Недействующий

О Программе реформирования жилищно-коммунального хозяйства Чувашской Республики на 1997 - 2003 годы

7.2. Методы использования внебюджетных источников


Муниципальные бюджеты сегодня не в состоянии обеспечить потребности города, района в реконструкции и развитии городской, районной жилищной инфраструктуры; снижаются качество и ритмичность предоставления коммунальных услуг наряду с повышением эксплуатационных издержек; соответственно растут затраты, которые необходимо предпринять в будущем для исправления ситуации.

Вместе с тем, сокращение бюджетных источников финансирования капиталовложений приводит к переосмыслению самой концепции инвестирования в жилищную инфраструктуру, пересмотру приоритетных направлений капитальных вложений, поиску новых источников средств, рационализации тарифной политики.

Сама практика финансирования капиталовложений из государственных и муниципальных бюджетов, без учета соображений экономической эффективности и социальной справедливости, при которой решения о капиталовложениях в инфраструктуру зачастую принимаются в расчете на краткосрочные результаты, должна быть подвергнута переоценке.

Одним из приоритетных направлений в этой связи является привлечение внебюджетных средств для финансирования инвестиций в жилищную инфраструктуру, причем, главным образом, в тепло- и энергоснабжающие проекты.

Необходимо руководствоваться следующим:

1. Экономическая целесообразность

Размеры капитальных вложений в такие инфраструктурные проекты, как правило, весьма велики. Их полноценное финансирование из местного бюджета в рамках относительно короткого строительного периода либо невозможно (тогда строительство и реконструкция оттягиваются на неопределенное время), либо бремя расходов бюджета слишком велико и капитальные расходы осуществляются за счет других, не менее важных статей текущих расходов.

2. Экономическая привлекательность инвестиций в тепло- и энергосберегающие проекты и развитие городской инфраструктуры для инвесторов

Экономическая привлекательность тепло- и энергосберегающих проектов для инвесторов состоит в том, что в качестве источников погашения заемных средств, взятых инвестором на реализацию проекта, могут использоваться средства, сэкономленные в результате сокращения себестоимости производства дорогостоящих коммунальных услуг.

Резервы сокращения себестоимости производства коммунальных услуг в проектах тепло-, энергосбережений за счет уменьшения потерь и сбережений тепла и энергии очень велики и могут достигать 50 процентов. Условиями выполнения таких проектов за счет внебюджетных источников являются:

сохранение в прежнем объеме бюджетных дотаций реконструирующимся коммунальным предприятиям на время выплат по кредиту;

удержание на время выплат по кредиту уровня оплаты коммунальных услуг на текущем уровне с учетом инфляции, несмотря на реальное падение себестоимости их производства.

В ставке оплаты для населения целесообразно выделить отдельной строкой платеж, соответствующий объему полученной экономии в расчете на пользователя услуг. Это обеспечит возможное зачисление полученной суммы экономии на отдельный счет и предотвратит расходование данных средств не по назначению.

3. Социальная справедливость

Городская и районная инфраструктура служит многие десятилетия не одному поколению, поэтому наиболее справедливой моделью следует признать долгосрочные займы (кредиты) с последующим инвестированием полученных средств в городскую инфраструктуру и выплатами по долгам в течение относительно долгосрочного периода. Таким образом может быть достигнута справедливость в распределении бремени финансирования капиталовложений между несколькими поколениями пользователей.

4. Стимулирование других аспектов реформы ЖКХ и развития рынка долгосрочного кредитования в республике и в муниципальных образованиях посредством займов на развитие жилищной инфраструктуры.

Муниципальным образованиям уже необходимо освоить формы заимствования средств, самостоятельно выходить на рынок облигаций, привлекать кредиты банков.

По мере снижения рыночной процентной ставки по кредитам банков, снижения ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, доходности по государственным казначейским обязательствам и другим высокодоходным инструментам федерального уровня администрациям городов и районов следует обращаться к поискам среднесрочных и долгосрочных кредитов в рамках программы финансирования развития жилищной инфраструктуры.

Переход на внебюджетные источники финансирования развития жилищной инфраструктуры, в частности, займы (кредиты), оказывает дополнительное позитивное воздействие на другие аспекты реформы ЖКХ и развитие городских, районных и республиканских финансовых рынков:

муниципальным предприятиям и администрациям городов и районов в отчетах о своей деятельности, предоставляемых инвесторам, необходимо опираться на международные стандарты бухгалтерского учета и раскрытия информации, что значительно расширяет для них рынок инвесторов (кредиторов) и улучшает условия заимствования;

администрациям городов и районов совместно с предприятиями жилищно-коммунального хозяйства необходимо проводить рационализацию платежей (ставок, тарифов) за коммунальные услуги, которая предполагает ликвидацию практики перекрестного субсидирования.

5. Повышение инвестиционной привлекательности города, района через развитие новых форм обеспечения (залога) муниципальных займов

Большое влияние на условия кредита и возможность создать конкурентную среду среди кредиторов и инвесторов оказывает обеспечение возврата муниципального займа (кредита) надежным залогом. Имущественный залог в данном случае не имеет смысла, так как объекты жилищной инфраструктуры малоликвидны.

Вместо имущества как залогом, так и источником погашения могут служить коммунальные платежи (выручка коммунальных предприятий). Имеет смысл передавать в залог часть потока платежей населения, т.к. они обладают наибольшей ликвидностью: население расплачивается реальными деньгами и процент неплатежей за коммунальные услуги у населения значительно ниже, чем у предприятий.

Кредит целесообразно обеспечивать гарантиями города, района республики в размере суммы запланированных дотаций. Эти гарантии могут быть оформлены как поручительством, в котором город, район гарантирует возврат кредита из бюджета, так и переданными в залог своими векселями.