Новый этап в развитии договорных отношений предполагает переход от освоения формальных процедур заключения договоров предприятий ЖКХ с органами местного самоуправления и потребителями к созданию единого правового поля, обеспечивающего сочетание прав, обязанностей и ответственности участников договорных отношений, защиту интересов потребителей, независимость и ответственность предприятий, эффективную регулирующую роль органов местного самоуправления. Реализация указанных задач определяется использованием норм Конституции Российской Федерации, в соответствии с которыми жилищное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Органы местного самоуправления имеют право самостоятельно управлять муниципальной собственностью, формировать, утверждать и исполнять местный бюджет. Гражданский кодекс Российской Федерации определил и закрепил нормы, регулирующие права собственности, договор найма жилого помещения, принципы договорных отношений органов местного самоуправления, хозяйствующих субъектов, юридических и физических лиц и потребителей.
В обязательном порядке в договорах на обслуживание жилья и поставку коммунальных услуг должны содержаться показатели качества обслуживания, уровень и порядок оплаты услуг, санкции к обеим сторонам за нарушение условий договора в соответствии с Положением о механизме снижения населению платежей за жилищно-коммунальные услуги при нарушении сроков и качества их предоставления, утвержденного Министерством по делам строительства, дорожного и коммунального хозяйства Чувашской Республики.
6.3. Управление и государственное регулирование ЖКХ
Организация управления ЖКХ основана на разграничении функций, прав и ответственности уровней и субъектов управления в соответствии с постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность". Правовой основой антимонопольного регулирования, развития конкуренции в ЖКХ является Закон Российской Федерации в редакции от 25 мая 1995 г. N 83-ФЗ "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" и Указы Президента Российской Федерации от 29 марта 1996 г. N 431 "О новом этапе реализации Государственной целевой программы "Жилище" и от 29 марта 1996 г. N 432 "О развитии конкуренции предоставления услуг по эксплуатации и ремонту государственного и муниципального жилищного фондов".
Практическую деятельность по созданию конкурентной среды в обслуживании жилищного фонда регламентирует Положение о порядке конкурсного отбора подрядчиков для обслуживания домов государственного и муниципального жилищных фондов, утвержденное Министерством по делам строительства, дорожного и коммунального хозяйства Чувашской Республики.
Непосредственный контроль за деятельностью предприятий и организаций ЖКХ, качеством обслуживания, наличием и соблюдением договорных обязательств сторон осуществляют муниципальные службы заказчика и жилищные инспекции. Их деятельность регламентируется Положением о государственной жилищной инспекции Российской Федерации, Примерным положением о службе заказчика по жилищно-коммунальным услугам, Положением об особенностях учета основных производственных фондов ЖКХ в условиях разграничения права владения. В процессе государственного регулирования ЖКХ используются также нормативно-методические документы по организации лицензирования деятельности по эксплуатации инженерных систем городов и населенных пунктов. В целях совершенствования управления и государственного регулирования ЖКХ необходимо дальнейшее укрепление нормативно-правовой базы.