Изменение механизмов финансирования жилищно-коммунального хозяйства призвано создать финансовые предпосылки для становления этой сферы как отрасли реальной рыночной экономики.
4.2.1. Переход на новую систему оплаты жилищно-коммунальных услуг включает в себя:
определение темпов повышения уровня оплаты услуг ЖКХ населением в республике и муниципальном образовании. Темпы повышения уровня оплаты жилья, с одной стороны, проводятся в соответствие с Концепцией реформирования жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации; с другой стороны, оцениваются реальная социально-экономическая ситуация в республике и уровень доходов населения;
определение социальных стандартов услуг ЖКХ и источников бюджетной поддержки отрасли необходимо осуществлять на муниципальном уровне. Муниципальные социальные стандарты должны отражать не только жилищную обеспеченность, но и среднюю обеспеченность коммунальными услугами (наличие водоснабжения и канализации, вид отопления, наличие лифтового хозяйства и т.д.);
введение полной оплаты не первого жилья и жилья, превышающего социальные нормативы;
ускоренные темпы роста оплаты населением тех услуг, в предоставлении которых возможно развитие конкуренции или создана эффективная система антимонопольного регулирования, в частности, жилищных услуг по сравнению с коммунальными. Такой подход не только заметно повышает качество обслуживания жилищного фонда, но и увеличивает коммунальные платежи населения за счет повышения дисциплины платежей;
разработку подходов по повышению ответственности жителей за оплату услуг ЖКХ, включающих не репрессивные меры, а информационно -разъяснительные. Правильно информационно полно подготовленная квитанция об оплате жилищно-коммунальных услуг, информация о работе службы жилищных субсидий, доброжелательное напоминание о просроченном платеже резко повышают уровень сбора платежей.
4.2.2. Реформирование системы ценообразования на услуги ЖКХ должно предусматривать в каждом муниципальном образовании:
введение в структуру оплаты жилищных услуг населением накоплений на капитальный ремонт, что позволит сформировать структуру оплаты жилищных услуг с учетом всех составляющих затрат;
введение платы за найм муниципального жилья, что позволит дифференцировать оплату жилья в зависимости от его потребительских свойств (качества и местоположения). Целесообразно размер платы за найм устанавливать несколько выше, чем налог на имущество для собственника аналогичного жилья, что должно стимулировать продолжение процесса приватизации жилья;
включение затрат по страхованию жилья в оплату жилищных услуг, что защитит население от форсмажорных обстоятельств, связанных с несчастными случаями или стихийными бедствиями;
ликвидацию перекрестного субсидирования коммунальных услуг промышленными предприятиями, позволяющую приблизить структуру расходов населения к реальной структуре затрат на жилищно-коммунальное обслуживание, а также снизить неоправданно завышенные тарифы для промышленных потребителей.
4.2.3. Создание механизмов привлечения внебюджетных инвестиций в ЖКХ требует:
разработки методологии привлечения заемных или кредитных ресурсов на развитие инфраструктуры коммунального хозяйства, что позволит сгладить влияние инвестиционных затрат на уровень тарифов пикового характера, равномерно распределить их возмещение на более длительный период и сохранить оплату жилищно-коммунальных услуг доступной для населения;
приведения бухгалтерской отчетности жилищно-коммунальных предприятий к международным стандартам, что сделает прозрачной структуру тарифа и позволит рассчитывать на привлечение иностранных инвестиций.