочей группы по реализации проекта Международного банка реконструкции и развития "Техническое содействие реформе бюджетной системы на региональном уровне" и МЦСЭИ "Леонтьевский центр" (г. Санкт-Петербург) разработаны Концепция реформирования управления расходами на социальную защиту граждан в Чувашской Республике и План реформирования системы финансирования расходов на социальную защиту в Чувашской Республике на 2001 - 2003 годы.
Целями реформирования управления расходами на социальную защиту в Чувашской Республике являются оптимизация и систематизация различных выплат, пособий, компенсаций и льгот на основе проведенной инвентаризации нормативных актов Российской Федерации, Чувашской Республики, полной оценки расходов на финансирование льгот, субсидий и дотаций, переход от предоставления льгот к выплате денежных пособий. Для оперативного решения вопросов социальной поддержки уязвимых групп населения, гарантии целевого использования финансовых средств, а также исключения возможности предоставления одноименных льгот и выплат одному получателю по нескольким основаниям необходимо создать в республике Единую базу данных получателей социальных льгот.
Для развития инфраструктуры, обеспечивающей предоставление социальных услуг гражданам пожилого возраста, а также для создания условий по развитию нравственного, духовного, культурного потенциала пожилых людей и укрепления их социальных связей, адаптации граждан старшего поколения в трудных жизненных ситуациях, дальнейшего развития адресности помощи пожилым людям разработана республиканская программа "Старшее поколение" на 2002 - 2004 годы. Финансирование Программы предполагается производить в пределах текущего финансирования из республиканского бюджета Чувашской Республики, направляемого на укрепление материально - технической базы республиканских и муниципальных учреждений социального обслуживания населения, на реализацию Федерального закона "О ветеранах".
Мероприятия республиканской целевой программы "Старшее поколение" на 1998 - 2000 годы" по развитию сети учреждений социального обслуживания, невыполненные в связи с недостаточным финансированием, но сохраняющие актуальность в конкретных районах и городах, включены в республиканскую программу "Старшее поколение" на 2002 - 2004 годы (далее Программа) с учетом предложений, поступивших от органов исполнительной власти и местного самоуправления.
От целенаправленного решения вопросов предоставления социальных гарантий во всех сферах жизнедеятельности, развития и создания оптимальной сети учреждений социального обслуживания зависит адаптация пожилых людей к изменяющимся социально - экономическим условиям жизни. Решение такого рода задач возможно лишь в рамках республиканской программы с применением комплексного подхода.