Недействующий

О нормативных актах по урегулированию коллективных трудовых споров

Приложение N 1 к Приказу
Министра труда и занятости
Чувашской Республики
от 03.03.97 N 13

В соответствии с постановлениями Правительства Российской Федерации "О службе по урегулированию коллективных трудовых споров" от 15.04.96 г. N 468, Министерства труда и социального развития Российской Федерации "О предоставлении подразделениям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации полномочий по урегулированию коллективных трудовых споров" от 17.12.96 г. N 17 и Кабинета Министров Чувашской Республики "О Положении о Министерстве труда и занятости Чувашской Республики" от 07.08.96 г. N 213 функции по урегулированию коллективных трудовых споров на территории Чувашской Республики возложены на Министерство труда и занятости Чувашской Республики и его районные и городские центры (в дальнейшем именуемые министерство (центр)).

В соответствии с Федеральным законом "О порядке разрешения коллективных трудовых споров" министерство (центр) организует работу по учету требований работников и их представителей, уведомительной регистрации коллективных трудовых споров, формированию и утверждению списков посредников и трудовых арбитров, проверке полномочий сторон коллективного трудового спора, а также по сбору поступающих к ним от работодателей сведений о предстоящих забастовках в следующем порядке.

1. Порядок учета требований работников организаций, направленных в министерство (центр) и проверки получения их другой стороной

Согласно пункту 7 статьи 3 Федерального закона "О порядке разрешения коллективных трудовых споров" копия оформленных в письменной форме требований, направленных работодателю работниками организаций или их представителями, направляется в министерство (центр). При получении копии этих требований министерство (центр) регистрирует их в журнале, форма которого прилагается.

Одновременно министерство (центр) проверяет получение указанных требований администрацией организации, уточняет сроки принятия решения по ним и сообщение их представителям работников.

Если к моменту связи с администрацией установленный Федеральным законом трехдневный срок сообщения решения представителям работников истек (такие случаи возможны, так как Федеральным законом каких-либо сроков направления копий требований в министерство (центр) не установлено), следует проверить рассмотрены ли эти требования, либо срок их рассмотрения по взаимному согласию сторон был продлен. В случаях их рассмотрения выяснить характер и сроки принятия решения, а также реакцию представителей работников на решение администрации.

Если администрация уклонилась от рассмотрения требований или в установленный Федеральным законом срок их не рассмотрела, то следует предупредить представителей работодателя о мерах ответственности за нарушение законодательства о коллективных трудовых спорах, а также о необходимости рассмотрения этого спора в трудовом арбитраже.

В случае, если представители работников не согласятся с решением администрации, то необходимо выяснить когда намечается провести установленные Федеральным законом примирительные процедуры, а также намерены ли стороны обратиться в министерство (центр) для уведомительной регистрации спора.

2. Порядок уведомительной регистрации коллективных трудовых споров министерством (центром)

Согласно пункту 2 статьи 11 Федерального закона "О порядке разрешения коллективных трудовых споров" министерство (центр) осуществляет уведомительную регистрацию коллективного трудового спора.

Своевременная информированность министерства (центра) сведениями о содержании выдвинутых требований, либо о разногласиях, которые внутри организации силами сторон спора разрешить не удалось, позволит определиться какие организационные мероприятия необходимо осуществить при проведении досудебных, примирительных процедур.

Уведомительная регистрация коллективного трудового спора производится в журнале, форма которого прилагается.

Сторона, обратившаяся в министерство (центр) с просьбой об уведомительной регистрации коллективного трудового спора, сообщает:

полное наименование организации, где начался коллективный трудовой спор, почтовый адрес, номера телефонов;

численность работников организации на конец месяца, предшествовавшего началу коллективного трудового спора и численность работников, участвующих в этом споре, поддержавших выдвинутые требования;

проведен ли обязательный этап рассмотрения коллективного трудового спора, рассмотрен ли он в примирительной комиссии;

содержание требований, являющихся предметом данного коллективного спора, согласие по которым на данном этапе их рассмотрения с работодателем достигнуто не было;

если в результате проведения примирительной комиссии согласие достигнуто не было, то к какому этапу рассмотрения коллективного трудового спора считают необходимым перейти стороны: к рассмотрению его с участником посредника, или в трудовом арбитраже, или к проведению обеих примирительных процедур;

смогут ли достичь стороны соглашения по кандидатуре посредника самостоятельно, либо потребуются рекомендации министерства (центра);

потребуется ли участие министерства (центра) в формировании трудового арбитража (в том числе в случае уклонения работодателя от создания примирительной комиссии и участие в ее работе) или трудовых арбитров стороны определяют самостоятельно.

Если предметом коллективного трудового спора являются требования, связанные с коллективной защитой индивидуальных трудовых прав работников, не являющиеся предметом Федерального закона "О порядке разрешения коллективных трудовых споров" или другие требования, не попадающие под понятие "коллективный трудовой спор" (пункт 3 статьи 1 и пункт 1 статьи 2), то такой спор не регистрируется. Если же предметом такого спора являются одновременно требования, относящиеся и не относящиеся к коллективным трудовым спорам, то такой спор регистрируется, однако при проведении в дальнейшем примирительных процедур последние требования не рассматриваются.

Решение об отказе в уведомительной регистрации либо о его регистрации только в части требований, являющихся предметом настоящего Федерального закона, в письменной форме сообщается стороне спора, обратившейся с просьбой о его уведомительной регистрации. При этом разъясняется установленный действующим законодательством порядок разрешения таких требований.

По материалам, поступившим на уведомительную регистрацию коллективных трудовых споров, центры ежемесячно составляют статистическую отчетность по форме N 1-КТС и представляют ее в министерство для обработки и отправления в Региональную Службу разрешения трудовых споров.

3. Порядок формирования министерством (центром) списка посредников и трудовых арбитров

Список посредников и трудовых арбитров формируется в целом по Чувашской Республике, а при необходимости, в разрезе ведущих отраслей экономики. Из числа лиц, включенных в этот список, министерство (центр) в установленном законом порядке рекомендует сторонам спора кандидатуры посредников (назначает их) для рассмотрения коллективного трудового спора с участием посредника или рекомендует кандидатуры трудовых арбитров для рассмотрения таких споров в трудовом арбитраже.

Список посредников и трудовых арбитров утверждается Министерством труда и занятости Чувашской Республики по представлению рай(гор)центров труда и занятости, Чувашской республиканской трехсторонней комиссии по урегулированию социально -трудовых отношений, объединениями работников и работодателей.

В списки посредников и трудовых арбитров включаются лица, обладающие знаниями в области трудовых отношений, социологии, психологии, юриспруденции и конфликтологии с практическим опытом в области регулирования социально-трудовых отношений из числа специалистов по труду министерства (центра), профсоюзных органов, объединения работодателей, работников организаций различных отраслей экономики, ученых и общественных деятелей и других высококвалифицированных специалистов, пользующихся авторитетом работодателей и профсоюзных организаций.

На каждого кандидата, представляемого для включения в список посредников и трудовых арбитров, заполняется личная карточка посредника (трудового арбитра), форма которой прилагается. На основании сведений, содержащихся в этих карточках, министерством формируется банк данных о посредниках и трудовых арбитрах.

4. Порядок проверки министерством (центром) полномочий представителей сторон коллективного трудового спора