Сходства и различия традиционных вертикально интегрированных структур и интегрированных структур кластерного типа
Традиционные вертикально интегрированные структуры | Структуры "кластерного типа | |
Основы производства | жесткая специализация, стандартизированная продукция, массовость | инновационный подход, гибкая специализация |
Структура производства | корпоративное взаимодействие, централизация | централизованное координирование по согласованным направлениям корпоративно-автономных фирм |
Конкуренция | на внешнем рынке, внутри региона | на ограниченной территории |
Территориальное размещение | внутри региона или межрегионально | на ограниченной территории |
Экономические показатели | по отраслям | по совокупности отраслей, входящих в кластерную систему |
Рынок труда | низкая мобильность рабочей силы | высокая мобильность рабочей силы |
Государственное регулирование | меры по регулированию отраслей и предприятий | меры по регулированию кластеров и предприятий |
Механизмы взаимодействия | формальные | формальные наряду с неформальными (обмен информацией, технологиями) |
В целом агропромышленные кластеры не являются полноценными кластерными структурами, формируются медленно, видимые результаты достигаются лишь через несколько лет. Подобные структуры не позволяют осуществить прорыв в сфере АПК, но имеют большое значение при проведении эффективной политики занятости на региональном уровне и расширении налоговой базы. К преимуществам кластеров в сфере агропромышленного производства также можно в полной мере отнести реализацию конкурентных преимуществ Чувашской Республики по производству продуктов питания, связанных с географическим расположением, климатом, обширными зонами агропромышленного производства и т.п., возможностей, присущих им как интегрированной системе, направленной на совершенствование техники и технологий. Взаимодействие элементов кластера происходит посредством обмена товарами, технологиями, информацией, услугами и т.п.
Управление экономикой АПК на основе региональных инновационных кластеров также имеет свои преимущества. Оно позволяет увеличить налогооблагаемую базу; повысить уровень занятости сельского населения, развитость инфраструктуры села; переориентировать убыточные агропредприятия; урегулировать инвестиционные потоки и оценить эффективность вложений; повысить предпринимательскую активность на рынках АПК; развить инновационный потенциал предприятий АПК посредством быстрого распространения инноваций на все предприятия кластера; совершенствовать информационную базу для статистических исследований.
Участниками агропромышленного кластера могут быть сельскохозяйственные предприятия (поставщики сырья); предприятия сельскохозяйственного машиностроения (поставщики оборудования); перерабатывающие предприятия пищевой индустрии; агропромышленные интегрированные комплексы (корпорации); консалтинговые организации; научные институты; образовательные учреждения; органы власти; финансовые институты.
Формирование агропромышленного кластера в республике - сложный процесс. Определенной адаптацией кластерного подхода может служить создание кластеров при содействии вертикально интегрированных бизнес-групп. То есть развитие кластеров и вертикально интегрированных компаний может дополнять друг друга: кластерный подход не вступает в конфликт с задачами развития вертикальных корпораций, что важно при сложившейся структуре аграрного производства в Чувашской Республике. Наличие развитой инфраструктуры сервиса, консультационных услуг, научных и образовательных учреждений, поставщиков машин и оборудования (в структуре кластера) снизит издержки и повысит конкурентоспособность любой крупной интегрированной структуры. Подобные объединения оказывают положительное влияние не только на отдельные предприятия, но и на экономику региона в целом, так как кластер предусматривает взаимодействие трех секторов: бизнеса (коммерческие организации, кредитные учреждения), институций (университеты и научные центры, общественные организации, торгово-промышленные палаты) и органов власти.
Решение данной задачи основано не на привлечении дополнительных бюджетных средств, а на координации мероприятий, реализуемых в рамках решения других задач. Строящиеся и реконструируемые организации пищевой и перерабатывающей промышленности, вновь создаваемые организации по семеноводству, организации по племенному животноводству, сервисные организации, крупные животноводческие комплексы и фермы размещаются в тех муниципальных районах, где необходимо формирование "точек роста" и кластеров. Активизация развития сельских территорий происходит в тех муниципальных районах, куда приходят инвесторы - агропромышленные холдинговые компании, где формируются "точки роста", положительное влияние которых наблюдается уже в настоящее время.
В ряде муниципальных образований (Вурнарском, Чебоксарском, Ядринском районах) происходит сосредоточение организаций, которые в той или иной мере можно рассматривать в качестве "точек роста" для сельской территории. В этих районах перекрещиваются интересы и инвестиции ряда холдинговых компаний, создаются предпосылки для становления агропромышленных кластеров комплексного типа. Таким образом формируются группы соседствующих, функционирующих в агропромышленной сфере, характеризующихся общностью деятельности, взаимодополняющих друг друга взаимосвязанных организаций, значимость которых как целого превышает сумму его составных частей. Формирование "точек роста" и кластеров создает прочные предпосылки устойчивого развития сельских территорий, стимулирует спрос на рабочую силу, содействует росту заработной платы и доходов сельского населения. Организации пищевой и перерабатывающей промышленности формируют спрос на сельскохозяйственное сырье, создают предпосылки развития для сельскохозяйственных организаций и малых форм хозяйствования на селе: К(Ф)Х, ЛПХ населения и сельскохозяйственных потребительских кооперативов.
Сельскохозяйственные организации, в свою очередь, являются "локомотивом" в отношении малых форм хозяйствования на селе, оказывая им спектр услуг по обеспечению кормами, сбыту продукции, техническому сервису, проведению ряда полевых сельскохозяйственных работ. В то же время в тринадцати районах республики отсутствуют какие-либо "точки роста", способные активизировать сельские территории и дать импульс развитию сельскохозяйственных организаций, а еще в пяти муниципальных районах (Аликовском, Красноармейском, Красночетайском, Мариинско-Посадском, Порецком) нет признаков кластерных структур.
Таким образом, подзадачами второго уровня выступают:
содействие созданию в муниципальных районах республики, характеризующихся депрессивностью экономики, "точек роста", активизирующих развитие сельских территорий;
содействие развитию в республике специализированных (хмелеводческого, мясо-молочных, молочно-мясных и других) и комплексных агропромышленных кластеров;
поддержка функционирования существующих и стимулирование формирования новых агропромышленных холдинговых компаний.
Подзадача 4.2. Развитие агломерации г. Чебоксары - г. Новочебоксарск – Мариинско-Посадский район – Моргаушский район – Цивильский район – Чебоксарский район.
Развитие АПК в агломерации предусматривает усиление имеющейся функциональной специализации районов с целью повышения конкуренции, достижения синергетического эффекта.
В агломерации предполагается развитие крупных сельскохозяйственных компаний. В то же время для сохранения стабильности сельской системы расселения и уклада сельской жизни необходимо развитие фермерских и личных подсобных хозяйств как мест приложения труда населения районов.
Целями развития АПК агломерации являются:
экономическая и социальная стабильность развития муниципальных районов агломерации (обеспечение высокооплачиваемыми рабочими местами, бюджетные эффекты);
удовлетворение растущих потребностей населения гг. Чебоксары и Новочебоксарска и агломерации в целом в продуктах питания;
обеспечение качественными и экологически безопасными продуктами питания населения Чувашской Республики, а также реализация их за пределы республики.
Для решения поставленных целей необходимо решение следующих задач:
привлечение инвестиционных ресурсов в АПК, направленных в том числе на модернизацию основных фондов, путем привлечения крупных сельскохозяйственных производителей и переработчиков продукции;
развитие кооперации малых форм хозяйствования в сельском хозяйстве;
обеспечение гарантированного сбыта сельскохозяйственной продукции сельскохозяйственными товаропроизводителями районов, находящихся на территории агломерации.
Формирование администрациями гг. Чебоксары и Новочебоксарска заказа на продовольствие, производимое предприятиями АПК, входящими в агломерацию, обеспечит городское население качественными продуктами.
При успешной реализации данного направления продукция агропромышленного комплекса районов агломерации должна выйти на рынки Приволжского и Центрального федеральных округов, а также в перспективе - на рынки крупных городов европейской части России. Кроме того, это позволит сформировать рабочие места нового качества (современные условия труда, конкурентный уровень заработной платы на фоне других секторов).