КАБИНЕТ МИНИСТРОВ ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 30 августа 2000 года N 166
О республиканской целевой программе "Молодежь Чувашской Республики" 2001-2002 годы
признан утратившим силу постановлением Кабинета Министерства Чувашской Республики от 22 декабря 2004 г. N 327
Кабинет Министров Чувашской Республики постановляет:
1. Утвердить прилагаемую республиканскую целевую программу "Молодежь Чувашской Республики" 2001-2002 годы" (далее - Программа).
2. Определить государственным заказчиком по реализации Программы Государственный комитет Чувашской Республики по делам молодежи.
3. Министерству экономики Чувашской Республики и Министерству финансов Чувашской Республики при формировании проектов республиканского бюджета Чувашской Республики на соответствующие годы предусматривать выделение средств на финансирование мероприятий Программы.
4. Министерствам, иным органам исполнительной власти Чувашской Республики, администрациям районов и городов обеспечить своевременное выполнение мероприятий, предусмотренных Программой.
Председатель Кабинета Министров
Чувашской Республики - Э.Аблякимов
Республиканская целевая программа "Молодежь Чувашской Республики: 2001-2002 годы"
Наименование Программы Республики | Республиканская целевая программа "Молодежь Чувашской 2001-2002 годы" (далее - Программа) |
Дата принятия решения о разработке Программы, ее утверждения | постановление Кабинета Министров дата Чувашской Республики от 5 апреля 2000 г. N 65 "О ежегодном докладе "Положение молодежи и важнейшие направления государственной молодежной политики в Чувашской Республике" |
Государственный заказчик Программы | Государственный комитет Чувашской Республики по делам молодежи |
Основные разработчики и исполнители Программы | Государственный комитет Чувашской Республики по делам молодежи, Министерство образования Чувашской Республики, Министерство физической культуры и спорта Чувашской Республики, Министерство внутренних дел Чувашской Республики, Министерство здравоохранения Чувашской Респ ублики, Министерство культуры и по делам национальностей Чувашской Республики, Государственный комитет Чувашской Республики по печати и информации, Департамент Федеральной государственной службы занятости населения по Чувашской Республике |
Цели и задачи Программы | Основной целью Программы является развитие социально-экономических, организационных, правовых условий и гарантий для социального становления молодых граждан, их наиболее полной самореализации. В процессе достижения поставленных целей будут решаться следующие задачи: |
Сроки реализации Программы | Программа рассчитана на реализацию в течение 2001-2002 годов |
Объемы и источники финансирования, направления расходов | Общий объем финансирования Программы составляет 6,486 млн. рублей, в том числе за счет средств федерального бюджета Российской Федерации - 0,6 млн. рублей (в 2001 году - 0,25 млн. рублей; |
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы | Удовлетворение потребностей молодежи в информации, необходимой ей для социальной защищенности в период гражданского становления и включения в систему общественного разделения труда; |
Оценка эффективности реализации Программы | Реализация Программы будет осуществлена в результате совместной деятельности министерств и иных органов исполнительной власти Чувашской Республики. Общее руководство реализацией Программы осуществляет Государственный комитет Чувашской Республики по делам молодежи; |
Система организации контроля за выполнением Программы. | Государственный заказчик - Государственный комитет Чувашской Республики по делам молодежи ежегодно к 15 февраля докладывает Кабинету Министров Ч увашской Республики о ходе выполнения Программы. |
Республиканская целевая программа "Молодежь Чувашской Республики: 2001-2002 годы" (далее - Программа) призвана скоординировать имеющийся опыт участия органов государственной власти, общественных объединений в том числе молодежных и детских) в разработке и осуществлении мер по созданию условий для всестороннего развития молодежи, ее адаптации к самостоятельной жизни, обеспечения защиты прав и законных интересов молодых граждан.
На 1 января 2000 г. в Чувашской Республике проживает 290021 человек в возрасте от 16 до 29 лет, это составляет 21 процент от общей численности населения. Самую большую группу молодежи составляют люди в возрасте от 20 до 24 лет - 105118 человека (36,2 процента). Численность городской молодежи составляет 190788 человек, или 65,8 процента. А в сельской местности проживает 99233 человек, или 34,2 процента.
Исследования рынка труда показали, что ситуация в области трудоустройства молодежи улучшилась. Тем не менее зачастую отсутствие трудовых навыков и недостаток профессиональных знаний приводят к отказу работодателей от услуг молодого человека, поэтому необходимо продолжить работу по совершенствованию механизмов реализации государственной молодежной политики в сфере занятости и поддержки молодежного предпринимательства, в частности:
координировать деятельность всех организаций, занимающихся вопросами занятости населения, независимо от их форм собственности;
развивать единую республиканскую службу занятости молодежи (молодежная биржа труда);
создать эффективную рекламно-информационную службу по освещению работы структур содействия занятости молодежи.
В настоящее время состояние здоровья подрастающего поколения вызывает серьезную озабоченность. Анализ медицинских статистических данных свидетельствует о том, что показатели, характеризирующие состояние здоровья молодежи, в динамике имеют тенденцию к некоторому ухудшению. Общая заболеваемость молодежи в 1999 году по сравнению с 1998 годом выросла на 5,4 процента, первичная заболеваемость - на 6,9 процента.
В структуре больных, пролеченных в 1999 году в наркологических стационарах республики, 0,7 процента составили подростки и дети (в 1998 году - 0,5%). Эти данные не являются точным отражением реальной действительности, т.к. существующая в стране нормативно-правовая ситуация в отношении медицинской помощи больным с психическими и наркологическими расстройствами не разрешает принудительное наблюдение и лечение больных этого профиля. Требуется дальнейшее развитие сети служб социально-психологической помощи детям и молодежи.
Особого внимания заслуживает состояние здоровья призывников. В Чувашской Республике в 1999 году всего освидетельствовано 16235 юношей, из них признаны годными к военной службе 11627 призывников или 71,6% (в 1998 году - 72,8 %), ограниченно годными - 3589 молодых людей - 22,1 % (в 1998 году - 20,1 %), временно не годными - 793 человек - 4,9% (в 1998 году - 5,6%), не годными к военной службе - 226 молодых людей - 1,4% (а 1998 году - 1,5%).
Особенности социально-психологического самочувствия и поведения современной молодежи обусловливают необходимость организации всестороннего и поэтапного исследования молодежных проблем и дальнейшего развития сети служб социальной помощи подросткам и молодежи в их социализации.
Требуют совершенствования организации досуговых мероприятий, развитие молодежных центров. Заметно ослабло нравственное воспитание молодежи, содержание и формы которого нуждаются в дальнейшем совершенствовании с учетом потребностей современного общества. Возрождение идеи национального самосознания создало предпосылки для активного участия молодых граждан в национальных молодежных общественных организациях, обращения подрастающего поколения к культуре, искусству, традициям своего народа. Необходимо создать условия для поддержки и развития одаренных и талантливых детей, подростков и молодежи.
Особого внимания требуют проблемы студенческой молодежи. В Чувашской Республике работают 12 лицензированных учреждений высшего профессионального образования. Среди учреждений среднего профессионального образования тоже произошли количественные изменения. Их стало за год больше на одну единицу. В 1999 году в сравнении с 1998 годом произошел рост приема в средние специальные учебные заведения на 813 человек, число студентов дневного отделения увеличилось на 700 человек.
С каждым годом растет число обучающихся в учреждениях профессионального образования. Если в 1997 году их было 78,5 процента от всех выпускников школ, в 1998 году 82,2 процента, то в 1999 году уже 87,3 процента всех выпускников средних школ обучалось в учреждениях профессионального образования.
Однако остается существенной разница между размером стипендий и прожиточным минимумом. В первую очередь в социальной поддержке нуждаются студенты-инвалиды, сироты, студенты из многодетных семей, военнослужащие, принимавшие участие в вооруженном конфликте в Чеченской Республике.
На сегодняшний день молодежь недостаточно хорошо информирована о своих правах и возможностях. Для обеспечения доступности интересующей информации необходимо развитие сети информационных центров. Создание единой республиканской системы информационного обеспечения молодежи позволит сосредоточить информацию по основным проблемам жизнедеятельности в соответствии с запросами молодежи, осуществлять сбор, обработку и анализ результатов социологических исследований и дополнительных сведений о социальных явлениях в молодежной среде, потребностях и интересах молодежи.
В настоящее время в администрациях районов и городов Чувашской Республики функционируют 12 отделов по делам молодежи, в 17 районах и городах проблемами реализации государственной молодежной политики занимаются специалисты органов образования, культуры, спорта. Приоритетными направлениями на сегодняшний день являются осуществление комплексного подхода, привлечение всех заинтересованных органов власти, общественности к решению проблем молодежи и создание стройной системы структур, задействованных в этой области.
В Чувашской Республике действует ряд нормативных актов по осуществлению государственной молодежной политики: Закон Чувашской Республики "О государственной молодежной политике в Чувашской Республике" в редакции от 14 июня 1996 г. N 10, Указ Президента Чувашской Республики от 17 апреля 1996 г. N 45 "О военно-спортивных играх "Зарница" и "Орленок" в Чувашской Республике", Указ Президента Чувашской Республики от 30 ноября 1996 г. N 129 "О государственных молодежных премиях Чувашской Республики", Указ Президента Чувашской Республики от 1 февраля 2000 г. N 13 "О Государственном комитете Чувашской Республики по делам молодежи", постановление Кабинета Министров Чувашской Республики от 24 декабря 1996 г. N 301 "О республиканской целевой программе "Молодежь Чувашской Республики: 1997-2000 годы", постановление Кабинета Министров Чувашской Республики от 17 марта 2000 г. N 42 "Вопросы Государственного комитета Чувашской Республики по делам молодежи". Однако, необходимо дальнейшее совершенствование нормативно-правовой базы.
Государственная молодежная политика - это деятельность государства, направленная на создание правовых, экономических и организационных условий и гарантий для самореализации личности молодого человека и развития молодежных объединений, движений и инициатив. При этом Государственный комитет Чувашской Республики по делам молодежи выступает как орган исполнительной власти, предназначенный для формирования и осуществления межотраслевой координации работы министерств и организаций в области государственной молодежной политики. Реализация республиканской целевой программы "Молодежь Чувашской Республики: 2001-2002 годы" обеспечит дальнейшее совершенствование системы экономических, социальных, организационных мер в решении молодежных проблем.
Если создать новому поколению условия для учебы, работы, здорового образа жизни, досуга, именно оно может стать той силой, которая обеспечит экономическое и культурное процветание страны. Несмотря на то, что большинство молодых людей испытывает серьезные материальные и моральные проблемы, молодежь не должна быть и не может быть только объектом помощи извне. Мобилизация собственных усилий и становление активной личности молодого человека - вот цель программы "Молодежь Чувашской Республики: 2001-2002 годы".
В основных положениях Программа на период 2001-2002 годов носит преемственный характер по отношению к республиканской целевой программе "Молодежь Чувашской Республики: 1997-2000 годы".
В этой связи предусматривается решение следующих основных задач:
формирование, развитие и укрепление правовых, экономических и организационных условий для самореализации личности молодого человека как активного участника преобразований современного общества;
улучшение здоровья молодого поколения, снижение смертности, развитие системы отдыха и оздоровления;
подготовка молодых людей к службе в армии, воспитание гражданско-патриотического отношения к Родине;
создание условии для реализации научно-технического, творческого потенциала молодежи и стимулирование инновационной деятельности молодежи;
развитие массовых видов молодежного спорта и туризма;
внедрение постоянно действующей системы поддержки деятельности детских и молодежных общественных объединений и их программ;
развитие системы ювенальной юстиции, правовая защита и социальная адаптация подростков и молодежи;
создание наиболее благоприятных организационно-экономических условий для развития молодежного предпринимательства;
организация дополнительных мер по занятости молодых граждан;
оздоровление демографической ситуации в обществе, укрепление института молодой семьи;
внедрение активной системы социальной поддержки малообеспеченных категорий молодежи;
развитие международных и межрегиональных молодежных обменов.
Программа призвана комплексно решать проблемы молодых граждан в ходе реализации государственной молодежной политики и координировать имеющийся опыт участия органов государственной власти, общественных объединений (в том числе молодежных и детских) в разработке и осуществлении мер по созданию условий для всестороннего развития молодежи, ее адаптации к самостоятельной жизни, обеспечения защиты прав и законных интересов молодых граждан.
Таким образом, основными направлениями Программы являются:
решение социально-экономических проблем молодежи;
формирование условий для гражданского, духовно-нравственного, патриотического и физического воспитания молодежи;
развитие системы поддержки талантливой молодежи;
развитие системы информационного обеспечения молодежи и молодежной политики;
правовая защита молодежи, профилактика злоупотребления психоактивными веществами;
государственная поддержка детских и молодежных общественных объединений; проведение конкурса инновационных и вариативных программ;
международное и межрегиональное молодежное сотрудничество;
система подготовки и переподготовки государственных и муниципальных служащих, специалистов по работе с молодежью;
система подготовки и переподготовки резерва руководителей сельскохозяйственных предприятий;
поддержка подведомственных учреждений Государственного комитета Чувашской Республики по делам молодежи.
Программа реализуется за счет средств республиканского бюджета Чувашской Республики.
Для реализации мероприятий Программы дополнительно могут быть привлечены средства федерального бюджета (участие в конкурсе инновационных, вариативных программ), средства внебюджетных источников, а также средства юридических и физических лиц, заинтересованных в осуществлении Программы.
Для достижения основных целей Программы необходимо:
создание подведомственных учреждений республиканского, районных и городских органов исполнительной власти по делам молодежи;
создание благоприятных условий для функционирования создаваемых социальных служб для молодежи;
поддержка молодежных и детских общественных объединений, способствующих реализации мероприятий Программы.