(не приводится)
В соответствии с новым законодательством изменились задачи Департамента ЖКХ Чувашской Республики в сфере ЖКХ. Основная тяжесть регулирования жилищно-коммунальных отношений перенесена на уровень местного самоуправления (города, населенного пункта).
2.1.5. Реформирование жилищно-коммунального хозяйства Чувашской Республики началось с 1994 года. В основу преобразований положено:
разделение функций заказчика и подрядчика и организация договорных взаимоотношений;
создание условий для демонополизации и развития конкурентной среды;
поэтапный переход от бюджетного дотирования к полной оплате жилищно-коммунальных услуг потребителями.
На муниципальном уровне с 1995 года начали создаваться службы "Заказчика" - организации по управлению жилищным фондом и реализации муниципального заказа на жилищно-коммунальное обслуживание населения. Разграничение функций заказчика и подрядчика завершено в 11 из 26 муниципальных образований республики. Всего по республике образовано 14 служб "Заказчика".
Службы заказчика в муниципальных образованиях Чувашской Республики на 1 июля 1997 года {*}
-------------------------------
{*} - не приводится.
В республике идет процесс полного перехода на договорные отношения собственников жилого фонда и объектов коммунального хозяйства с субъектами хозяйствования - жилищными ремонтно-эксплуатационными и коммунальными организациями и нанимателями жилых помещений.
Жилищная политика, проводимая в Чувашской Республике, предусматривает развитие конкуренции в сфере оказания услуг по содержанию и ремонту жилищного фонда через привлечение на конкурсной основе предприятий и организаций любых форм собственности.
Для перехода на конкурсный принцип отбора Министерством по делам строительства, дорожного и коммунального хозяйства Чувашской Республики принято Положение о порядке конкурсного отбора подрядчиков на обслуживание домов государственного и муниципального жилищных фондов.
Активизировался процесс создания товариществ собственников жилья. К концу первой половины 1997 года число зарегистрированных товариществ собственников жилья составило более 20, в том числе в г.г. Чебоксары, Новочебоксарск, Шумерля. Большое число товариществ находится в стадии организации.
Создана Государственная жилищная инспекция Чувашской Республики. При невыполнении предприятиями требований по соблюдению Правил содержания по обслуживанию жилищного фонда жилищная инспекция приостанавливает действие лицензии предприятия, оформляет протоколы об административных правонарушениях.
2.1.6. Одно из направлений реформирования жилищно-коммунального хозяйства - это переход к самофинансированию отрасли путем прекращения бюджетных дотаций.
Переход на самофинансирование в республике осуществляется путем поэтапного увеличения доли затрат на жилье и коммунальные услуги, оплачиваемой населением, и сокращения доли бюджетных дотаций. Так, если в 1993 году доля бюджетного финансирования в затратах составила 97 процентов, то к началу 1997 года она уменьшилась до 60 процентов. В 1996 году в консолидированном бюджете Чувашской Республики на расходы ЖКХ было предусмотрено 399,5 млрд. рублей, на 1997 год - 317,3 млрд. рублей (без капитальных вложений). Фактически в 1996 году отрасль профинансирована только на 82,4 процента, а к расчетной потребности необходимых средств - на 38,3 процента:
Финансирование отрасли жилищно-коммунального хозяйства Чувашской Республики в 1996 году {*}
-------------------------------
{*} - не приводится.
Все 26 районов и городов Чувашской Республики являются дотационными и получают финансовую помощь из республиканского бюджета. На 1997 год объем финансовой помощи по данным территориям составит 529,7 млрд. рублей.
В целях сокращения взаимных неплатежей в республике проводятся взаимные зачеты задолженности между бюджетами всех уровней, предприятиями и налогоплательщиками. В 1996 году по муниципальным предприятиям ЖКХ были осуществлены взаимозачеты с бюджетами различных уровней на сумму более 35 млрд. рублей.
2.1.7. Одним из направлений сокращения бюджетного финансирования является снижение затрат на предоставление жилищно-коммунальных услуг.
Анализ структуры затрат по эксплуатации жилищного фонда показывает, что затраты на оплату труда, содержание аппарата управления в общих затратах снижаются и составили в 1996 году 35,1 процента (1993 г. - 57,9 процента).
В среднем по республике стоимость предоставления жилищно-коммунальных услуг на 1 кв. метр общей площади на 1 апреля 1997 г. составила 5790 рублей, что на 30 процентов ниже федерального стандарта в среднем по России (8200 рублей) и на 7 процентов ниже стандарта по Волго-Вятскому экономическому району.
За 1994 - 1997 годы оплачиваемая населением доля затрат на содержание жилья и предоставление коммунальных услуг в большинстве городов и районов возросла к 1997 году до 16 - 38 процентов.