Недействующий

О Программе реформирования жилищно-коммунального хозяйства Чувашской Республики на 1997 - 2003 годы

Фактическая стоимость предоставления жилищно-коммунальных услуг по районам и городам Чувашской Республики за I квартал 1997 года


Районы и города

Стоимость предоставления жилищно-коммунальных услуг (рублей/кв.метр)

Процент покрытия затрат за счет платежей населения

Стоимость предоставления жилищно-коммунальных услуг в отношении к федеральному стандарту (6200), (в %)

Ставки и тарифы для населения в отношении к федеральному стандарту стоимости предоставления жилищно-коммунальных услуг (6200), (в %)

Число предоставляемых услуг ЖКХ

исходя из полного покрытия затрат по предоставлению услуг

по действующим ставкам и тарифам для населения

Волго-Вятский экономический район

6200

Чувашская Республика в том числе:

5790

1510

26

93,4

24,4

Алатырский

5146

750

15

83,0

12,1

3

Аликовский

4634

1162

25

74,7

18,7

6

Батыревский

3690

934

25

59,9

15,1

7

Вурнарский

6400

1350

21

103,2

21,8

7

Ибресинский

5164

914

18

83,3

14,7

6

Канашский

5766

1118

19

93,0

18,0

6

Козловский

5216

1822

35

84,1

29,4

7

Комсомольский

4700

1050

22

75,8

16,9

5

Красноармейский

4492

1316

29

72,4

21,2

6

Красночетайский

4321

1070

25

69,5

17,2

6

Марпосадский

5420

1734

32

87,4

28,0

7

Моргаушский

4356

1216

28

70,2

19,6

6

Порецкий

8140

1460

18

131,3

23,5

5

Урмарский

3704

864

23

59,7

13,9

6

Цивильский

6140

1444

23

99,0

23,3

7

Чебоксарский

5846

1352

23

94,3

21,8

7

Шемуршинский

5486

1618

29

88,5

26,1

5

Шумерлинский

2484

362

15

40,1

5,8

3

Ядринский

6696

1304

19

108,0

21,0

7

Яльчикский

5816

1540

26

93,8

24,8

4

Янтиковский

4872

1692

35

78,6

27,3

6

г. Алатырь

5998

964

16

96,7

15,5

7

г. Канаш

7362

1076

15

118,7

17,3

7

г. Новочебоксарск

4936

1792

36

79,6

28,9

7

Шумерля

7288

1372

19

117 ,5

22,1

7

Г. Чебоксары

4978

1568

31

80,3

25,3

7

Предельный уровень платежей граждан за жилье и коммунальные услуги к затратам по состоянию на 1 апреля 1997 г. по Чувашской Республике {*}

-------------------------------

{*} - не приводится.

Однако в связи с тем, что в этот период сложилась неблагоприятная динамика доходов населения, рост оплаты услуг населением проходил болезненно. Это не дало ощутимых результатов реализации программ реформирования жилищно-коммунальных отношений и вызвало необходимость изменения темпов и этапов реформы оплаты жилья и коммунальных услуг. Законом Российской Федерации "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об основах федеральной жилищной политики", принятым 8 декабря 1995 г., было предусмотрено увеличение с 5 до 10 лет срока поэтапного перехода к полной оплате жилья и коммунальных услуг населением.

Затраты на предоставление жилищно-коммунальных услуг в среднем по Чувашской Республике на одного человека в месяц в 1996 году сложились в размере 91940 рублей. При этом платеж населения с 1 человека в месяц составил 19780 рублей, или 21,5 процента к общей сумме затрат, по состоянию на 1 апреля 1997 г. - 26 процентов. Средние сложившиеся тарифы на различные виды жилищно-коммунальных услуг и затраты по их предоставлению в I квартале 1997 г. представлены ниже:

Тарифы для населения на жилищно-коммунальные услуги и их себестоимость в среднем по Чувашской Республике по состоянию на 1 апреля 1997 года {*}

-------------------------------

{*} - не приводятся.

В структуре жилищно-коммунальных услуг в расчете на 1 кв. метр общей площади жилья наибольшую долю составляют расходы на отопление.

Структура жилищно-коммунальных услуг по содержанию 1 кв. метра общей площади жилья (себестоимость и платеж населения) {*}

-------------------------------

{*} - не приводится.

2.1.8. При установлении максимально-допустимой доли расходов граждан на оплату жилищно-коммунальных услуг в размере 15 процентов от совокупного дохода семьи право на компенсации (субсидии) при оплате за жилье и коммунальные услуги в 1996 году получили бы около 80 тыс. семей, или около 10 процентов семей, пользующихся основными жилищно-коммунальными услугами.

В 1996 году в г.г. Чебоксары и Новочебоксарске, где службы по выплатам субсидий действуют уже два года, выплачено субсидий на сумму 1,3 млрд. рублей, их получили 9 тыс. семей.

В районах республики началось формирование служб, выполняющих функции по предоставлению гражданам субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг, например в г. Шумерле, Ядринском, Урмарском районах.

Службы субсидий создаются как отделы при администрациях городов и районов или в составе органов жилищно-коммунального хозяйства - служб Заказчика.

Практика показывает, что поддержание местными органами власти тарифов на жилье и коммунальные услуги на необоснованно низком уровне, установление низкой доли на их оплату в семейном бюджете значительно снижает качество услуг. Кроме того, продолжение такой практики рано или поздно приведет к обвальному росту тарифов, что для населения будет еще более болезненным.

В то же время фактические сборы платежей оказываются значительно ниже установленных, как вследствие наличия у граждан прав на льготы и субсидии, так и по причине задолженности по оплате услуг.

В частности, в настоящее время насчитываются 43 категории граждан, пользующихся льготами по оплате жилья и коммунальных услуг, что составляет около 50 процентов населения республики, проживающего в государственном и муниципальном жилищном фонде.

Льготы предоставляются всем категориям граждан, имеющим право на льготы, установленные действующим законодательством. Только за 1996 год в рамках Закона о ветеранах 38 тыс. человек получили льготы по оплате жилья и коммунальных услуг на сумму около 5 млрд. рублей. Но не все эти средства были возмещены жилищно-коммунальным организациям, так как около 40 процентов категорий льготников не имеют четкого источника финансирования, и все затраты, связанные с выплатами льгот, относятся на себестоимость предприятий ЖКХ. Суммы начисленных субсидий по оплате жилья и коммунальных услуг также не возмещаются из местных бюджетов.

Затраты на предоставление стандартного набора жилищно-коммунальных услуг существенно различаются между районами, находящимися в сопоставимых экономических условиях (см. выше таблицу "Стоимость предоставления жилищно-коммунальных услуг по районам и городам Чувашской Республики").

2.1.9. Одной из наиболее ощутимых проблем в обеспечении предприятий финансовыми ресурсами является задолженность по оплате за жилье и коммунальные услуги. Так, при среднем по России уровне сбора платежей с населения 75 - 80 процентов в Чувашской Республике эта величина не превышает 60 процентов.

На уровень задолженности по оплате за услуги ЖКХ значительное влияние оказывают организация сбора платежей, доведение до населения информации о фактической стоимости услуг и размере оплаты, предъявляемой населению.

В Московском районе г. Чебоксары сбор платежей за жилищно-коммунальные услуги производится через специально организованные пункты в крупных магазинах района, что позволило сэкономить 1,5 млрд. рублей в год за счет экономии средств, отчисляемых за услуги Сбербанку и предприятиям связи.

В основном сбор платежей от населения в районах и городах республики осуществляется через Сбербанк и отделения связи. Расчет же и накопление средств на своих счетах осуществляют в основном жилищно-эксплуатационные организации, службы заказчика, абонентские отделы коммунальных предприятий.