Количество в тыс. единиц | Общая площадь | |||
домов | квартир | в млн. кв. метра | в % | |
1. Муниципальный жилищный фонд | 6,2 | 165,0 | 8,6 | 36,3 |
2. Государственный жилищный фонд | 1,9 | 8,5 | 1,0 | 4,4 |
3. Частный жилищный фонд | 238,8 | 297,3 | 13,4 | 57,0 |
4. Общественный жилищный фонд | 0,002 | 0,008 | 0,003 | - |
5. Коллективный жилищный фонд | 1,0 | 5,5 | 0,6 | 2,3 |
Итого | 247,9 | 476,3 | 23,6 | 100,0 |
На каждого жителя республики приходится 17,3 кв. метра общей площади (по России - 18,1 кв. метра), что на 1,1 кв. метра больше чем в 1992 году.
Приватизация жилья населением и передача жилищного фонда в муниципальную собственность при акционировании предприятий существенно изменили структуру жилищного фонда. В этот период сформировался рынок жилья, доля частного жилищного фонда с 45,9 процента в 1992 году увеличилась до 57,0 процентов к концу 1996 года. В собственность граждан передана 55861 квартира общей площадью более 1,2 млн. кв. метра, или 11,4 процента от всего государственного и муниципального жилья, подлежащего приватизации.
В муниципальную собственность передавались объекты жилищно-коммунального хозяйства приватизированных, акционированных, ликвидированных предприятий и организаций, колхозов и совхозов, всего принято с 1993 года 4,3 млн. кв. метра жилья, в том числе в 1996 году - 1 млн. кв. метра.
Процесс муниципализации наиболее активно шел в жилищной сфере, где осталось более 5 процентов ведомственного жилищного фонда, принадлежащего государству.
Динамика роста протяженности коммунальных инженерных сетей по Чувашской Республике {*}
-------------------------------
{*} - не приводится.
Структура инженерных сетей Чувашской Республики выглядит следующим образом {*}
-------------------------------
{*} - не приводится.
В настоящее время в республике насчитывается 98 муниципальных предприятий жилищно-коммунального хозяйства.
2.1.3. Кадровый потенциал предприятий и организаций системы жилищно-коммунального хозяйства Чувашской Республики является важным стратегическим фактором, определяющим успех проводимых рыночных реформ.
На 1 января 1997 г. среднесписочное число работников ЖКХ Чувашской Республики составило 16859 человек.
Анализ положения дел на местах показывает, что уровень квалификации работников на предприятиях является серьезным сдерживающим фактором рыночных реформ в жилищно-коммунальном хозяйстве и во многом не соответствует требованиям рыночной экономики.
Около 70 процентов кадрового состава руководителей и экономических служб предприятий ЖКХ не имеют высшего образования. Данная ситуация наиболее выражена в сельских районах.
Система подготовки кадров на производстве находится в критическом состоянии. По сравнению с 1991 годом подготовка, переподготовка и повышение квалификации кадров в системе жилищно-коммунального хозяйства сократились более чем в 2 раза. В это же время ряд аварий на объектах, подконтрольных Госгортехнадзору Российской Федерации, подтверждают низкую квалификацию работников.
Отсутствие у предприятий и в организациях опыта деятельности в условиях рыночных реформ требует существенного изменения подхода к обучению кадров на производстве.
Заключен договор с Чувашским государственным университетом имени И.Н.Ульянова на формирование и обучение специализированной группы руководителей предприятий ЖКХ и работников местных администраций, курирующих ЖКХ по специальности "Управление и экономика ЖКХ", на базе высшего образования. Совместно с республиканским центром управленческой подготовки проводятся занятия на курсах повышения квалификации служащих администраций городов, районов и поселков, занимающихся вопросами жилищно-коммунального хозяйства. Организовано обучение и проверка знаний по охране труда руководителей и специалистов предприятий и организаций при Чебоксарском учебно-курсовом комбинате. Учебно-курсовой комбинат реорганизован в Республиканский учебно-производственный центр Министерства по делам строительства, дорожного и коммунального хозяйства. Тем самым повышен статус учебного заведения, где отныне повышают квалификацию не только рабочие, но и инженерно-технические работники жилищно-коммунальных предприятий. Значительно расширен и обновлен перечень учебных курсов по специальностям. Налажен контакт с Институтом экономики города (США) по вопросам реформирования ЖКХ.
2.1.4. Изменилась структура управления жилищно-коммунальным хозяйством на уровне республики. На смену территориально-производственному объединению жилищно-коммунального хозяйства, совмещавшего функции государственного управления и хозяйствования, создан Департамент в составе Министерства по делам строительства, дорожного и коммунального хозяйства Чувашской Республики, выполняющий исключительно функции государственного регулирования.