В городе функционируют 16 детских дошкольных учреждений (11 муниципальных, 5 ведомственных), 10 общеобразовательных школ, 1 вечерняя (сменная) школа, 1 средняя школа - интернат для детей сирот, 4 профессиональных училища, 4 учреждения дополнительного образования (центр детского и юношеского творчества, станция юных техников, 2 детские юношеские спортивные школы), музыкальная и художественная школы, финансово-экономический и педагогический колледжи, филиал Чувашского государственного университета им. И.Н.Ульянова.
В общеобразовательных школах занимаются 8960 учащихся, в вечерней (сменной) школе - 103 ученика, в дошкольных учреждениях - 1915 воспитанников. В средних специальных учебных заведениях обучается 1300 учащихся и в филиале ЧувГУ - 500 студентов.
За последние годы произошли позитивные изменения и в структуре системы образования и в содержании ее деятельности. Педагогический колледж стал научно-методической базой по проблемам начального обучения, подготовки и переподготовки учителей музыки и физической культуры.
Учащиеся педагогического колледжа в процессе обучения получают (по выбору) дополнительную подготовку по специальности "Школьный психолог", "Социальный педагог", "Учитель иностранного языка".
В финансово-экономическом колледже ведется подготовка по следующим специальностям: казначейство, бюджет и бюджетная система, налоги и налогообложение, страховое и банковское дело.
В медицинском училище с 1 января 1997 г. открыто отделение повышения квалификации средних медицинских работников.
Профессиональные училища приступили к подготовке рабочих кадров по новым специальностям, удовлетворяющим запросам предприятий, организаций и учреждений города.
Школы и дошкольные учреждения активно включились в реализацию приоритетных направлений Концепции государственной образовательной политики Чувашской Республики.
Все образовательные учреждения города из года в год накапливают опыт инновационной деятельности. В последнее время инновационные виды деятельности внедряются и в работу детских садов. Так, например, детский сад N 8 работает над проблемой "Приобщение детей к национальной культуре". В 1998 году была разработана технология "Чувашское гостеприимство", которая дает основу для решения задач нравственного воспитания посредством обращения к историческим корням и национальным истокам чувашского народа.
Вместе с тем структура образования недостаточно развита для осуществления дифференцированного обучения и воспитания, слабо учитываются и особенности национального состава населения. Отсутствие психолого-педагогической службы не позволяет осуществлять научное прогнозирование развития воспитанников.
Все эти и другие недостатки в системе образования можно устранить, обеспечивая эффективное взаимодействие различных структур, участвующих в воспитательном процессе. Для этого необходимо создать и реализовать программу "Единое воспитательное пространство города как фактор формирования подрастающего поколения", выполнение которой рассчитано на 1999 - 2004 годы.
На первом этапе (1999 - 2000 г.г.) предусматривается разработка концепции исследования. Будут предприняты меры по ее пропаганде, изданию и доведению до всех предполагаемых участников указанной программы (отдел и учреждения образования, отдел и учреждения культуры, средства массовой информации, отдел внутренних дел и его структурные подразделения, отдел и учреждения физической культуры и спорта, учреждения дополнительного образования, департамент занятости населения, отдел и учреждения социальной защиты и другие).
На этом этапе после уточнения и принятия Программы проектируется создание совета воспитательного пространства с участием представителей администрации города, других его муниципальных служб и организаций. Результатом этого этапа должно явится вооружение учительства г. Канаша идеями созданной концепции, развертывание научно-методической работы.
В частности, планируется проведение проблемных семинаров, научно-практических конференций, а также включение городских школ в сеть базовых школ Российской Академии педагогических и социальных наук, а для руководителей этих школ организовать постоянно действующие семинары. Предполагается открыть в г. Канаше школу педагога - исследователя.
Это позволит создать непрерывную систему повышения квалификации педагогических кадров и целенаправленно вести формирование научных кадров для города.
На втором этапе (2001 - 2002 г.г.) будет продолжена экспериментальная работа по улучшению условий обучения и воспитания подрастающих поколений по месту жительства в микрорайонах города, в учреждениях образования, культуры и спорта.
В целях осмысления накопленного опыта и перспектив его развития предполагается проведение городской научно-практической конференции "Совершенствование и развитие воспитательного пространства г. Канаша: опыт, проблемы и перспективы" с участием ученых, педагогических работников, представителей общественности.
По результатам конференции будут выработаны приоритетные направления развития системы образования города.
В результате выполнения указанной исследовательской Программы в городе сформируется оптимально функционирующее воспитательное пространство, целенаправленно и положительно влияющее на формирование подрастающего поколения.
Для выполнения первоочередных мероприятий Программы по расчетам потребуется 0,3 млн. рублей.