КАБИНЕТ МИНИСТРОВ ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 22 апреля 2002 года N 125
О Республиканской программе государственной поддержки малого предпринимательства в Чувашской Республике на 2002-2004 годы
Признан утратившим силу постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 14 февраля 2008 г. N 34
{ИЗМЕНЕНИЯ И ДОПОЛНЕНИЯ:
Постановление Кабинета Министров Чувашской Республики от 31.01.2003 г. N 17}
В целях реализации государственной политики в области развития малого предпринимательства в Чувашской Республике и в соответствии с Законом Чувашской Республики от 15 апреля 1996 г. N 6 "О государственной поддержке малого предпринимательства в Чувашской Республике" Кабинет Министров Чувашской Республики постановляет:
1. Утвердить прилагаемую Республиканскую программу государственной поддержки малого предпринимательства в Чувашской Республике на 2002- 2004 годы (далее - Программа).
2. Определить Министерство экономического развития и торговли Чувашской Республики государственным заказчиком Программы.
3. Установить, что финансовое обеспечение Программы осуществляется Министерством экономического развития и торговли Чувашской Республики за счет средств, предусматриваемых ежегодно в республиканском бюджете Чувашской Республики на развитие рыночной инфраструктуры, а также из федеральных и внебюджетных источников.
4. Рекомендовать администрациям районов и городов Чувашской Республики принять участие в финансировании мероприятий Программы.
5. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на Министерство экономического развития и торговли Чувашской Республики.
Председатель Кабинета Министров
Чувашской Республики - Н. Партасова
РЕСПУБЛИКАНСКАЯ ПРОГРАММА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ НА 2002 - 2004 ГОДЫ
Наименование Программы | Республиканская программа государственной поддержки малого предпринимательства в Чувашской Республике на 2002-2004 годы |
Основание для разработки | Федеральный закон от c:\content\ngr\RU0000R199502361.doc "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации"; |
Государственный заказчик | Министерство экономического развития и торговли 'Чувашской Республики |
Основные разработчики | Министерство экономического развития и торговли Чувашской Республики; |
Цели и задачи | обеспечение благоприятных условий для развития малого предпринимательства на основе комплексной и эффективной поддержки малого бизнеса всеми уровнями законодательной и исполнительной власти Чувашской Республики; |
Основные мероприятия | совершенствование внешней среды развития малого предпринимательства; |
Исполнители | Министерство экономического развития и торговли Чувашской Республики; |
Сроки реализации | 2002-2004 годы |
Объем и источники финансирования Программы | общий объем финансирования Программы в 2002 -2004 годах - 142,4836 млн. рублей, в том числе из республиканского бюджета Чувашской Республики -72,564 млн. рублей, из федерального бюджета-2,437 млн. рублей, из местных бюджетов - 4,9526 млн. рублей, из внебюджетных источников - 62,530 млн. рублей; |
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы | - увеличение числа малых предприятий в 1,5 - 1,6 раза; |
Система организации контроля за выполнением Программы | - Министерства, иные органы исполнительной власти, администрации районов и городов Чувашской Республики, другие организации, обеспечивающие выполнение мероприятий Программы, ежегодно до 20 февраля информируют Министерство экономического развития и торговли о выполнении Программы. |
Республиканская программа государственной поддержки малого предпринимательства в Чувашской Республике на 2002 - 2004 годы (далее - Программа) разработана в соответствии с Федеральным законом "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации" и Законом Чувашской Республики "О государственной поддержке малого предпринимательства в Чувашской Республике".
В 2001 году на территории республики действовало 3999 малых предприятий. По видам деятельности предпринимательство охватывает практически все отрасли экономики, но наибольшее количество малых предприятий (более половины) занимаются розничной и оптовой торговлей потребительскими товарами и продукцией производственно-технического назначения (рис. 1).
--
| |
| |
| | --
| | | | -- --
| | | | | | -- | |
-- -- -- -- --
Торговля Строительство Промышленность Наука Прочие
57% 14,5% 14% 1,4% 13,1%
За период с 1996 по 2001 год количество малых предприятий в республике остается почти неизменным и колеблется около 4 тысяч (рис.2).
Среднесписочная численность занятых на малых предприятиях работников в 2001 году составила 37,8 тыс. человек (рис.3), В среднем на одном малом предприятии работало 10,6 человек.
Как видно из рис. 2 и 3, динамика развития малых предприятий и занятых на них работников существенно не меняется, что свидетельствует, с одной стороны, об их закреплении на рынке, а с другой стороны об отсутствии стимулирующих факторов в их создании и развитии.
Удельный вес продукции за 1997-2001 годы, произведенной малыми предприятиями в отраслях промышленности, строительства, торговли и сельского хозяйства, к общему показателю по Чувашии остается практически неизменным - 6,4%(по России 10-11%) (рис.4).
Количество индивидуальных предпринимателей за 1996-1999 годы оставалось в пределах 55 тыс. человек и своего пика достигло в 1999 году (рис.5).
* - Указанные показатели получены расчетным путем
Резкое снижение числа индивидуальных предпринимателей произошло за 1999-2000 годы. Одной из причин сокращения-количества индивидуальных предпринимателей стал Федеральный закон "О тарифах страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Государственный фонд занятости населения Российской Федерации и в фонды обязательного медицинского страхования", в соответствии с которым произошло значительное увеличение отчислений от доходов предпринимателей (Конституционный Суд Российской Федерации своим постановлением от 23 декабря 1999 г. N 18-П отменил действие указанного Федерального закона).
Большое значение для развития малого предпринимательства имеют развитые инфраструктуры поддержки субъектов малого бизнеса. В 1996 году образовано Министерство по развитию предпринимательства и ремесел Чувашской Республики, ставшее первым, имеющим статус органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере малого предпринимательства (упраздненное в настоящее время).
К 1997 году практически была сформирована инфраструктура поддержки предпринимательства и ремесел, включающая в себя более 20 объектов, реализующих 4 основные направления:
подготовка кадров;
информационное обеспечение;
система финансирования;
реализация продукции.
Завершающим элементом создания системы государственной поддержки малого предпринимательства стали разрабатываемые республиканские программы государственной поддержки малого предпринимательства в Чувашской Республике.
Однако финансирование мероприятий по поддержке малого предпринимательства с 1997 по 2000 год осуществлялось недостаточно и составляло не более 300 тыс. рублей в год.
В условиях резко ограниченных возможностей республиканского бюджета Чувашской Республики по финансированию программ малого бизнеса основное внимание было сосредоточено на формирование механизмов непрямого финансирования. В этих целях был создан Гарантийный фонд, основной целью которого являлась комплексная финансовая поддержка инфраструктуры малого предпринимательства. Однако из-за недостаточной ликвидности залогового имущества финансовый механизм фонда не был реализован.
В связи с этим элементы инфраструктуры вынуждены были коммерциализировать свою деятельность по поддержке и развитию малого предпринимательства, что не позволило оказать услуги большему количеству как начинающим, так и действующим предпринимателям.
Государственным унитарным предприятием "Республиканский бизнес-центр" в 2001 году разработано 20 бизнес-планов для субъектов малого предпринимательства, в области дополнительного образования проведено обучение 176 слушателей по различным направлениям предпринимательской деятельности. "Клуб юного предпринимателя" еженедельно проводил занятия в учебном классе учебно-консультационного центра, в 2001 году в нем обучалось 24 человека.
Потребительским кооперативом финансовой взаимопомощи предпринимателей "Союз" в 2001 году было выдано 142 займа на общую сумму 5,5 млн. рублей и общее количество членов-пайщиков составило 180 человек.
В течение 2001 года Республиканским фондом поддержки малого предпринимательства профинансировано 9 мероприятий Республиканской программы государственной поддержки малого предпринимательства на 2000-2001 годы на общую сумму 2235,9 тыс. рублей, в том числе:
за счет средств республиканского бюджета Чувашской Республики - 767,6 тыс. рублей;
за счет средств Республиканского фонда поддержки малого предпринимательства -1468,3 тыс. рублей.
Кроме того. Республиканским фондом поддержки малого предпринимательства за отчетный период 172 субъектам малого предпринимательства оказана консультационно-методическая помощь.
ООО "Лизинговая компания малого бизнеса" за 2001 год профинансировано 20 договоров внутреннего среднесрочного финансового лизинга на общую сумму предметов лизинга 4,6 млн. рублей.
В 2001 году в автономной некоммерческой организации "Школа технологии бизнеса" обучались 854 человека. Открыто 2 филиала: в гг. Новочебоксарске и Канаше трудоустроены около 40 человек. 42 слушателя получили свидетельства предпринимателей, 11 выпускников создали общества с ограниченной ответственностью, 7 слушателям оказана методическая помощь в разработке бизнес-планов, 6 из которых получили субсидии по открытию собственного дела.
Одним из приоритетных направлений развития малого предпринимательства является участие субъектов малого бизнеса в инновационной сфере.
В настоящее время инфраструктура малого предпринимательства в инновационной сфере представлена ЗАО "Учебно-деловой центр Морозовского проекта" и Научно-технологическим парком "Чувашия" являющимся структурным подразделением ЧТУ им. И.Н. Ульянова, которые осуществляют свою деятельность без какой-либо государственной поддержки, что ограничивает возможности реализации научно-технических разработок.
Кроме того, в республике существуют общественные объединения и организации предпринимателей - Чувашская республиканская ассоциация крестьянских хозяйств и сельскохозяйственных кооперативов России, Ассоциация мастеров народных промыслов и художественных ремесел Чувашии, Региональное отделение общественной организации Российской ассоциации поддержки малого и среднего предпринимательства и другие.
В связи с коммерциализацией деятельности инфраструктура поддержки и развития малого предпринимательства представляет собой разрозненные элементы, не являясь единым комплексом с единой идеологией и единой политикой в сфере поддержки малого бизнеса, без развитой сети представительств на муниципальном уровне.
Таким образом, созданная инфраструктура малого предпринимательства, оставшись без соответствующей государственной финансовой поддержки, постепенно утрачивала свою основную роль - поддержка и развитие предпринимательства, а также взаимодействие республиканских органов власти и субъектов малого бизнеса.
Оставаясь без комплексной государственной поддержки, предприниматель, организуя "свое дело", вкладывая в стартовый капитал, в основном, собственные средства, ставя перед собой цель обеспечить себя и близких ему людей достойным уровнем жизни, создавая новые рабочие места, соблюдая собственные и государственные интересы, сталкивается с рядом проблем на пути своего становления, которые в основном, лежат за рамками самой сферы малого предпринимательства. Из них можно выделить следующие:
несовершенство нормативной правовой базы в сфере малого предпринимательства;
отсутствие действенных финансово-кредитных механизмов;
несовершенство системы налогообложения;
неразвитость системы информационной поддержки субъектов малого бизнеса;
проблемы кадрового обеспечения и подготовки специалистов для малого предпринимательства;
преступность и рэкет, отсутствие должной защиты законных прав и интересов со стороны правоохранительных органов;
огромное количество проверяющих и контролирующих органов;
недобросовестная конкуренция;
административные барьеры.
Безусловно, что подобный перечень проблем загоняют предпринимателей в безвыходное положение, заставляя их играть "по своим правилам". "Черный нал" и "заработная плата в конверте" стали основными рычагами ухода предпринимателей от налогов. Предприниматель вынужденно оказался в сфере "серого бизнеса".