Недействующий

О Программе реформирования жилищно-коммунального хозяйства Чувашской Республики на 1997 - 2003 годы

9.2. Совершенствование статистической отчетности и социологических методов


В осуществлении жилищной реформы широкие полномочия предоставлены органам республиканской и местной власти. Эффективная реализация этих полномочий невозможна без организации адекватной системы информационного обеспечения, которая отражала бы ключевые параметры реформы. Основа такой системы создается на муниципальном и республиканском уровне там, где должны приниматься основные решения в рамках реализации Концепции реформ, но вместе с тем необходимо обеспечить отслеживание ключевых параметров на федеральном уровне для реализации полномочий, отнесенных к ведению Российской Федерации (защита прав граждан, регулирование межбюджетных отношений и др.).

К сожалению, статистика, отражающая деятельность предприятий жилищно-коммунального хозяйства и оплату жилищно-коммунальных услуг населением, не дает возможности для полноценного анализа и принятия обоснованных решений. Основными недостатками сегодняшней системы жилищной статистики являются раздробленность, несопоставимость, неполное отражение наиболее важных направлений жилищной реформы в используемых статистических показателях.

Основные статистические данные о жилищно-коммунальном обслуживании и оплате жилищно-коммунальных услуг поступают в Госкомстат Чувашской Республики и обобщаются:

1. В ежегодном Сводном отчете о жилищном фонде и численности проживающих (таблица Г69 в третьем томе отчета) содержатся данные об эксплуатационных затратах и доходах жилищных организаций, в том числе от сбора квартплаты на 1 кв. метр в разрезе городов и районов республики. Основное достоинство отчета в том, что он содержит подробные усредненные данные по городам и районам республики. Основным недостатком является то, что документ выпускается один раз в год, иногда с задержкой, поэтому его невозможно использовать при оперативном анализе.

2. В сборнике "Средние цены и тарифы на платные услуги" приводятся средние ставки оплаты жилья и коммунальных услуг по республике.

В качестве дополнительного отслеживаемого показателя необходимо ввести плату за найм.

3. В рамках отраслевой статистической отчетности Департамент ЖКХ Минстроя Чувашской Республики представляет в Департамент ЖКХ Госстроя России, а последний соответственно в Госкомстат России, ежеквартальный отчет о работе предприятий жилищно-коммунального хозяйства (форма 22-ЖКХ "Отчет о работе предприятий жилищно-коммунального хозяйства", утвержденная постановлением Госкомстата России от 16 июня 1994 г. N 70), который является основным источником систематической информации об объемах предоставленных коммунальных услуг, величинах себестоимости и тарифов, социальной норме площади жилья и других параметрах программы жилищных субсидий.

На практике форма заполняется муниципальными предприятиями и организациями жилищно-коммунального хозяйства республики, сводится Минстроем Чувашской Республики. Из-за того, что форму заполняют только муниципальные предприятия, отсутствует целостная картина по республике. Качество информации низкое. Достаточно часты очевидные ошибки в расчетах при отсутствии должной системы контроля, обратной связи и дисциплины в предоставлении исходной информации.

Представляется целесообразным сбор и обобщение информации предприятий всех форм собственности, содержащейся в форме 22-ЖКХ, передать в ведение Госкомстата Чувашии.

После переработки на федеральном уровне самой формы 22-ЖКХ, как в содержательном плане, так и с точки зрения системы сбора информации, она могла бы стать информационной основой мониторинга хода реформ в жилищно-коммунальной сфере.

В том случае, когда информация, необходимая для принятия решений, в системе статистической отчетности отсутствует или поступает с опозданием, необходимо организовывать оперативные социологические обследования. Социологическими методами необходимо регулярно получать информацию об отношении населения к ходу реформы, а также об основных проблемах ее реализации с точки зрения населения, для чего целесообразно создать в республике институт социологических исследований.