КАБИНЕТ МИНИСТРОВ ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 22 января 2003 года N 14
О подпрограмме "Хмель Чувашии" на 2003-2005 годы республиканской целевой программы "Развитие агропромышленного комплекса Чувашской Республики на 2001-2003 годы
Признан утратившим силу постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 28 февраля 2008 г. N 42
В целях удовлетворения потребности в высококачественном хмеле, продуктах его переработки и расширения рынка их сбыта Кабинет Министров Чувашской Республики постановляет:
1. Утвердить подпрограмму "Хмель Чувашии" на 2003-2005 годы республиканской целевой программы "Развитие агропромышленного комплекса Чувашской Республики на 2001-2003 годы" (далее - подпрограмма).
2. Государственным заказчиком подпрограммы утвердить Министерство сельского хозяйства Чувашской Республики.
3. Рекомендовать:
администрациям районов разработать комплекс мероприятий по реализации подпрограммы и принять участие в финансировании ее мероприятий;
организациям по переработке хмеля принять активное участие в реализации подпрограммы.
4. Министерству финансов Чувашской Республики, Министерству экономического развития и торговли Чувашской Республики при формировании республиканского бюджета Чувашской Республики предусмотреть выделение финансовых средств, начиная с 2003 года, на решение мероприятий, предусмотренных подпрограммой.
5. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на Министерство сельского хозяйства Чувашской Республики с информированием Кабинета Министров Чувашской Республики к 1 февраля ежегодно до 2006 года.
Председатель Кабинета Министров
Чувашской Республики - Н. Партасова
Подпрограмма "Хмель Чувашии" на 2003-2005 годы республиканской целевой программы "Развитие агропромышленного комплекса Чувашской Республики на 2001-2003 годы"
Наименование подпрограммы | подпрограмма "Хмель Чувашии" на 2003-2005 годы республиканской целевой программы "Развитие агропромышленного комплекса Чувашской Республики на 2001-2003 годы" |
Основания для разработки программы | поручение Правительства Российской Федерации от 23 января 2002 г. N АГ 414-01013, протокольное поручение Председателя Кабинета Министров Чувашской Республики Н.Ю. Партасовой, протокол от 9 апреля 2002 г. N 21 |
Государственный заказчик | Министерство сельского хозяйства Чувашской Республики |
Разработчики подпрограммы | Министерство сельского хозяйства Чувашской Республики, государственное научное учреждение "Научно-исследовательский и проектно-технологический институт хмелеводства" Российской академии сельскохозяйственных наук |
Цель программы | обеспечение потребности в высококачественном хмеле, продуктов его переработки и расширение рынка их сбыта |
Срок реализации подпрограммы | 2003-2005 годы |
Перечень основных мероприятий | размножение и внедрение новых высокопродуктивных сортов в производство; |
Основные исполнители подпрограммы | хмелеводческие хозяйства Чувашской Республики, Чувашская государственная сельскохозяйственная академия, государственное научное учреждение "Научно-исследовательский и проектно-технологический институт хмелеводства" Российской академии сельскохозяйственных наук |
Объемы и источники финансирования | общий объем в отрасль в 2003-2005 годы составит 406,61 млн. рублей, в том числе из федерального бюджета 127 млн. рублей: |
Ожидаемые результаты реализации подпрограммы | стабилизировать производство хмеля и обеспечить его реализацию в республике в 2005 году в объеме 1230 тонн; |
Система организации контроля за выполнением подпрограммы | экспертный и финансовый контроль хода выполнения подпрограммы осуществляется Министерством сельского хозяйства Чувашской Республики с информированием Кабинета Министров Чувашской Республики к 1 апреля ежегодно до 2006 года |
*Из республиканского бюджета Чувашской Республики на отрасль хмелеводства в 2003 году предусмотрено выделение 2,0 млн. рублей.
Финансирование недостающей суммы будет производиться из средств республиканского бюджета Чувашской Республики на 2003 год раздела "Сельское хозяйство и рыболовство" в размере 22,86 млн. рублей за счет:
сумм субсидирования затрат сельскохозяйственных товаропроизводителей на приобретение элитного посадочного материала (1,17 млн. рублей);
сумм субсидирования затрат на приобретение средств защиты растений сельскохозяйственными товаропроизводителями (2,12 млн. рублей);
сумм субсидирования процентных ставок по кредитам коммерческих банков, привлекаемых предприятиями АПК в 2003 году на хмелеводство;
приобретение технических средств за счет республиканского лизингового фонда (13,27 млн. рублей).
Хмель - специфическая сельскохозяйственная культура. Прежде всего, это - раздельнополая, двудомная культура. Для промышленного использования соплодий (шишек) вегетативно размножаются исключительно женские растения. Семенное размножение имеет место лишь в селекционных целях.
Вторая его особенность заключается в том, что надземная часть (стебли и листья) на зиму ежегодно отмирает, подземный орган (главное корневище) служит источником ежегодного возобновления роста, развития и поддержания продуктивности растений в течение 12-15 лет. Следовательно, хмель - многолетняя культура.
Следующая его особенность состоит в том, что растения хмеля с единицы площади выносят из почвы в 3-4 раза больше питательных веществ, чем зерновые культуры. Так, хозяйственный вынос хмелем и пшеницей с 1 тонны основной продукции составляет: азота - 84 и 30 кг, фосфора - 35 и 10 кг, калия - 92 и 20 кг соответственно.
Кроме того, хмель - ресурсо-, энергозатратная, трудоемкая культура. Так, для выращивания картофеля на 1 га затрачивается 40 человеко-дней, а на хмель, даже при современной механизации трудоемких операций, уходит 250-300 человеко-дней. Себестоимость 1 тонны хмеля обходится в 35-40 тыс. рублей, а картофеля - 1800 рублей. Однако при нормальной реализационной цене порядка 60-70 тыс. рублей за 1 тонну производство его является высокорентабельным, хозяйственно оправдываемым.
Хмель - засухоустойчивая, морозостойкая и зимостойкая культура. Кратковременные засухи (до 2-3 недель) он переносит практически без ущерба для урожая. Ранней весной молодые побеги хмеля выдерживают до 5-70 мороза, а вместо поврежденных появляются новые, более продуктивные побеги.
При разработке подпрограммы "Хмель Чувашии" на 2003-2005 годы республиканской целевой программы "Развитие агропромышленного комплекса Чувашской Республики на 2001-2003 годы" (далее - подпрограмма) приняты во внимание все эти факторы, а также то, что в Чувашской Республике хмель - это традиционная в чувашских деревнях культура.
Основным хмеле производящим регионом России является Чувашская Республика. За последние 12 лет (1990-2001 годы) 66,8% плодоносящей площади хмеле плантаций в Российской Федерации приходились на Чувашскую Республику. За это время валовой сбор чувашского хмеля составил 72% российского. В 90-е годы хмелеводство Чувашии претерпело рекордный подъем и небывалый спад. В сельскохозяйственных предприятиях республики в 1993 году за всю историю хмелеводства с 2436 га плодоносящей площади собрано 2863 тонны сухого хмеля. Средняя урожайность составила 11,8 ц/га, в 5 районах она превысила 13-15 ц/га.
Однако в связи с большими трудностями с его сбытом из-за массового завоза импортного хмеля акционированными пивоваренными заводами во многих хозяйствах он оставался нереализованным до нового урожая. И с 1994 года наметился небольшой спад его производства, а с 1995 года наметилась устойчивая тенденция сокращения площадей под хмельниками и валовых сборов хмеля, которая сохраняется до настоящего времени. Из имеющихся в хозяйствах 1890 га хмелешпалер в 2000 году хмель был заведен, возделывался и убран с 1069 га, в 2001 году - только с 783 га. Сбор сухого хмеля соответственно по годам составил лишь 642 и 399 тонн. По сравнению с 1993 годом в 2001 году плодоносящие площади сократились в 3,1, валовые сборы - в 7,2 раза. При средней урожайности хмеля за последние 12 лет 7,4 ц/га в 1996-2001 годах она колебалась от 3,7 до 6,2 ц/га. Около половины имеющихся шпалер вообще не используется для выращивания хмеля.
На большинстве заведенных плантаций изреженность насаждений составляет 30-50% и более. Это означает, что из занятых хмелем площадей почти половина не "работает" на урожай. Для своевременного выполнения всех агротехнических мероприятий, на покупку ГСМ, удобрений, гербицидов, ядохимикатов и т.д., для оплаты труда рабочих-хмелеводов и механизаторов в хозяйствах не хватает оборотных средств.
Покупка импортного хмеля, при незначительных таможенных пошлинах (5%), выросла с 4,3 тыс. тонн в 1990 году до 7,5 в 1998 году. Это происходит на фоне того, что выращиваемые в Чувашии ароматические сорта хмеля обладают хорошими пивоваренными качествами. Они характеризуются повышенным содержанием эфирных масел, благоприятным соотношением содержания альфа - кислот к бета - фракции.
Из-за отсутствия средств в последние годы хозяйства не могут проводить обновление специализированной для возделывания хмеля техники. Чехословацкие уборочно-сушильные комплексы давно отработали свои технико-эксплуатационные ресурсы. Для поддержания их в рабочем состоянии нет средств для покупки запасных частей, агрегатов и узлов, да и само производство их прекращено. В связи с этим в 1994-1995 годах начаты работы по созданию отечественной хмелеуборочной машины МХ-300А "Цивиль", не уступающей по качеству работы зарубежным аналогам. На сегодняшний день конструкция отдельных узлов не отвечает требованиям технического задания, из-за чего задерживается запуск серийного производства.
Причины негативных явлений в отрасли хмелеводства связаны с тем, что в стране произошли значительные социально-экономические преобразования, изменились экономические, финансовые и правовые условия хозяйствования. Это привело к тому, что многие сельскохозяйственные предприятия оказались убыточными и тяжело адаптируются к новым условиям хозяйствования. Соблюдение всего комплекса технологических операций при возделывании хмеля требует больших затрат, в том числе и капитального характера, что стало не под силу многим хозяйствам. Это привело к переходу на примитивные технологии возделывания хмеля, разрушению системы питомниководства, снижению уровня квалификации кадров.
Сложное положение в республике складывается с обеспечением хмелепроизводящих хозяйств специализированной техникой, особенно уборочно-сушильной. Ускорение выбытия ее из эксплуатации вследствие высокого износа в сочетании с низким коэффициентом обновления (2-3%) может привести к сокращению объемов механизации трудоемких операций в хмелеводстве (обрезка главных корневищ, окучивание, уборка и т.д.). Это находит отражение в уменьшении плодоносящих площадей хмельников и валового сбора хмеля. И это при наличии в республике экспериментально-опытного завода по производству машин для хмелеводства.
Сохранение негативных тенденций, сложившихся в хмелеводстве Чувашии, может привести к потере этой экономически выгодной культуры для экономики Чувашской Республики. В 70-80-е годы прошлого столетия во многих хозяйствах республики хмелеплантации занимали всего 0,3-0,6% от площади пашни, а доходы от реализации хмеля перекрывали убытки в растениеводстве и животноводстве вместе взятые. В целом по республике в этот период рентабельность его производства в среднем составляла 60%.
Невозможность самостоятельного выхода хмелеводства из создавшейся экономической ситуации определяет необходимость создания эффективного сочетания рыночных механизмов и мер государственной поддержки, выделения хмелеводческой отрасли в самостоятельный приоритетный объект национальной экономики.
Для решения данной проблемы требуются участие и взаимодействие органов государственной власти всех уровней и организаций рынка хмеля, что обусловливает необходимость применения программных методов. Ограниченность финансовых и материальных ресурсов для вывода рынка хмеля из создавшегося тяжелого экономического положения требует привлечения средств как федерального и республиканского бюджетов, так и самих сельскохозяйственных предприятий Чувашской Республики. Чтобы повысить эффективность их расходования необходимо добиться концентрации средств на наиболее приоритетных направлениях, адресности их выделения, увязке с конечными результатами, усиления контроля за их целевым использованием.
Основными целями подпрограммы являются создание благоприятных условий для увеличения и стабилизации производства и сбыта отечественного хмеля.
Согласно этим целям подпрограммой определены следующие задачи:
восстановление и развитие системы питомниководства для внедрения в производство новых высокопродуктивных сортов хмеля;
внедрение в производство новых экономически эффективных технических средств для возделывания хмеля;
освоение новых технологий переработки и упаковки хмеля;
формирование недостающих звеньев инфраструктуры хмелевого рынка;
обеспечение субъектов рынка хмеля оперативной информацией о его конъюнктуре;
подготовка высококвалифицированных кадров;
создание системы страхования урожая хмеля.
Реализация подпрограммы осуществляется в 2003-2005 годы.
В течение этого периода закладываются экономические и организационные основы эффективного развития производства хмеля и функционирования хмелевого рынка. В хмелепроизводящих хозяйствах, вошедших в подпрограмму, осваиваются энерго-, ресурсосберегающие технологии возделывания хмеля, используется опыт базовых хозяйств, в которых отрабатываются элементы высокоэффективного ведения отрасли хмелеводства, создаются благоприятные условия для увеличения и стабилизации производства и сбыта отечественного хмеля.
Реализация подпрограммы позволит стабилизировать производство хмеля в Чувашии в 2005 году на уровне не менее 1230 тонн (Таблица 1), а также повысить его качество и привлекательность для потенциальных покупателей, создаст условия для расширенного воспроизводства в хмелеводческой отрасли, ее устойчивого развития, повышения платежеспособности всех участников подпрограммы и притока инвестиций в хмелеводческий подкомплекс республики
В условиях ограниченности ресурсов осуществление подпрограммы предусматривает реализацию первоочередных мероприятий, включающих два направления. К первому из них относятся мероприятия, связанные с освоением производственных систем возделывания хмеля, ко второму - мероприятия, направленные на кардинальное улучшение качества получаемой продукции, совершенствование функционирования хмелевого рынка и формирование недостающих элементов его инфраструктуры.
Таблица 1
Наименование районов | Плодоносящая площадь, (га) | Урожайность, (ц/га) | Валовой сбор (центнеров) | ||||||
2003 | 2004 | 2005 | 2003 | 2004 | 2005 | 2003 | 2004 | 2005 | |
Аликовский | 37 | 54 | 58 | 3,8 | 4,4 | 5,7 | 140,6 | 240 | 330 |
Батыревский | 29 | 42 | 44 | 11,0 | 10,7 | 11,4 | 319 | 450 | 500 |
Вурнарский | 33 | 50 | 56 | 6,2 | 6,0 | 7,1 | 204,6 | 300 | 400 |
Ибресинский | 9 | 16 | 24 | 4,2 | 5,0 | 5,4 | 37,8 | 80 | 130 |
Канашский | 13 | 20 | 30 | 2,8 | 4,5 | 6,0 | 36,4 | 90 | 180 |
Козловский | 69 | 100 | 120 | 7,3 | 8,8 | 9,8 | 503,7 | 880 | 1180 |
Комсомольский | 33 | 48 | 50 | 7,0 | 7,3 | 8,0 | 231 | 350 | 400 |
Красноармейский | 29 | 42 | 46 | 4,5 | 5,2 | 6,5 | 130,5 | 220 | 300 |
Красночетайский | 27 | 44 | 50 | 6,8 | 7,0 | 7,4 | 183,6 | 310 | 370 |
Мариинско-Посадский | 122 | 210 | 254 | 8,0 | 8,4 | 9,6 | 976 | 1760 | 2445 |
Моргаушский | 22 | 34 | 52 | 11,5 | 13,5 | 14,1 | 253 | 460 | 735 |
Урмарский | 81 | 118 | 122 | 6,5 | 7,4 | 8,3 | 526,5 | 870 | 1010 |
Цивильский | 117 | 164 | 166 | 7,5 | 7,7 | 8,4 | 877,5 | 1260 | 1400 |
Чебоксарский | 7 | 12 | 18 | 4,0 | 5,8 | 9,3 | 28 | 70 | 110 |
Шемуршинский | 17 | 26 | 28 | 3,3 | 4,2 | 5,0 | 56,1 | 110 | 140 |
Ядринский | 101 | 142 | 148 | 10,1 | 10,6 | 11,5 | 1020,1 | 1500 | 1700 |
Яльчикский | 22 | 40 | 48 | 7,5 | 8,5 | 9,8 | 165 | 340 | 470 |
Янтиковский | 32 | 48 | 56 | 8,2 | 8,5 | 8,9 | 262,4 | 410 | 500 |
Всего по Чувашской Республике | 800 | 120 | 1370 | 7,5 | 8,0 | 90, | 6000 | 9700 | 12300 |