Недействующий

О Республиканской целевой программе развития начального профессионального образования в Чувашской Республике на 2010 - 2020 годы

I. Характеристика проблемы, на решение которой направлена Программа


1.1. Обоснование соответствия решаемой проблемы и целей Программы "приоритетным задачам социально-экономического развития "Чувашской Республики

На протяжении последних лет для Чувашской Республики были характерны положительные тенденции роста производства и существенные изменения в социальной сфере. Динамичное развитие Чувашии способствовало формированию мобильной экономики, ориентированной на открытость и добросовестное партнерство, обладающей значительными возможностями и потенциалом социально-экономического роста.

Несмотря на положительную динамику, в настоящее время экономика Чувашской Республики, как и страны в целом, вслед за большинством стран мира сталкивается со сложными проблемами. Появились новые внешние и внутренние вызовы устойчивому социально-экономическому развитию республики.

Первый вызов - нестабильность мировой экономики, колебания мировых финансовых рынков. По предварительным прогнозам, в 2009 году в реальном секторе экономики республики также ожидается ухудшение ситуации. Это будет выражаться в том, что индекс физического объема валового регионального продукта составит 80,5-90,0 процента от уровня 2008 года, индекс промышленного производства - 81,7-90,6 процента, темп роста отгруженной продукции по видам деятельности "добыча полезных ископаемых", "обрабатывающее производство", "производство и распределение электроэнергии, газа и воды" в действующих ценах - 94,8-103,3 процента, темп роста объема выполненных работ по виду деятельности "строительство" - 80,0-85,0 процента.

При этом результативная диверсификация экономики и полноценное инфраструктурное обустройство республики должны смягчить влияние мировых кризисных процессов.

Второй вызов - значительное усиление роли человеческого фактора во всех областях экономики и общества. Квалифицированный персонал, который является носителем знаний, стал главным источником инноваций, определяющим в конечном счете глобальную конкурентоспособность социально-экономической системы. Отсюда повышение роли социальных сфер - образования, здравоохранения и др.

Структурная перестройка и оптимизация производственных процессов привели к изменению потребности в рабочей силе, определив повышенный спрос работодателей на высококвалифицированные кадры. Начиная с 2008 года рынок труда начал формироваться под воздействием нарастающего дефицита рабочей силы из-за снижения численности населения трудоспособного возраста. Доля населения этой категории к 2020 году составит 56,4 процента против "63,4 процента на начало 2009 года. Главное, произойдет качественное ухудшение трудоспособного населения. Увеличится доля населения старших возрастов (45 лет и старше) и сократится доля молодых (до 29 лет). В то же время следует отметить, что меры, принятые в 2001-2008 годах органами исполнительной власти Чувашской Республики в рамках реализации республиканских целевых программ развития начального профессионального образования, позволили создать базу для решения проблемы кадрового обеспечения инновационных процессов в регионе.

Существующая сегодня в республике система начального профессионального образования смогла адаптироваться к сложным условиям социальной трансформации. За последние 10 лет она совершила инновационный прорыв по целому ряду системообразующих направлений, в том числе во внедрении нового организационно-экономического механизма, в оптимизации сети образовательных учреждений, создании системы общественно-государственного управления образованием и независимой системы оценки качества начального профессионального образования, модернизации учебно-материальной базы и др.

В учебных заведениях идет процесс развития системы общественно-государственного управления образованием. Созданы попечительские и управляющие советы, действуют Республиканский союз попечителей образования, Ассоциация учреждений профессионального образования при Торгово - промышленной палате Чувашской Республики, совет директоров профессиональных училищ и др. Общественные органы начали активно влиять на организацию учебного процесса (формирование контрольных цифр приема, экспертиза содержания учебных программ подготовки кадров, участие в работе комиссий при проведении итоговой аттестации выпускников). Постоянное взаимодействие, свободный обмен информацией между бизнесом и учебными заведениями позволили вести подготовку рабочих кадров на основе прямых договоров. С учетом влияния фактора демографической ситуации (сокращение выпускников "9 классов в 2008 году на 37,2 процента по сравнению с предыдущим годом, выпускников 11 классов - на 9 процентов) профессиональные училища были переориентированы на профессиональную подготовку и переподготовку взрослого населения по сокращенным модульным программам (в 2008 году по 69 модулям обучено 4426 человек), что способствовало созданию предпосылок для максимально эффективного использования человеческого потенциала.

Следующий вызов - ускорение технологических изменений. В мире назревает переход к качественному обновлению технологической базы на основе нанотехнологий, биотехнологий, энергосберегающих технологий, информационных и коммуникационных технологий. С учетом этого в системе начального профессионального образования начата модернизация материально-технической базы. Для преодоления очевидного ее отставания от требований современного высокотехнологичного производства в рамках реализации проекта "Реформа системы образования" по приоритетным направлениям развития экономики на базе профессиональных училищ были созданы 11 ресурсных центров, оснащенных самым современным оборудованием. Успешно реализован проект по модернизации профессионального училища N 22 г. Канаша на сумму около "526 млн. рублей. Яркими примерами эффективного частно - государственного партнерства являются создание на базе Чебоксарского электромеханического колледжа Центра технологической подготовки высококвалифицированных рабочих, который стал важнейшим элементом машиностроительного кластера республики, а в профессиональном училище N 18 г. Чебоксары - регионального центра подготовки и переподготовки рабочих по немецкой производственной технологии сухого строительства фирмы "KN AUF".

Участие в различных проектах и программах в значительной степени содействовало развитию инфраструктуры учебных заведений. За 2003-2008 годы дополнительно в развитие системы начального профессионального образования привлечено 725 млн. рублей.

В целях осуществления процесса непрерывного профессионального образования, необходимого для подготовки кадров, способных работать на высокотехнологичных производствах по наукоемким технологиям, в республике созданы 5 учебных комплексов путем объединения материальных и кадровых ресурсов существующих государственных профессиональных училищ и техникумов, в которых начато обучение по интегрированным программам начального и среднего профессионального образования.

Важная роль отводится инновационной деятельности образовательных учреждений. Внедрение в учебный процесс инновационных технологий, современных средств и методов обучения стало нормой жизнедеятельности учебных заведений. Дальнейшее развитие получило сетевое взаимодействие ресурсных центров с общеобразовательными школами по организации профильного обучения, направленного на реализацию индивидуальных образовательных запросов, интересов и потребностей старшеклассников. В 2007/2008 учебном году в этот процесс были вовлечены обучающиеся 24 общеобразовательных школ, 6 техникумов и 17 профессиональных училищ.

Создана система независимой оценки качества профессионального образования: с 2008 года на базе Торгово-промышленной палаты Чувашской Республики функционирует Центр независимой сертификации квалификации персонала.

Активно формируется современный корпус педагогов и управленцев, владеющих инновационной управленческой культурой, реализующих современные подходы к функционированию учреждений образования в режиме развития и способствующих повышению качества образования в целом.

В системе начального профессионального образования работают 819 педагогических работников, из них 93,9 процента - с высшим образованием, остальные - со средним профессиональным (мастера производственного обучения). Более 19 процентов педагогов имеют высшую квалификационную категорию, что в 1,9 раза больше, чем в 2001 году.

В настоящее время около 80 процентов педагогических работников профессиональных училищ работают в инновационном режиме. Широкое распространение получили такие продуктивные инновационные технологии, как технология модульного обучения, основанная на компетентностном подходе, технология модульного обучения, предложенная Международной организацией труда, метод проектов, технология "портфолио", кейс-технология, технология модерации и другие. Практически во всех профессиональных училищах активно используются информационно-коммуникативные технологии.

В целях стимулирования педагогических работников к непрерывному повышению квалификации, обеспечения результативности их работы модернизируется процедура проведения аттестации. По новой схеме в 2007/2008 учебном году прошел аттестацию 221 педагог (27 процентов от общего числа педагогических работников) учреждений начального профессионального образования республики.

Одним из главных факторов и значительным резервом повышения качества работы педагогов в системе начального профессионального образования является новая система дифференцированной оплаты труда, введенная с 1 января 2009 г. в соответствии с Указом Президента Чувашской Республики от 19 мая 2007 г. N 39 "О дополнительных мерах государственной поддержки системы образования в Чувашской Республике". Она направлена на повышение эффективности и результативности деятельности каждого из них. Во всех образовательных учреждениях создана стимулирующая часть фонда оплаты труда, которая распределяется администрацией учреждения совместно с управляющим советом в зависимости от качества труда педагогических работников. По сравнению с 2006 годом их средняя зарплата выросла более чем на 23 процента и составила в 2008 году 8,7 тыс. рублей. Зарплата мастеров производственного обучения увеличилась на 29 процентов и составила 8,9 тыс. рублей.

С 2006 года учреждения начального профессионального образования переведены на нормативное подушевое финансирование на основе кластерных групп. Расходы консолидированного бюджета Чувашской Республики в расчете на одного обучающегося по программам начального профессионального образования за 2006-2008 годы возросли в 1,7 раза.

Вместе с тем существующая система финансирования образовательных учреждений не в полной мере учитывает затраты, необходимые для своевременного обновления учебного и технологического оборудования в соответствии с требованиями образовательных программ. В 2008 году доля капитальных расходов и расходов на приобретение оборудования составила лишь 1,5 процента от общего объема расходов.

Сегодня совершенно очевидно отставание ресурсной базы некоторых учреждений начального профессионального образования от требований современного производства, что заведомо ведет к низкому качеству профессиональной подготовки выпускников. К данной категории учебных заведений относятся профессиональные училища N 2 г. Канаша, N 6 г. Шумерли, N 7 с. Батырево, N 27 пгт Кугеси, N 28 г. Мариинского Посада, износ основных фондов которых достиг 80 процентов.

Государственные образовательные учреждения начального профессионального образования остаются одним из важнейших институтов воспитания молодого поколения. В них созданы условия для сохранения и укрепления здоровья обучающихся. Сформирована целостная система физического воспитания, включающая урочную и внеурочную деятельность, проведение различных физкультурно-оздоровительных мероприятий. Для обеспечения 6-8-часовой двигательной активности в учреждениях начального профессионального образования функционируют 86 спортивных секций и кружков. В 2008 году охват учащихся регулярными занятиями в спортивных кружках и секциях составил 25,4 процента. Ежегодно проводится более 140 крупных спортивных мероприятий разного уровня. Наиболее массовой является республиканская спартакиада учащихся по физической культуре, которая включает самые популярные и доступные виды спорта.

Российская профессиональная школа в отличие от западных моделей, помимо профессионального обучения, выполняет функцию социальной поддержки, которая остается крайне востребованной и в настоящее время. Более 70 процентов обучающихся в профессиональных училищах составляют дети из малообеспеченных и неполных семей. Среди них постоянно увеличивается количество детей-сирот (свыше 6 процентов от общего количества обучающихся), детей, имеющих девиантное поведение (3,4 процента). Это требует особых мер материальной поддержки данной категории обучающихся, таких как обеспечение их льготным питанием, стипендиями, а также возможностью получения бесплатного оздоровления и лечения в период зимних и летних каникул.

Проблемой, которую необходимо решить, становится профессиональная ориентация выпускников общеобразовательных школ с учетом обеспечения экономики необходимыми кадровыми ресурсами. Отсутствие надлежащего уровня профориентационной работы в школе привело к снижению популярности профессии рабочего. Опросы старшеклассников школ показывают, что лишь 7 процентов готовы обучаться рабочим профессиям (это в 5 раз ниже показателей "20-летней давности). Приоритетным критерием успешности общеобразовательной школы остается количество выпускников, поступивших в вузы. Концепция непрерывного профессионального образования трактуется преимущественно как вертикальная траектория, вершина которой - диплом о высшем образовании. В итоге необходимые любому обществу рабочие профессии оказались невостребованными, в обществе стало бытовать мнение о том, что стыдно быть рабочим.

Названные вызовы в совокупности определяют необходимость дальнейшего качественного преобразования всей системы непрерывного профессионального образования.

Таким образом, начальное профессиональное образование, сохраняя некоторые ценности традиционного обучения, будет стремиться к индивидуализации траектории обучения, выбору образовательных технологий и построению образовательной среды, обеспечивающей достижение качественных результатов.

1.2. Обоснование решения проблемы программно-целевым методом