Недействующий

О республиканской целевой программе "Инновационное развитие - основа конкурентоспособности агропромышленного комплекса Чувашской Республики" на 2010–2015 годы и на период до 2020 года

Таблица 3

Сходства и различия традиционных вертикально интегрированных структур и интегрированных структур кластерного типа


Традиционные вертикально интегрированные структуры

Структуры "кластерного типа

Основы производства

жесткая специализация, стандартизированная продукция, массовость

инновационный подход, гибкая специализация

Структура производства

корпоративное взаимодействие, централизация

централизованное координирование по согласованным направлениям корпоративно-автономных фирм

Конкуренция

на внешнем рынке, внутри региона

на ограниченной территории

Территориальное размещение

внутри региона или межрегионально

на ограниченной территории

Экономические показатели

по отраслям

по совокупности отраслей, входящих в кластерную систему

Рынок труда

низкая мобильность рабочей силы

высокая мобильность рабочей силы

Государственное регулирование

меры по регулированию отраслей и предприятий

меры по регулированию кластеров и предприятий

Механизмы взаимодействия

формальные

формальные наряду с неформальными (обмен информацией, технологиями)

В целом агропромышленные кластеры не являются полноценными кластерными структурами, формируются медленно, видимые результаты достигаются лишь через несколько лет. Подобные структуры не позволяют осуществить прорыв в сфере АПК, но имеют большое значение при проведении эффективной политики занятости на региональном уровне и расширении налоговой базы. К преимуществам кластеров в сфере агропромышленного производства также можно в полной мере отнести реализацию конкурентных преимуществ Чувашской Республики по производству продуктов питания, связанных с географическим расположением, климатом, обширными зонами агропромышленного производства и т.п., возможностей, присущих им как интегрированной системе, направленной на совершенствование техники и технологий. Взаимодействие элементов кластера происходит посредством обмена товарами, технологиями, информацией, услугами и т.п.

Управление экономикой АПК на основе региональных инновационных кластеров также имеет свои преимущества. Оно позволяет увеличить налогооблагаемую базу; повысить уровень занятости сельского населения, развитость инфраструктуры села; переориентировать убыточные агропредприятия; урегулировать инвестиционные потоки и оценить эффективность вложений; повысить предпринимательскую активность на рынках АПК; развить инновационный потенциал предприятий АПК посредством быстрого распространения инноваций на все предприятия кластера; совершенствовать информационную базу для статистических исследований.

Участниками агропромышленного кластера могут быть сельскохозяйственные предприятия (поставщики сырья); предприятия сельскохозяйственного машиностроения (поставщики оборудования); перерабатывающие предприятия пищевой индустрии; агропромышленные интегрированные комплексы (корпорации); консалтинговые организации; научные институты; образовательные учреждения; органы власти; финансовые институты.

Формирование агропромышленного кластера в республике - сложный процесс. Определенной адаптацией кластерного подхода может служить создание кластеров при содействии вертикально интегрированных бизнес-групп. То есть развитие кластеров и вертикально интегрированных компаний может дополнять друг друга: кластерный подход не вступает в конфликт с задачами развития вертикальных корпораций, что важно при сложившейся структуре аграрного производства в Чувашской Республике. Наличие развитой инфраструктуры сервиса, консультационных услуг, научных и образовательных учреждений, поставщиков машин и оборудования (в структуре кластера) снизит издержки и повысит конкурентоспособность любой крупной интегрированной структуры. Подобные объединения оказывают положительное влияние не только на отдельные предприятия, но и на экономику региона в целом, так как кластер предусматривает взаимодействие трех секторов: бизнеса (коммерческие организации, кредитные учреждения), институций (университеты и научные центры, общественные организации, торгово-промышленные палаты) и органов власти.

Решение данной задачи основано не на привлечении дополнительных бюджетных средств, а на координации мероприятий, реализуемых в рамках решения других задач. Строящиеся и реконструируемые организации пищевой и перерабатывающей промышленности, вновь создаваемые организации по семеноводству, организации по племенному животноводству, сервисные организации, крупные животноводческие комплексы и фермы размещаются в тех муниципальных районах, где необходимо формирование "точек роста" и кластеров. Активизация развития сельских территорий происходит в тех муниципальных районах, куда приходят инвесторы - агропромышленные холдинговые компании, где формируются "точки роста", положительное влияние которых наблюдается уже в настоящее время.

В ряде муниципальных образований (Вурнарском, Чебоксарском, Ядринском районах) происходит сосредоточение организаций, которые в той или иной мере можно рассматривать в качестве "точек роста" для сельской территории. В этих районах перекрещиваются интересы и инвестиции ряда холдинговых компаний, создаются предпосылки для становления агропромышленных кластеров комплексного типа. Таким образом формируются группы соседствующих, функционирующих в агропромышленной сфере, характеризующихся общностью деятельности, взаимодополняющих друг друга взаимосвязанных организаций, значимость которых как целого превышает сумму его составных частей. Формирование "точек роста" и кластеров создает прочные предпосылки устойчивого развития сельских территорий, стимулирует спрос на рабочую силу, содействует росту заработной платы и доходов сельского населения. Организации пищевой и перерабатывающей промышленности формируют спрос на сельскохозяйственное сырье, создают предпосылки развития для сельскохозяйственных организаций и малых форм хозяйствования на селе: К(Ф)Х, ЛПХ населения и сельскохозяйственных потребительских кооперативов.

Сельскохозяйственные организации, в свою очередь, являются "локомотивом" в отношении малых форм хозяйствования на селе, оказывая им спектр услуг по обеспечению кормами, сбыту продукции, техническому сервису, проведению ряда полевых сельскохозяйственных работ. В то же время в тринадцати районах республики отсутствуют какие-либо "точки роста", способные активизировать сельские территории и дать импульс развитию сельскохозяйственных организаций, а еще в пяти муниципальных районах (Аликовском, Красноармейском, Красночетайском, Мариинско-Посадском, Порецком) нет признаков кластерных структур.

Таким образом, подзадачами второго уровня выступают:

содействие созданию в муниципальных районах республики, характеризующихся депрессивностью экономики, "точек роста", активизирующих развитие сельских территорий;

содействие развитию в республике специализированных (хмелеводческого, мясо-молочных, молочно-мясных и других) и комплексных агропромышленных кластеров;

поддержка функционирования существующих и стимулирование формирования новых агропромышленных холдинговых компаний.

Подзадача 4.2. Развитие агломерации г. Чебоксары - г. Новочебоксарск – Мариинско-Посадский район – Моргаушский район – Цивильский район – Чебоксарский район.

Развитие АПК в агломерации предусматривает усиление имеющейся функциональной специализации районов с целью повышения конкуренции, достижения синергетического эффекта.

В агломерации предполагается развитие крупных сельскохозяйственных компаний. В то же время для сохранения стабильности сельской системы расселения и уклада сельской жизни необходимо развитие фермерских и личных подсобных хозяйств как мест приложения труда населения районов.

Целями развития АПК агломерации являются:

экономическая и социальная стабильность развития муниципальных районов агломерации (обеспечение высокооплачиваемыми рабочими местами, бюджетные эффекты);

удовлетворение растущих потребностей населения гг. Чебоксары и Новочебоксарска и агломерации в целом в продуктах питания;

обеспечение качественными и экологически безопасными продуктами питания населения Чувашской Республики, а также реализация их за пределы республики.

Для решения поставленных целей необходимо решение следующих задач:

привлечение инвестиционных ресурсов в АПК, направленных в том числе на модернизацию основных фондов, путем привлечения крупных сельскохозяйственных производителей и переработчиков продукции;

развитие кооперации малых форм хозяйствования в сельском хозяйстве;

обеспечение гарантированного сбыта сельскохозяйственной продукции сельскохозяйственными товаропроизводителями районов, находящихся на территории агломерации.

Формирование администрациями гг. Чебоксары и Новочебоксарска заказа на продовольствие, производимое предприятиями АПК, входящими в агломерацию, обеспечит городское население качественными продуктами.

При успешной реализации данного направления продукция агропромышленного комплекса районов агломерации должна выйти на рынки Приволжского и Центрального федеральных округов, а также в перспективе - на рынки крупных городов европейской части России. Кроме того, это позволит сформировать рабочие места нового качества (современные условия труда, конкурентный уровень заработной платы на фоне других секторов).