(схема не приводится)
Ключевыми аспектами каждого из указанных направлений являются:
4.1.1. Формирование многообразия собственников в жилищной сфере путем создания товариществ собственников жилья (ТСЖ)
Объединение собственников жилья в товарищества собственников жилья (ТСЖ) в границах единого комплекса недвижимого имущества (кондоминиума), включающего в себя земельный участок и расположенное на нем жилое здание, является одним из наиболее эффективных способов защиты их прав, влияния на стоимость и качество предоставляемых услуг и позволяет создавать условия для привлечения дополнительных источников финансирования работ по обслуживанию и ремонту жилья.
В целях стимулирования создания товариществ собственников жилья в республике Министерством по делам строительства, дорожного и коммунального хозяйства Чувашской Республики по согласованию с Министерством финансов Чувашской Республики принят Временный порядок дотирования содержания и текущего ремонта жилых домов, переданных в управление товариществам собственников жилья, и изданы Методические рекомендации по осуществлению хозяйственной деятельности товариществ собственников жилья.
Становление ТСЖ в существующем жилищном фонде предусматривает:
упрощение и удешевление процедуры регистрации товарищества;
возможность получения товариществами установленных дотаций из местных бюджетов на текущее содержание кондоминиума и капитальный ремонт в пределах дотирования муниципального жилищного фонда с дифференциацией дотаций в зависимости от степени износа жилищного фонда;
предоставление налоговых льгот в пределах компетенции органов власти.
Организация ТСЖ в процессе строительства должна стать постоянной практикой работы органов местного самоуправления и застройщиков, если возводимое жилье предполагается продавать разным собственникам.
Выделение земельных участков в общую долевую собственность членов товарищества позволит привлечь за счет ее коммерческого использования дополнительные источники финансирования работ по обслуживанию и ремонту жилья.
Урегулирование вопросов бухгалтерской отчетности и налогообложения ТСЖ как некоммерческих организаций улучшит финансовую ситуацию по обслуживанию жилищной недвижимости и позволит привлечь к этому процессу больше желающих.
4.1.2. Демонополизация обслуживания муниципального жилищного фонда и формирование рынка услуг
Жилищно-коммунальная реформа ставит одной из главных целей преобразований в жилищной сфере демонополизацию обслуживания жилищного фонда и формирование рынка услуг.
Разделение функций заказчика услуг ЖКХ и подрядчиков по их предоставлению
Создание эффективных механизмов управления муниципальным жилищным фондом и его инфраструктурным обеспечением достигается путем четкого выделения функций собственника жилищного фонда (муниципалитета) и делегирования им на конкурсной основе функций управления и обслуживания муниципальной недвижимости специализированным организациям. Такая идеология отражена в Концепции реформы жилищно-коммунального хозяйства в Российской Федерации.
При данном подходе система управления муниципальным жилищно-коммунальным хозяйством города рассматривается как трехуровневая система:
собственник жилищного фонда и других объектов недвижимости;
заказчики жилищно-коммунальных услуг;
подрядные организации, обеспечивающие предоставление жилищно-коммунальных услуг.
Формирование службы заказчиков (управляющей компании) как субъекта рыночных отношений является ключевым вопросом для реального развития конкуренции в муниципальном жилищном хозяйстве.
Основные задачи службы заказчика:
выбор наилучшего подрядчика по предоставлению жилищных и коммунальных услуг на вверенном ему в управление жилищном фонде;
заключение договорных отношений с выбранными подрядчиками на предоставление жилищных и коммунальных услуг заданного количества, качества и стоимости;
обеспечение системы контроля за предоставлением этих услуг и оплаты их по факту предоставления.
Принципиальным моментом в подходе к организации службы заказчика является понимание службы заказчика как субъекта рыночных отношений.
Служба заказчика должна быть заинтересована:
в расширении объема обслуживания муниципального жилищного фонда;