Недействующий

О республиканской целевой программе Развитие единой образовательной информационной среды в Чувашской Республике на 2003-2005 годы

I. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программным методом


Стремительно развивающаяся научно-техническая революция стала основой глобального процесса информатизации всех сфер жизни общества, когда информационно-техническое развитие и его темпы определяют во многом состояние экономики, качество жизни людей, национальную безопасность, роль страны в мировом сообществе. В этой связи особое значение приобретают вопросы качества и содержания образования, соответствия его современным требованиям, что невозможно без создания единой образовательной информационной среды.

Первым этапом на пути ее создания явилась реализация с 1995 года Программы информатизации образования Чувашской Республики до 2000 года. В этот период создано около 400 кабинетов информатики и вычислительной техники, в том числе и в Чувашском республиканском институте образования - с современным оборудованием и подключением к сети Интернет. Для своевременного формирования заказов на учебники, учебно-методическую и художественную литературу для общеобразовательных учреждений республики в соответствии с проектом "Информационная система учебного книгоиздания" созданы 38 районных и городских информационных центров.

Впоследствии на условиях софинансирования с Министерством образования Российской Федерации была осуществлена компьютеризация школ на общую сумму 54 млн. рублей: в 2001-2002 годах 616 школ получили 1641 комплект компьютерного оборудования и электронных изданий учебного назначения. Параллельно Министерством образования Чувашской Республики велся активный поиск и других источников поставки компьютерной техники в образовательные учреждения. За счет участия в различных международных, федеральных проектах, привлечения спонсорских средств приобретено еще 1125 компьютеров.

В результате проведенной работы количество компьютеров в шкодах за два года увеличилось более чем в 3,8 раза. Если в 2000 году один компьютер приходился на 300 учащихся, то в 2003 году - один компьютер на 70 детей.

За прошедшие годы проведена значительная работа по формированию нового информационного мышления педагогических кадров и учащихся. В экспериментальном порядке в ряде школ введено раннее изучение информатики. Проводились различные республиканские конкурсы, в том числе и на лучшую Web-страницу образовательного учреждения, объявлен конкурс муниципальных программ подготовки кадров для работы по новым информационным технологиям.

В рамках реализации федеральной целевой программы "Развитие единой образовательной информационной среды (2001-2005 годы)" ведется работа по созданию телекоммуникационной системы удаленного доступа школ к информационным образовательным ресурсам. В соответствии с Программой 305 школ республики планируется подключить к информационным образовательным ресурсам по спутниковым каналам связи.

Вместе с тем в работе по созданию единой образовательной информационной среды имеются проблемы, требующие дальнейших скоординированных действий государственных, муниципальных органов, всей системы образования и других организаций.

Несмотря на значительный количественный рост компьютерного оборудования, использование информационно-коммуникационных технологий (далее - ИКТ) и сети Интернет в обучении и управлении образованием не получило должного развития. На сегодня 303 (45,7%) школы имеют электронную почту, из них 2/3 подключены к сети Интернет.

Компьютерные технологии еще не стали реальным инструментом в достижении нового современного качества образования. Большинство имеющихся компьютеров используются только при изучении информатики как предмета и только в учебное время.

Становится все более очевидной необходимость развития сферы дистанционного обучения по различным видам детского и юношеского творчества, внедрения новых ИКТ в сферу дополнительного образования, в которой занято около 87 тыс. детей. Неподготовленность педагогических кадров к работе по использованию ИКТ создает реальные сложности в эффективности образовательного процесса.

Необходимость разработки республиканской целевой программы "Развитие единой образовательной информационной среды в Чувашской Республике на 2003-2005 годы" (далее - Программа) обусловлена коренными изменениями в государственной политике Российской Федерации, Чувашской Республики и принятием Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года (распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2001 г. N 1756-р), Программы развития образования в Чувашской Республике на 2001-2003 годы и на период до 2005 года (Указ Президента Чувашской Республики от 9 апреля 2001 г. N 31), возросшими потребностями граждан на получение качественного образования, развитием информатизации образования в Российской Федерации и Чувашской Республике.