Без ежегодной целенаправленной работы по выполнению мероприятий по реконструкции, ремонту и строительству хмелевых шпалер невозможен перевод хмелеводства на новые сорта, пользующиеся спросом у потребителей и, в целом, дальнейшее развитие хмелеводства. В настоящее время у большинства шпалер истекли сроки амортизации, многие пришли в негодность. Строительные работы включены в подпрограмму только на случай переноса имеющихся, но не использующихся в хозяйствах железобетонных шпалерных сооружений при передаче их другому, более эффективно работающему собственнику.
Исходя из создавшейся ситуации, предусмотрены реконструкция и ремонт хмелевых шпалер на площади 570 га (приложение N 5).
Как в Российской Федерации в целом, так и в Чувашской Республике в связи со стабильным развитием пивоваренной отрасли в последние годы сложилась благоприятная ситуация для производителей хмеля и хмелепродуктов. Производство пива в 2001 году по отношению к 1995 году возросло почти в 1,5 раза, и потенциальное потребление хмеля в России только на производство пива составляет по разным источникам от 8,5 до 9,5 тыс. тонн.
Сложившееся положение в отрасли хмелеводства, жесткая конкуренция на рынке и необходимость обеспечения пивоваренной отрасли страны и республики хмелем собственных ресурсов (по данным Ассоциации хмелеводов России, пивоваренные компании Российской Федерации на закупку импортного хмеля и хмелепродуктов направляют ежегодно более 1,5 млрд. рублей) оправдывает разработку данной подпрограммы. В связи с отсталостью технологий производства и переработки хмеля в стране производится продукция невысокого качества, которая не пользуется спросом у высокотехнологичных предприятий индустрии пива.
Хмель имеет два основных параметра - горечь и аромат.
Искусство пивовара - умение определять оптимальное соотношение между двумя этими параметрами при варке пива, приводящее к повышению его качества и, соответственно, спроса со стороны потребителя.
По данным Союза российских пивоваров в настоящее время идет тенденция увеличения потребления легких сортов пива, производимых на основе ароматических сортов хмеля с добавлением горьких. В связи с этим возделываемые в республике в основном типично ароматические сорта, такие как Ранний, Истринский - 15 и некоторые другие, должны составлять более половины площадей хмелеплантаций.
Вместе с тем подпрограммой предусматривается направление селекции хмеля на горько-ароматные сорта и расширение насаждений под имеющимися в республике высокосмолистыми сортами (Подвязный, Сумерь, Дружный) с содержанием альфа-кислот до 7-8%.
Чувашия является самым северным регионом возделывания хмеля, и ограничительным фактором дальнейшего накопления альфа-кислот является короткий вегетационный период (94-110 дней). Большинство же зарубежных сортов, накапливающих значительное количество альфа-кислот (до 15% и выше), имеют вегетационный период от 140 дней и выше.
Качество производимого хмеля определяется не только его биохимическими свойствами, но и внешними факторами. В настоящее время потеря качества хмеля происходит уже на первых этапах уборочных работ, и, прежде всего, при сушке. На большинстве сушильных агрегатов отсутствуют приборы контроля, не настроена автоматика регулирования температурного режима и скорости потока воздуха, что, в конечном итоге, приводит к приобретению шишками бурого оттенка и потере ими качества. Необходимо восстановить камеры акклиматизации, позволяющие довести влажность высушенного хмеля до 12-13%. Многократное механическое перемещение пересушенного хмеля (6-8%) выходящего из сушильного агрегата без применения камер акклиматизации приводит к разрушению шишек (обрушенность шишек), что является отрицательным показателем для пивоваренных заводов при использовании ими шишкового хмеля.
Ухудшению качественных показателей и снижению урожайности хмеля способствует наличие старовозрастных насаждений, подлежащих обязательной замене. Так, в 2000 году по возрастному составу по республике более чем 50% составляли насаждения старше 12 лет, причем в Мариинско-Посадском районе такие насаждения занимали 53%, а в Ядринском - 80%.
В настоящее время в республике существует практика, когда выращенный и запрессованный хмель отправляется на пивоваренные заводы непосредственно хозяйствами без какой-либо подработки. Наличие посторонних примесей из-за высокого износа хмелеуборочной техники, недостоверные сведения о биохимии хмелевого сырья, некачественная упаковка - отрицательные факторы, приведшие в итоге к потере отечественного рынка сбыта хмеля. Для исключения этого в дальнейшем необходимо создание центров по приемке и качественной доработке хмеля, в частности, на базе РГУП "Чувашхмель-пром" (г.Цивильск) и хмелефабрики "Октябрьская" (Мариинско-Посадский район) с дальнейшей их интеграцией с хозяйствами, занятыми производством хмеля, и пивоваренными заводами.
Мировой опыт свидетельствует, что в хмелеводческой отрасли наблюдаются тенденции развития от мелких и неспециализированных форм к индустриальным. Последние предполагают относительно крупные механизированные производства по научно обоснованным технологиям, требующим специальной подготовки и высокой квалификации работников. Отсюда повышается эффективность использования имеющихся мощностей, финансовых и трудовых ресурсов.
Предлагаемая подпрограммой концепция расширения рынка сбыта предусматривает решение следующих задач:
путем централизации и специализации подработки и глубокой переработки хмеля обеспечить выход на уровень, не уступающий мировым стандартам качества;
отработка с ведущими предприятиями пивоварения как России, так и Чувашии возможности импортозамещения;
проведение мониторинга хмелепродуктов в фармацевтической, пищевой и парфюмерной отраслях с целью расширения рынков сбыта.
Для решения этих задач необходимо:
провести организационную перестройку в сфере производства и переработки хмеля;
государственные средства направлять только на закупку хмеля определенного качества;
пересмотреть существующие стандарты на хмель и продукты его переработки;
начать целевую подготовку специалистов-хмелеводов и переработчиков с прохождением части учебы в ведущих хмелеводческих странах;
внедрить технологию изготовления современной тары и упаковки хмеля;
проведение маркетинговых исследований рынка сбыта хмеля предприятиями переработки через информационные службы АРИС, РИАС с использованием сети Интернет.