Районы и города | Стоимость предоставления жилищно-коммунальных услуг (рублей/кв.метр) | Процент покрытия затрат за счет платежей населения | Стоимость предоставления жилищно-коммунальных услуг в отношении к федеральному стандарту (6200), (в %) | Ставки и тарифы для населения в отношении к федеральному стандарту стоимости предоставления жилищно-коммунальных услуг (6200), (в %) | Число предоставляемых услуг ЖКХ | |
исходя из полного покрытия затрат по предоставлению услуг | по действующим ставкам и тарифам для населения | |||||
Волго-Вятский экономический район | 6200 | |||||
Чувашская Республика в том числе: | 5790 | 1510 | 26 | 93,4 | 24,4 | |
Алатырский | 5146 | 750 | 15 | 83,0 | 12,1 | 3 |
Аликовский | 4634 | 1162 | 25 | 74,7 | 18,7 | 6 |
Батыревский | 3690 | 934 | 25 | 59,9 | 15,1 | 7 |
Вурнарский | 6400 | 1350 | 21 | 103,2 | 21,8 | 7 |
Ибресинский | 5164 | 914 | 18 | 83,3 | 14,7 | 6 |
Канашский | 5766 | 1118 | 19 | 93,0 | 18,0 | 6 |
Козловский | 5216 | 1822 | 35 | 84,1 | 29,4 | 7 |
Комсомольский | 4700 | 1050 | 22 | 75,8 | 16,9 | 5 |
Красноармейский | 4492 | 1316 | 29 | 72,4 | 21,2 | 6 |
Красночетайский | 4321 | 1070 | 25 | 69,5 | 17,2 | 6 |
Марпосадский | 5420 | 1734 | 32 | 87,4 | 28,0 | 7 |
Моргаушский | 4356 | 1216 | 28 | 70,2 | 19,6 | 6 |
Порецкий | 8140 | 1460 | 18 | 131,3 | 23,5 | 5 |
Урмарский | 3704 | 864 | 23 | 59,7 | 13,9 | 6 |
Цивильский | 6140 | 1444 | 23 | 99,0 | 23,3 | 7 |
Чебоксарский | 5846 | 1352 | 23 | 94,3 | 21,8 | 7 |
Шемуршинский | 5486 | 1618 | 29 | 88,5 | 26,1 | 5 |
Шумерлинский | 2484 | 362 | 15 | 40,1 | 5,8 | 3 |
Ядринский | 6696 | 1304 | 19 | 108,0 | 21,0 | 7 |
Яльчикский | 5816 | 1540 | 26 | 93,8 | 24,8 | 4 |
Янтиковский | 4872 | 1692 | 35 | 78,6 | 27,3 | 6 |
г. Алатырь | 5998 | 964 | 16 | 96,7 | 15,5 | 7 |
г. Канаш | 7362 | 1076 | 15 | 118,7 | 17,3 | 7 |
г. Новочебоксарск | 4936 | 1792 | 36 | 79,6 | 28,9 | 7 |
Шумерля | 7288 | 1372 | 19 | 117 ,5 | 22,1 | 7 |
Г. Чебоксары | 4978 | 1568 | 31 | 80,3 | 25,3 | 7 |
Предельный уровень платежей граждан за жилье и коммунальные услуги к затратам по состоянию на 1 апреля 1997 г. по Чувашской Республике {*}
-------------------------------
{*} - не приводится.
Однако в связи с тем, что в этот период сложилась неблагоприятная динамика доходов населения, рост оплаты услуг населением проходил болезненно. Это не дало ощутимых результатов реализации программ реформирования жилищно-коммунальных отношений и вызвало необходимость изменения темпов и этапов реформы оплаты жилья и коммунальных услуг. Законом Российской Федерации "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об основах федеральной жилищной политики", принятым 8 декабря 1995 г., было предусмотрено увеличение с 5 до 10 лет срока поэтапного перехода к полной оплате жилья и коммунальных услуг населением.
Затраты на предоставление жилищно-коммунальных услуг в среднем по Чувашской Республике на одного человека в месяц в 1996 году сложились в размере 91940 рублей. При этом платеж населения с 1 человека в месяц составил 19780 рублей, или 21,5 процента к общей сумме затрат, по состоянию на 1 апреля 1997 г. - 26 процентов. Средние сложившиеся тарифы на различные виды жилищно-коммунальных услуг и затраты по их предоставлению в I квартале 1997 г. представлены ниже:
Тарифы для населения на жилищно-коммунальные услуги и их себестоимость в среднем по Чувашской Республике по состоянию на 1 апреля 1997 года {*}
-------------------------------
{*} - не приводятся.
В структуре жилищно-коммунальных услуг в расчете на 1 кв. метр общей площади жилья наибольшую долю составляют расходы на отопление.
Структура жилищно-коммунальных услуг по содержанию 1 кв. метра общей площади жилья (себестоимость и платеж населения) {*}
-------------------------------
{*} - не приводится.
2.1.8. При установлении максимально-допустимой доли расходов граждан на оплату жилищно-коммунальных услуг в размере 15 процентов от совокупного дохода семьи право на компенсации (субсидии) при оплате за жилье и коммунальные услуги в 1996 году получили бы около 80 тыс. семей, или около 10 процентов семей, пользующихся основными жилищно-коммунальными услугами.
В 1996 году в г.г. Чебоксары и Новочебоксарске, где службы по выплатам субсидий действуют уже два года, выплачено субсидий на сумму 1,3 млрд. рублей, их получили 9 тыс. семей.
В районах республики началось формирование служб, выполняющих функции по предоставлению гражданам субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг, например в г. Шумерле, Ядринском, Урмарском районах.
Службы субсидий создаются как отделы при администрациях городов и районов или в составе органов жилищно-коммунального хозяйства - служб Заказчика.
Практика показывает, что поддержание местными органами власти тарифов на жилье и коммунальные услуги на необоснованно низком уровне, установление низкой доли на их оплату в семейном бюджете значительно снижает качество услуг. Кроме того, продолжение такой практики рано или поздно приведет к обвальному росту тарифов, что для населения будет еще более болезненным.
В то же время фактические сборы платежей оказываются значительно ниже установленных, как вследствие наличия у граждан прав на льготы и субсидии, так и по причине задолженности по оплате услуг.
В частности, в настоящее время насчитываются 43 категории граждан, пользующихся льготами по оплате жилья и коммунальных услуг, что составляет около 50 процентов населения республики, проживающего в государственном и муниципальном жилищном фонде.
Льготы предоставляются всем категориям граждан, имеющим право на льготы, установленные действующим законодательством. Только за 1996 год в рамках Закона о ветеранах 38 тыс. человек получили льготы по оплате жилья и коммунальных услуг на сумму около 5 млрд. рублей. Но не все эти средства были возмещены жилищно-коммунальным организациям, так как около 40 процентов категорий льготников не имеют четкого источника финансирования, и все затраты, связанные с выплатами льгот, относятся на себестоимость предприятий ЖКХ. Суммы начисленных субсидий по оплате жилья и коммунальных услуг также не возмещаются из местных бюджетов.
Затраты на предоставление стандартного набора жилищно-коммунальных услуг существенно различаются между районами, находящимися в сопоставимых экономических условиях (см. выше таблицу "Стоимость предоставления жилищно-коммунальных услуг по районам и городам Чувашской Республики").
2.1.9. Одной из наиболее ощутимых проблем в обеспечении предприятий финансовыми ресурсами является задолженность по оплате за жилье и коммунальные услуги. Так, при среднем по России уровне сбора платежей с населения 75 - 80 процентов в Чувашской Республике эта величина не превышает 60 процентов.
На уровень задолженности по оплате за услуги ЖКХ значительное влияние оказывают организация сбора платежей, доведение до населения информации о фактической стоимости услуг и размере оплаты, предъявляемой населению.
В Московском районе г. Чебоксары сбор платежей за жилищно-коммунальные услуги производится через специально организованные пункты в крупных магазинах района, что позволило сэкономить 1,5 млрд. рублей в год за счет экономии средств, отчисляемых за услуги Сбербанку и предприятиям связи.
В основном сбор платежей от населения в районах и городах республики осуществляется через Сбербанк и отделения связи. Расчет же и накопление средств на своих счетах осуществляют в основном жилищно-эксплуатационные организации, службы заказчика, абонентские отделы коммунальных предприятий.