После внесения изменений в Федеральный закон "О воинской обязанности и военной службе" срок прохождения срочной военной службы в Вооруженных Силах Российской Федерации сократился до 1 года.
Сокращение срока прохождения срочной службы до 1 года потребовало повышения требований к состоянию здоровья, образованию, физическому состоянию, уровню патриотизма, гражданственности и нравственности молодых людей, призываемых на службу в Вооруженные Силы Российской Федерации.
Одной из проблем, влияющих на комплектование Вооруженных Сил Российской Федерации, является уклонение от призыва на военную службу. В настоящее время показатель уклонения от призыва на военную службу остается высоким. В 2011 году в Чувашской Республике при проведении призывной кампании 16,4 процента молодых людей призывного возраста (2981 человек) остались неоповещенными (2010 год - 13,4 процента, или 2818 человек). Практически не снижается показатель граждан, убывших к новому месту жительства без снятия с воинского учета (2011 год – 7,5 процента, 221 человек; 2010 год – 8,3 процента, 235 человек).
По состоянию на 1 января 2012 г. количество молодых людей, уклоняющихся от призыва на военную службу, составило более 80 человек (на 1 января 2011 г. - 120 человек). Основными причинами уклонения граждан от призыва на военную службу являются:
боязнь физических и моральных нагрузок, которые неизбежно возникают в период исполнения воинской обязанности;
наличие высокооплачиваемой работы либо вероятность потери престижного места.
Важнейшей проблемой также является низкое качество пополнения войск в период призывных кампаний. Основная причина - низкий уровень морально-психологического состояния основной массы молодежи, напрямую связанный с отсутствием у них осознанной мотивации к прохождению военной службы.
Данные Министерства здравоохранения и социального развития Чувашской Республики свидетельствуют о том, что сокращается численность здоровых подростков. На 1 января 2011 г. под диспансерным наблюдением находилось 709 юношей в возрасте 15-17 лет, что в 1,7 раза больше, чем девушек в данном возрастном интервале.
Среди лиц в возрасте 15-16 лет нуждаются в лечебно-оздоровительных мероприятиях до 70 процентов юношей. В основном наблюдаются заболевания опорно-двигательного аппарата, глаз, органов кровообращения, пищеварения.
Анализ лечебно-оздоровительной работы показывает, что более 50 процентов юношей находится под диспансерным наблюдением врачей, специалистов различного профиля. Оздоровительные мероприятия проводятся в условиях лечебных учреждений, загородных оздоровительных учреждений, детских санаториев.
Проводимая лечебно-оздоровительная работа позволила в целом по республике снизить показатели общей и первичной заболеваемости детей и подростков с 2763,9 до 1507,5 на 1000 детей.
Данные медицинских обследований при первоначальной постановке на воинский учет 2010 года и данные 2011 года в целом отражают общую тенденцию состояния здоровья лиц допризывного возраста. В течение последних пяти лет показатель годности к военной службе по итогам медицинских обследований при первоначальной постановке граждан на воинский учет несколько увеличился и составил в 2011 году 67,7 процента против 64,0 процента в 2007 году.
В системе образования Чувашской Республики подготовка к военной службе обучающихся в общеобразовательных учреждениях и образовательных учреждениях начального профессионального образования (далее - учреждение НПО) проводится в процессе преподавания учебного курса "Основы безопасности жизнедеятельности" (далее – ОБЖ) в соответствии с разделом "Основы военной службы" учебной программы, студентов в образовательных учреждениях среднего профессионального образования (далее – учреждение СПО) – в соответствии с тем же разделом общепрофессиональной дисциплины "Безопасность жизнедеятельности".
Указанные учебные программы в целом отражают государственную образовательную политику в вопросах воспитания и формирования у обучающихся сознательного отношения к имеющимся проблемам личной и общественной безопасности, обеспечивают приобретение специальных знаний, умений, навыков, которые позволяют повысить уровень готовности призывника к военной службе.
Во всех школах республики ведется учебный курс ОБЖ, направленный на формирование у учащихся сознательного и ответственного отношения к вопросам личной безопасности и безопасности окружающих. Во исполнение Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" в соответствии с федеральным компонентом государственного образовательного стандарта в программу ОБЖ для общеобразовательных школ введены разделы по подготовке граждан к защите Отечества: основы обороны государства, основы военной службы, элементы начальной военной подготовки, военно-профессиональная ориентация.
В 2011/12 учебном году занятия по ОБЖ ведут 302 преподавателя, из них 77 офицеров запаса.
Во всех муниципальных районах и городских округах Чувашской Республики функционируют методические объединения учителей ОБЖ, в работе которых участвуют специалисты отделов Военного комиссариата Чувашской Республики по районам и городам. В 253 школах республики имеется учебно-материальная база, в 263 - укомплектованные кабинеты ОБЖ, что составляет 83,4 и 86,7 процента соответственно. В 2012 году в рамках Комплекса мер по модернизации системы общего образования Чувашской Республики в 2012 году, утвержденного распоряжением Кабинета Министров Чувашской Республики от 16 февраля 2012 г. N 84-р, планируется закупка оборудования для кабинетов ОБЖ.
Ежегодно во всех средних школах организуются 5-дневные военные учебные сборы с учащимися - юношами 10-х классов. Их основной целью является формирование нравственных, морально-психологических и физических качеств, профессиональных знаний и навыков, необходимых будущему защитнику Отечества. В 2010/11 учебном году военные сборы прошли 74 процента учащихся от общего количества подлежащих постановке на военный учет. На сегодняшний день приходится констатировать, что в Чувашской Республике отсутствуют возможность проведения сборов на качественном уровне, воинские части, в большинстве учреждений образования нет строевых плацев, полос препятствий, спортивные городки не соответствуют современным требованиям и т.д.
По состоянию на 1 января 2012 г. на территории Чувашской Республики функционируют 17 профессиональных училищ и 5 техникумов и колледжей, подведомственных Министерству образования и молодежной политики Чувашской Республики (далее - Минобразования Чувашии).
В 2011/12 учебном году все учреждения НПО и СПО осуществляют образовательный процесс в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами нового поколения, утвержденными приказами Министерства образования и науки Российской Федерации.
Базовая часть профессиональных циклов основных профессиональных образовательных программ начального и среднего профессионального образования включает в себя изучение дисциплины (предмета) "Безопасность жизнедеятельности", которая значится как основополагающая в общей структуре программ. Объем часов, отведенных на дисциплину, в профессиональных училищах, техникумах и колледжах составляет 68, из них: в учреждениях НПО на освоение основ военной службы отдается 70 процентов от общего объема времени, отведенного на указанный предмет, в учреждениях СПО - 48 часов (70,5 процента).
В требованиях стандартов к результатам освоения обучающимися и студентами основных профессиональных образовательных программ по разным профессиям и специальностям сформирована основная компетенция, связанная с дисциплиной "Исполнение воинской обязанности с применением полученных профессиональных знаний (для юношей)".
Согласно отчетам руководителей учебных заведений, подведомственных Минобразования Чувашии, по состоянию на 1 января 2012 г. специализированные кабинеты имеются во всех 22 учреждениях НПО и СПО, где ведется предмет "Безопасность жизнедеятельности". Однако их обеспеченность необходимыми учебно-наглядными пособиями и оборудованием на основании рекомендованных нормативов материально-технического оснащения образовательных учреждений для обучения граждан начальным знаниям в области обороны и их подготовки по основам военной службы, изложенных в приложении N 1 к Инструкции об организации обучения граждан Российской Федерации начальным знаниям в области обороны и их подготовки по основам военной службы в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования, образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования и учебных пунктах, утвержденной приказом Министра обороны Российской Федерации и Министерства образования и науки Российской Федерации от 24 февраля 2010 г. N 96/134 (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 12 апреля 2010 г., регистрационный N 16866), составляет менее 50 процентов.
Необходимая учебно-материальная база (предметный кабинет с учебными и наглядными пособиями, техническими средствами обучения, спортивный городок с элементами полосы препятствий) имеется только в 69 процентах образовательных учреждений НПО и СПО и требует обновления, стрелковые тиры, нуждающиеся в полном переоборудовании, действуют в 48,3 процента учреждений. Естественно, что отсутствие элементов, необходимых для организации учебного процесса, не позволяет эффективно реализовывать федеральные государственные образовательные стандарты, в том числе проводить учебные сборы.
Предмет "Безопасность жизнедеятельности" в профессиональных училищах, техникумах и колледжах ведут педагоги, имеющие соответствующую подготовку и квалификацию, в том числе офицеры запаса, преподаватели, имеющие воинские звания. На полную ставку в учреждениях НПО и СПО работают 33 преподавателя. Высшее профессиональное образование (либо профессиональную подготовку) имеют 100 процентов педагогов, офицерские звания - 72,7 процента.
По состоянию на 1 января 2012 г. в учреждениях НПО и СПО первую и высшую квалификационную категорию имеют 79,3 процента педагогических работников дисциплины "Безопасность жизнедеятельности".
Внедрение в учебный процесс инновационных педагогических технологий способствует повышению качества образования и формированию практических навыков, необходимых юношам для службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации.
Но не все педагогические работники владеют навыками эффективной организации учебного процесса, его моделирования на основе новых методик. По данным руководителей учреждений образования, на сегодняшний день инновационными технологиями владеют 35 процентов преподавателей. В связи с этим необходимо заложить в государственное задание "Услуги по обеспечению методического сопровождения процессов совершенствования педагогического мастерства работников учреждений профессионального образования" автономному учреждению Чувашской Республики дополнительного профессионального образования "Учебно-методический центр" Минобразования Чувашии проведение обучающих семинаров для преподавателей предмета "Безопасность жизнедеятельности" по инновационным технологиям.