Важнейшей частью современной жилищной политики наряду со строительством благоустроенного и доступного жилья является обеспечение сохранности и обновления существующего жилищного фонда. Очевидно, что эта задача должна решаться за счет своевременного проведения капитального ремонта, реконструкции и модернизации многоквартирных домов, что позволило бы не только поддерживать жилищный фонд в удовлетворительном техническом состоянии, снижать темпы его обветшания, но и создавать комфортные и безопасные условия проживания граждан и обеспечить высокую степень готовности собственников помещений к управлению своим многоквартирным домом.
Жилищный кодекс Российской Федерации возлагает ответственность за надлежащее содержание общего имущества, в том числе и за проведение капитального ремонта многоквартирного дома, на собственников помещений. Вместе с тем статьей 16 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" предусмотрено, что за бывшим наймодателем сохраняется обязанность производить капитальный ремонт дома в соответствии с нормами содержания, эксплуатации и ремонта жилищного фонда. Практически весь жилищный фонд, переданный гражданам в собственность путем приватизации за последние десять лет, находится в неудовлетворительном техническом состоянии. Жилищно-строительные кооперативы, построившие многоквартирные дома до 1993 года, организации различных форм собственности, в ведении которых находился жилищный фонд, не в состоянии были обеспечить надлежащее содержание многоквартирных домов.
В данной ситуации обостряется проблема финансирования капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов собственниками помещений. Несмотря на то, что в настоящее время население Чувашской Республики оплачивает 100 процентов стоимости жилищно-коммунальных услуг исходя из установленных цен и тарифов, данные платежи потребителей не возмещают в достаточной мере расходы предприятий жилищно-коммунального хозяйства на выполнение мероприятий по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества многоквартирных домов.
В 2009 году 286763 гражданина (22,4 процента от общей численности населения, проживающего в Чувашской Республике) являлись получателями мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг в виде льгот, 28124 семьи (6,3 процента от общего числа семей, проживающих в Чувашской Республике) - адресной социальной помощи при оплате жилищно-коммунальных услуг.
Жилищный фонд в Чувашской Республике по состоянию на 1 января 2010 г. составляет 28,56 млн. кв. метров. Всего в Чувашской Республике 9953 многоквартирных дома общей площадью 15,29 млн. кв. метров, из них 3605 домов блокированной застройки, или 36,2 процента от общего количества многоквартирных домов, общей площадью 0,54 млн. кв. метров (приложение N 1).
В течение длительного времени мероприятия по капитальному ремонту многоквартирных домов проводились в недостаточных объемах. Межремонтный период капитального ремонта домов в среднем составляет 20 лет, поэтому в соответствии с нормативами ежегодно должны ремонтироваться 4 процента от общего количества домов. В Чувашской Республике было отремонтировано в 2007 году 1,8 процента многоквартирных домов из числа подлежащих капитальному ремонту, в 2008 году - 4,77 процента, в 2009 году – 12,56 процента.
По состоянию на 1 января 2010 г. недоремонт жилищного фонда на территории Чувашской Республики составляет 8,3 млн. кв. метров. Средний физический износ многоквартирных домов, расположенных на территории Чувашской Республики, в 2009 году составил 29,4 процента.
Участниками республиканских адресных программ капитального ремонта многоквартирных домов, расположенных на территории Чувашской Республики (далее - программы), в 2008 году являлись десять муниципальных образований: муниципальные районы – Вурнарский, Ибресинский, Порецкий, Чебоксарский, Шемуршинский, Ядринский, городские округа – гг. Алатырь, Канаш, Шумерля, Чебоксары, в 2009 году – двадцать четыре муниципальных образования, не участвовали в реализации программ Алатырский и Цивильский районы.
Капитальный ремонт за два года выполнен в 1006 многоквартирных домах, или 21,36 процента от общего числа многоквартирных домов, подлежащих капитальному ремонту на дату принятия Программы, общей площадью 2514,6 тыс. кв. метров.
Объем финансирования программ в 2008 и 2009 годах составил 2 019 591,8 тыс. рублей, из них средства:
Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства - 1 374 950,3 тыс. рублей;
республиканского бюджета Чувашской Республики - 244 060,0 тыс. рублей;
местных бюджетов - 298 687,6 тыс. рублей;
товариществ собственников жилья, жилищных, жилищно-строительных или иных специализированных потребительских кооперативов либо собственников помещений в многоквартирных домах - 101 893,9 тыс. рублей.
В основном были отремонтированы кровля и инженерные коммуникации. Доля многоквартирных домов, в которых установлены приборы учета потребления ресурсов и (или) узлы управления (тепловой энергии, холодной воды, электрической энергии), составила 72,2 процента. Реализация программ позволила увеличить количество товариществ собственников жилья с момента принятия первой программы на 42,3 процента.
Осуществление комплекса мероприятий по капитальному ремонту общего имущества многоквартирных домов необходимо для предупреждения прироста ветхого и аварийного жилищного фонда, а также для обеспечения комфортного и безопасного проживания граждан в многоквартирных домах.
В настоящее время все большую остроту приобретает проблема ремонта и замены лифтов и лифтового оборудования. Темпы износа лифтового хозяйства в Чувашской Республике превышают темпы его обновления. Нормативный срок эксплуатации пассажирских лифтов составляет 25 лет. В лифтовом хозяйстве в Чувашской Республике находятся в эксплуатации 2850 лифтов, из них 2206 - в г. Чебоксары. Парк лифтов с начала его существования обновлялся незначительно: более 20 процентов лифтов, отработавших назначенный срок, не обеспечивают должной надежности и безопасности при эксплуатации. В целях решения данной проблемы в г. Чебоксары Чебоксарским городским Собранием депутатов в 2006 году была утверждена городская целевая программа "Лифты", предусматривающая замену 196 лифтов и капитальный ремонт 781 лифта. В 2008 и 2009 годах было заменено 16 лифтов, модернизировано 30 лифтов, проведен капитальный ремонт 410 лифтов.
Дома, построенные в соответствии с техническими нормативами середины прошлого века, не отвечают современным требованиям по тепло- и шумоизоляции. Теплоизоляционные материалы того времени, не обладая необходимой долговечностью, давно обветшали или полностью разрушились, что ухудшило теплозащиту.
Актуальными остаются вопросы изношенности инженерных сетей многоквартирных домов и отсутствия системы учета потребления коммунальных ресурсов. Доля многоквартирных домов, оборудованных коллективными приборами учета холодного водоснабжения, составляет 34,8 процента, теплоснабжения - 48,7 процента, электроснабжения – 90,2 процента.
Отсутствие приборов учета приводит к сверхнормативному потреблению коммунальных услуг. Оснащение приборами учета энергоресурсов позволит вести учет потребления и взимать плату с населения за фактическое потребление коммунальных услуг.
В целях реализации положений Жилищного кодекса Российской Федерации, регулирующих вопросы управления многоквартирными домами и направленных на обеспечение благоприятных и безопасных условий проживания граждан, надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, на территории Чувашской Республики должны быть созданы условия для управления собственниками помещений многоквартирными домами.
Способ управления выбран собственниками помещений во всех многоквартирных домах, в том числе: непосредственное управление собственниками помещений выбрано в 14,0 процента многоквартирных домов, управление товариществом собственников жилья, жилищным, жилищно-строительным или иным специализированным потребительским кооперативом - в 14,1 процента многоквартирных домов, управление управляющей организацией – в 71,9 процента многоквартирных домов.
Программа окажет позитивное влияние на состояние жилищного фонда в Чувашской Республике, социальное благополучие общества.
Участие органов исполнительной власти Чувашской Республики в реализации Программы предполагается через совершенствование нормативной правовой базы в жилищной сфере, а также через непосредственное использование средств республиканского бюджета Чувашской Республики для решения основных задач Программы.