Недействующий

КАБИНЕТ МИНИСТРОВ ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 22 апреля 2002 года N 125

О Республиканской программе государственной поддержки малого предпринимательства в Чувашской Республике на 2002-2004 годы

Признан утратившим силу постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 14 февраля 2008 г. N 34

{ИЗМЕНЕНИЯ И ДОПОЛНЕНИЯ:
Постановление Кабинета Министров Чувашской Республики от 31.01.2003 г. N 17}

В целях реализации государственной политики в области развития малого предпринимательства в Чувашской Республике и в соответствии с Законом Чувашской Республики от 15 апреля 1996 г. N 6 "О государственной поддержке малого предпринимательства в Чувашской Республике" Кабинет Министров Чувашской Республики постановляет:

1. Утвердить прилагаемую Республиканскую программу государственной поддержки малого предпринимательства в Чувашской Республике на 2002- 2004 годы (далее - Программа).

2. Определить Министерство экономического развития и торговли Чувашской Республики государственным заказчиком Программы.

3. Установить, что финансовое обеспечение Программы осуществляется Министерством экономического развития и торговли Чувашской Республики за счет средств, предусматриваемых ежегодно в республиканском бюджете Чувашской Республики на развитие рыночной инфраструктуры, а также из федеральных и внебюджетных источников.

4. Рекомендовать администрациям районов и городов Чувашской Республики принять участие в финансировании мероприятий Программы.

5. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на Министерство экономического развития и торговли Чувашской Республики.

Председатель Кабинета Министров

Чувашской Республики - Н. Партасова

УТВЕРЖДЕНА
постановлением Кабинета Министров
Чувашской Республики
от 22.04.2002 г. N 125

РЕСПУБЛИКАНСКАЯ ПРОГРАММА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ НА 2002 - 2004 ГОДЫ


Наименование Программы

Республиканская программа государственной поддержки малого предпринимательства в Чувашской Республике на 2002-2004 годы

Основание для разработки

Федеральный закон от c:\content\ngr\RU0000R199502361.doc "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации";

 Закон Чувашской Республики от c:\content\ngr\RU21DMJ199600015.doc "О государственной поддержке малого предпринимательства в Чувашской Республике"

Государственный заказчик

Министерство экономического развития и торговли 'Чувашской Республики

Основные разработчики

Министерство экономического развития и торговли Чувашской Республики;

 Республиканский фонд поддержки малого предпринимательства;

 Торгово-промышленная палата Чувашской Республики;

 Чувашская республиканская ассоциация развития малого и среднего предпринимательства;

 Ассоциация мастеров народных промыслов и художественных ремесел Чувашии;

 Гильдия пекарей и кондитеров;

 ГУЛ "Республиканский бизнес-центр";

 000 "Лизинговая компания малого бизнеса";

 Потребительский кооператив финансовой взаимопомощи предпринимателей "Союз"

Цели и задачи

обеспечение благоприятных условий для развития малого предпринимательства на основе комплексной и эффективной поддержки малого бизнеса всеми уровнями законодательной и исполнительной власти Чувашской Республики;

 совершенствование законодательной и нормативной базы в сфере малого предпринимательства;
развитие механизмов финансово-имущественной поддержки малого предпринимательства;

 преодоление административных ограничений при развитии малого предпринимательства;

 подготовка высококвалифицированных кадров для организации и управления малого бизнеса;

 активизация и развитие инфраструктуры государственной и негосударственной поддержки малого предпринимательства;

 формирование условий для развития и поддержки малого предпринимательства в производственно-инновационной и научной сферах;

 удовлетворение потребностей предпринимателей в консультационных, информационных и юридических услугах, в том числе с использованием передовых коммуникационных технологий;

 обеспечение допуска малых предприятий к участию выполнения государственных заказов;

 стимулирование производства конкурентоспособной продукции в сфере малого бизнеса;

 продвижение продукции малых предприятий на региональные и межрегиональные рынки;

 развитие ремесел и высокохудожественных производств;

 содействие внешнеэкономической деятельности малых предприятий, предприятий народных художественных промыслов, ремесленников и мастеров

Основные мероприятия

совершенствование внешней среды развития малого предпринимательства;

 развитие кредитно-финансовых механизмов и имущественных отношений с субъектами малого предпринимательства;

 повышение эффективности функционирования государственной инфраструктуры поддержки малого предпринимательства;

 развитие малого инновационного предпринимательства в научно-технической сфере;

 развитие малого предпринимательства в сфере народных промыслов и ремесел;

 рекламная и выставочно-ярмарочная деятельность

Исполнители

Министерство экономического развития и торговли Чувашской Республики;

 Министерство финансов Чувашской Республики;

 Министерство юстиции Чувашской Республики;

 Министерство образования Чувашской Республики;

 Министерство социальной политики Чувашской Республики;

 Министерство промышленности, транспорта и связи Чувашской Республики;

 Министерство энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Чувашской Республики;

 Министерство сельского хозяйства Чувашской Республики;
Министерство печати и информационной политики Чувашской Республики;

 Министерство культуры и по делам национальностей Чувашской Республики;

 Министерство имущественных отношений Чувашской Республики;

 Министерство внутренних дел Чувашской Республики;

 Министерство строительства, архитектуры и дорожного хозяйства Чувашской Республики;

 Государственный комитет Чувашской Республики по статистике (по согласованию), Государственный комитет Чувашской Республики по делам молодежи;
Чувашское территориальное управление Министерства Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства (по согласованию);

 Департамент Федеральной государственной службы занятое населения по Чувашской Республике (по согласованию);

 администрации районов и городов Чувашской Республики (по согласованию);

 Национальная академия наук и искусств Чувашской Республики;
Республиканский фонд поддержки малого предпринимательства;

 организации, входящие в инфраструктуру поддержки малого предпринимательства, общественные объединения предпринимателей (по согласованию);

 высшие учебные заведения республики (по согласованию)

Сроки реализации

2002-2004 годы

Объем и источники финансирования Программы

общий объем финансирования Программы в 2002 -2004 годах - 142,4836 млн. рублей, в том числе из республиканского бюджета Чувашской Республики -72,564 млн. рублей, из федерального бюджета-2,437 млн. рублей, из местных бюджетов - 4,9526 млн. рублей, из внебюджетных источников - 62,530 млн. рублей;

 объем финансирования в 2002 году - 20,929 млн. рублей, в том числе из республиканского бюджета Чувашской Республики - 6,549 млн. рублей, из федерального бюджета- 0,142 млн. рублей, из местных бюджетов 1,328 млн. рублей, из внебюджетных источников -12,55 млн. рублей;

 объем финансирования в 2003 году - 50,8843 млн. рублей, в том числе из ре спубликанского бюджета -26,085 млн. рублей, из федерального бюджета -1,145 млн. рублей, из местных бюджетов 1,6743 млн. рублей, из внебюджетных источников - 21,34 млн. рублей.
 объемы финансирования в 2004 году - 70,6703 млн. рублей, в том числе из республиканского бюджета -39,93 млн. рублей, из федерального бюджета -1,15 млн. рублей, из местных бюджетов 1,9503 млн. рублей, из внебюджетных источников - 26,86 млн. рублей

Ожидаемые конечные результаты реализации Программы

- увеличение числа малых предприятий в 1,5 - 1,6 раза;
создание 60-65 тысяч новых рабочих мест;

 обеспечение устойчивого развития малого предпринимательства в производственной, инновационной и иных сферах экономики;

 насыщение товарною рынка Чувашской Республики конкурентоспособными отечественными товарами и услугами;

 сохранение, возрождение и развитие народных художественных промыслов и ремесел

Система организации контроля за выполнением Программы

- Министерства, иные органы исполнительной власти, администрации районов и городов Чувашской Республики, другие организации, обеспечивающие выполнение мероприятий Программы, ежегодно до 20 февраля информируют Министерство экономического развития и торговли о выполнении Программы.
 Государственный заказчик - Министерство экономического развития и торговли Чувашской Республики ежегодно до 2005 года к 10 марта докладывает Кабинету Министров Чувашской Республики о ходе реализации Программы

РЕСПУБЛИКАНСКАЯ ПРОГРАММА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ НА 2002 - 2004 ГОДЫ


Республиканская программа государственной поддержки малого предпринимательства в Чувашской Республике на 2002 - 2004 годы (далее - Программа) разработана в соответствии с Федеральным законом "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации" и Законом Чувашской Республики "О государственной поддержке малого предпринимательства в Чувашской Республике".

В 2001 году на территории республики действовало 3999 малых предприятий. По видам деятельности предпринимательство охватывает практически все отрасли экономики, но наибольшее количество малых предприятий (более половины) занимаются розничной и оптовой торговлей потребительскими товарами и продукцией производственно-технического назначения (рис. 1).

Рис 1. Распределение малых предприятий по отраслям экономики

--

|  |

|  |

|  |         --

|  |        |  |           --                  --

|  |        |  |          |  |         --     |  |

--          --            --          --      --

   Торговля  Строительство Промышленность Наука  Прочие

57%        14,5%          14%       1,4%   13,1%


За период с 1996 по 2001 год количество малых предприятий в республике остается почти неизменным и колеблется около 4 тысяч (рис.2).

Рис. 2. Динамика количества малых предприятий.


Среднесписочная численность занятых на малых предприятиях работников в 2001 году составила 37,8 тыс. человек (рис.3), В среднем на одном малом предприятии работало 10,6 человек.

Рис. 3 Среднесписочная численность работников


Как видно из рис. 2 и 3, динамика развития малых предприятий и занятых на них работников существенно не меняется, что свидетельствует, с одной стороны, об их закреплении на рынке, а с другой стороны об отсутствии стимулирующих факторов в их создании и развитии.

Удельный вес продукции за 1997-2001 годы, произведенной малыми предприятиями в отраслях промышленности, строительства, торговли и сельского хозяйства, к общему показателю по Чувашии остается практически неизменным - 6,4%(по России 10-11%) (рис.4).

Рис.4. Удельный вес продукции, произведенной малыми предприятиями, к общему показателю по Чувашии


Количество индивидуальных предпринимателей за 1996-1999 годы оставалось в пределах 55 тыс. человек и своего пика достигло в 1999 году (рис.5).

Рис. 5. Количество зарегистрированных индивидуальных предпринимателей


* - Указанные показатели получены расчетным путем

Резкое снижение числа индивидуальных предпринимателей произошло за 1999-2000 годы. Одной из причин сокращения-количества индивидуальных предпринимателей стал Федеральный закон "О тарифах страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Государственный фонд занятости населения Российской Федерации и в фонды обязательного медицинского страхования", в соответствии с которым произошло значительное увеличение отчислений от доходов предпринимателей (Конституционный Суд Российской Федерации своим постановлением от 23 декабря 1999 г. N 18-П отменил действие указанного Федерального закона).

Большое значение для развития малого предпринимательства имеют развитые инфраструктуры поддержки субъектов малого бизнеса. В 1996 году образовано Министерство по развитию предпринимательства и ремесел Чувашской Республики, ставшее первым, имеющим статус органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере малого предпринимательства (упраздненное в настоящее время).

К 1997 году практически была сформирована инфраструктура поддержки предпринимательства и ремесел, включающая в себя более 20 объектов, реализующих 4 основные направления:

подготовка кадров;

информационное обеспечение;

система финансирования;

реализация продукции.

Завершающим элементом создания системы государственной поддержки малого предпринимательства стали разрабатываемые республиканские программы государственной поддержки малого предпринимательства в Чувашской Республике.

Однако финансирование мероприятий по поддержке малого предпринимательства с 1997 по 2000 год осуществлялось недостаточно и составляло не более 300 тыс. рублей в год.

В условиях резко ограниченных возможностей республиканского бюджета Чувашской Республики по финансированию программ малого бизнеса основное внимание было сосредоточено на формирование механизмов непрямого финансирования. В этих целях был создан Гарантийный фонд, основной целью которого являлась комплексная финансовая поддержка инфраструктуры малого предпринимательства. Однако из-за недостаточной ликвидности залогового имущества финансовый механизм фонда не был реализован.

В связи с этим элементы инфраструктуры вынуждены были коммерциализировать свою деятельность по поддержке и развитию малого предпринимательства, что не позволило оказать услуги большему количеству как начинающим, так и действующим предпринимателям.

Государственным унитарным предприятием "Республиканский бизнес-центр" в 2001 году разработано 20 бизнес-планов для субъектов малого предпринимательства, в области дополнительного образования проведено обучение 176 слушателей по различным направлениям предпринимательской деятельности. "Клуб юного предпринимателя" еженедельно проводил занятия в учебном классе учебно-консультационного центра, в 2001 году в нем обучалось 24 человека.

Потребительским кооперативом финансовой взаимопомощи предпринимателей "Союз" в 2001 году было выдано 142 займа на общую сумму 5,5 млн. рублей и общее количество членов-пайщиков составило 180 человек.

В течение 2001 года Республиканским фондом поддержки малого предпринимательства профинансировано 9 мероприятий Республиканской программы государственной поддержки малого предпринимательства на 2000-2001 годы на общую сумму 2235,9 тыс. рублей, в том числе:

за счет средств республиканского бюджета Чувашской Республики - 767,6 тыс. рублей;

за счет средств Республиканского фонда поддержки малого предпринимательства -1468,3 тыс. рублей.

Кроме того. Республиканским фондом поддержки малого предпринимательства за отчетный период 172 субъектам малого предпринимательства оказана консультационно-методическая помощь.

ООО "Лизинговая компания малого бизнеса" за 2001 год профинансировано 20 договоров внутреннего среднесрочного финансового лизинга на общую сумму предметов лизинга 4,6 млн. рублей.

В 2001 году в автономной некоммерческой организации "Школа технологии бизнеса" обучались 854 человека. Открыто 2 филиала: в гг. Новочебоксарске и Канаше трудоустроены около 40 человек. 42 слушателя получили свидетельства предпринимателей, 11 выпускников создали общества с ограниченной ответственностью, 7 слушателям оказана методическая помощь в разработке бизнес-планов, 6 из которых получили субсидии по открытию собственного дела.

Одним из приоритетных направлений развития малого предпринимательства является участие субъектов малого бизнеса в инновационной сфере.

В настоящее время инфраструктура малого предпринимательства в инновационной сфере представлена ЗАО "Учебно-деловой центр Морозовского проекта" и Научно-технологическим парком "Чувашия" являющимся структурным подразделением ЧТУ им. И.Н. Ульянова, которые осуществляют свою деятельность без какой-либо государственной поддержки, что ограничивает возможности реализации научно-технических разработок.

Кроме того, в республике существуют общественные объединения и организации предпринимателей - Чувашская республиканская ассоциация крестьянских хозяйств и сельскохозяйственных кооперативов России, Ассоциация мастеров народных промыслов и художественных ремесел Чувашии, Региональное отделение общественной организации Российской ассоциации поддержки малого и среднего предпринимательства и другие.

В связи с коммерциализацией деятельности инфраструктура поддержки и развития малого предпринимательства представляет собой разрозненные элементы, не являясь единым комплексом с единой идеологией и единой политикой в сфере поддержки малого бизнеса, без развитой сети представительств на муниципальном уровне.

Таким образом, созданная инфраструктура малого предпринимательства, оставшись без соответствующей государственной финансовой поддержки, постепенно утрачивала свою основную роль - поддержка и развитие предпринимательства, а также взаимодействие республиканских органов власти и субъектов малого бизнеса.

Оставаясь без комплексной государственной поддержки, предприниматель, организуя "свое дело", вкладывая в стартовый капитал, в основном, собственные средства, ставя перед собой цель обеспечить себя и близких ему людей достойным уровнем жизни, создавая новые рабочие места, соблюдая собственные и государственные интересы, сталкивается с рядом проблем на пути своего становления, которые в основном, лежат за рамками самой сферы малого предпринимательства. Из них можно выделить следующие:

несовершенство нормативной правовой базы в сфере малого предпринимательства;

отсутствие действенных финансово-кредитных механизмов;

несовершенство системы налогообложения;

неразвитость системы информационной поддержки субъектов малого бизнеса;

проблемы кадрового обеспечения и подготовки специалистов для малого предпринимательства;

преступность и рэкет, отсутствие должной защиты законных прав и интересов со стороны правоохранительных органов;

огромное количество проверяющих и контролирующих органов;

недобросовестная конкуренция;

административные барьеры.

Безусловно, что подобный перечень проблем загоняют предпринимателей в безвыходное положение, заставляя их играть "по своим правилам". "Черный нал" и "заработная плата в конверте" стали основными рычагами ухода предпринимателей от налогов. Предприниматель вынужденно оказался в сфере "серого бизнеса".

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»