Государственная служба как организационно-управленческий институт представляет собой профессиональную деятельность по обеспечению исполнения полномочий государственных органов и выступает в роли социального механизма реализаций функций государства. Основой для преобразований системы государственной службы должна стать административная реформа, цель которой состоит в анализе и уточнении с учетом накопленного опыта функций, реализуемых органами власти. С учетом результатов этой ревизии целесообразно уточнить структуру органов исполнительной власти Чувашской Республики, определить их полномочия, функции, обязанности, ответственность, а также численность занятых в их аппаратах государственных служащих, способных профессионально обеспечить эффективное решение вопросов, отнесенных к ведению соответствующего органа власти. Структурные преобразования органов исполнительной власти Чувашской Республики, их аппаратов, создание, слияние, разделение, ликвидация министерств и иных органов исполнительной власти Чувашской Республики, определение их штатной численности не всегда достаточно обоснованы и не всегда учитывают функции, возложенные на органы власти. Такие преобразования нередко происходят формально на основе единого подхода по всем органам исполнительной власти Чувашской Республики, без должного учета их специфики, структуры и объема исполняемых функций, роли и ответственности. Необходимо на основе уточнения функций органов власти определить их структуру, штатную численность и затем приступить к реформированию системы государственной службы.
Общая численность государственных служащих и иных работников республиканских органов государственной власти, образованных в соответствии с Конституцией Чувашской Республики (далее - государственные органы), а также муниципальных служащих и иных работников местного самоуправления на начало 2003 года составила 4909 человек. В том числе установленная численность государственных служащих и иных работников республиканских органов - 1273 человека. За период с 1995 по 2002 год численность работников в этих органах уменьшилась на 4,1%. В общей численности государственных и муниципальных служащих с 1996 года отмечается снижение численности работников органов местного самоуправления, доля которых с 82,5% уменьшилась до 73%. В 2002 году на 1000 человек населения Чувашии приходилось 3,7 государственного и муниципального служащего, в 1995 году этот показатель составлял 3,77.
Государственные служащие выступают субъектами государственного управления. От того, кем принимаются управленческие решения, как они реализовываются, зависит состояние республики, ее населения, общества в целом и каждого человека. Необходимо достичь оптимального соотношения политико-правовых, деловых, нравственных, эстетических начал в статусе государственного служащего. При этом крайне важно, чтобы весь процесс моделирования государственной службы был подчинен установке на создание условий, когда престижно и выгодно служить государству честно, добросовестно, в интересах человека.
На сегодняшний день государственной службе присущи некоторые негативные тенденции ее развития:
нехватка квалифицированных кадров сочетается с наличием незаполненных вакансий;
несоответствие социального и правового положения государственного служащего степени возлагаемой на него ответственности;
деятельность государственных органов недостаточно регламентирована;
высокая текучесть кадров в органах государственного управления в связи со снижением престижа государственной службы как вида профессиональной деятельности;
недостатки в области подготовки кадров для государственной службы и профессионального развития государственных служащих;
недостаточная ресурсная обеспеченность государственной службы.
Для создания системы государственной службы, адекватной функциям, обязанностям демократического правового социального государства, для преодоления негативных тенденций развития государственной службы необходимо обеспечить решение следующих проблем:
неразработанность законодательных механизмов взаимосвязи государственной и муниципальной службы, как основ комплексного и системного решения региональных проблем;
наличие неформализованных целей и задач, стоящих перед органами исполнительной власти Чувашской Республики, выполнение несвойственных, а также дублирование функций, выполняемых разными министерствами и ведомствами;
недостаточно квалифицированный уровень профессиональной подготовки и управленческой культуры государственных и муниципальных служащих;
необходимость оптимизации структуры должностей государственных служащих, усложненность которой не отвечает реальной дифференциации функций и фактически замещает развитую систему стимулирования эффективности труда. Уровень материального и социального обеспечения государственных и муниципальных служащих не зависит от замещаемой должности, ее значения в деятельности государственного органа, степени ответственности государственного служащего и недостаточен для обеспечения необходимых жизненных потребностей;
сохранение консервативной системы подготовки профессионального развития государственных служащих;
отсутствие единого информационного банка данных, объединяющего ведомственные информационные базы данных государственных органов власти федерального, республиканского и муниципального уровней на территории республики;
совершенствование кадровой политики в сфере государственной службы, формирование ответственного и полномочного ее субъекта.
Непростая ситуация сложилась с профессиональной подготовкой государственных и муниципальных служащих. На сегодняшний день не оправдывает себя механизм проведения аттестации государственных и муниципальных служащих, который предполагает обобщенную уровневую оценку служащих, на основании которой принимаются административные решения (вплоть до увольнения). Акцент должен ставиться на то, чтобы с помощью целенаправленной профессиональной переподготовки и повышения квалификации дать достаточные знания для восполнения пробелов в образовании, выявленных по результатам аттестации. В условиях интеграции научного знания, взаимообогащения его отдельных частей, необходимости обладания широким спектром информации, а также в связи с тем, что государственному служащему приходится неоднократно менять специализацию должностей и сфер государственной деятельности, актуальной остается фундаментальность базового и дополнительного образования, более глубокое изучение экономических, политических, духовных процессов, новых тенденций в развивающемся мировом пространстве. В то же время, с возрождением и ростом отечественного производства, сохранением регулирующей роли государства, его аппарата, в развитии рыночной экономики растет потребность в государственных служащих, имеющих техническую профессиональную подготовку и дополнительную - по профилю государственного управления.
Проблемы профессионального развития муниципальной службы также требуют решения на республиканском уровне. В большинстве муниципальных образований республики должное внимание уделяется подготовке и повышению квалификации своих кадров. В ряде районов и городов нашей республики приняты и действуют программы развития кадрового потенциала муниципальных образований, однако предусмотренные местными бюджетами на эти цели средства не достаточны. Вместе с тем, грядущая реформа местного самоуправления в Российской Федерации предусматривает введение новых принципов организации местного самоуправления, что ведет к значительному увеличению кадрового состава представительных и исполнительных органов местного самоуправления. Так, в частности, по имеющимся прогнозам численность муниципальных служащих и иных работников органов самоуправления районов и городов Чувашской Республики с введением в действие нового Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" увеличится с 723 до 4255 (в представительных органах) и с 935 до 1447 (в исполнительных органах). Для качественного замещения соответствующих должностей необходимо провести значительную работу по подготовке профессиональных кадров, умеющих ориентироваться в современных экономических условиях, в свете требований меняющегося правового регулирования. Особенно актуальной становится индивидуальная работа по повышению квалификации лиц, находящихся в резерве кадров на замещение должностей муниципальной службы. Указанные мероприятия в силу их значимости и объемности необходимо проводить системно, с применением современных научных подходов, на уровне республики в целом. Назрела необходимость обучения перспективных кадров для муниципальной службы на паритетных с республиканским бюджетом началах. В целях повышения эффективности данных мероприятий не следует ограничиваться мерами образовательного характера. Их проведение должно осуществляться в комплексе с такими мероприятиями, как конкурсы на лучшего муниципального и государственного служащего, проведение научных исследований в области государственного и муниципального управления и т.д.
Все обозначенные проблемы взаимосвязаны и не могут быть решены в отдельности. Масштабность и ресурсоемкость реализуемых в рамках Программы задач требуют четкой межведомственной координации и управления, согласованного по времени и объемам привлечения средств федерального, республиканского и местного бюджетов и внебюджетных источников. С этой целью в Программе выделена подпрограмма "Проведение эксперимента по внедрению современных методов прогнозирования, финансирования, оценки, стимулирования, материально-технического обеспечения деятельности государственных и муниципальных органов власти Чувашской Республики".
Реформируемая государственная служба призвана в результате намеченных преобразований более профессионально и эффективно исполнять функции органов власти и способствовать повышению уровня жизни и благосостояния народа республики.