ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ, используемые в республиканской комплексной программе "Качество" на 2010-2020 годы
К серии международных стандартов качества республиканской комплексной программой "Качество" на 2010-2020 годы (далее - Программа) отнесены следующие стандарты:
ISO 9000 (International Organization for Standardization) - системы менеджмента качества (далее - СМК). Являются универсальной основой для построения СМК в любой организации независимо от области деятельности на основе "процессного подхода", когда моделируется и внедряется наиболее оптимальная цепь "преобразований-процессов", гарантирующая, что потребности потребителей воспринимаются производителем и воплощаются в продукт без искажений;
ISO 14000 - системы экологического менеджмента;
SA 8000 (Social Accountability) - системы социального и этического менеджмента;
OHSAS 18001 (Occupational Health and Safety Assessment Series) - системы менеджмента промышленной безопасности и здоровья;
ISO/TS 16949 - системы менеджмента качества для поставщиков, производителей автомобилей;
ISO 13485 и ISO 13488 (Medical devices - Quality management systems - System requirements for regulatory purposes) - требования к СМК организаций, производящих медицинские изделия;
BS 7799 - управление информационной безопасностью;
TL 9000 (Quality Excelence for Supplies of Telecommunications) - СМК для телекоммуникационной отрасли;
HACCP - анализ рисков и критические контрольные точки. Это предупредительный метод, используемый в пищевой промышленности как гарантия безопасности производимых продуктов питания;
CALS (Continuous Acquisition and Life cycle Support) - совокупность принципов и технологий информационной поддержки жизненного цикла продукции на всех его стадиях, основанная на использовании единого информационного пространства, обеспечивающая взаимодействие всех участников этого цикла: заказчиков продукции, поставщиков (производителей) эксплуатационных и ремонтных предприятий, транспортных и складских предприятий;
IRIS (International Railway Industry Standard) - международный стандарт железнодорожной промышленности, который разработан на базе стандарта ISO 9001:2000 и содержит дополнительные специфические отраслевые требования. Стандарт предназначен для поставщиков железнодорожной продукции и его основная цель - предотвращение и снижение числа дефектов в цепи поставок, одним из его разделов являются требования, предъявляемые к менеджменту проекта;
GLP (Good Laboratory Practice) - международный стандарт надлежащей лабораторной практики. Система норм, правил и указаний, направленных на обеспечение согласованности и достоверности результатов лабораторных исследований.
Среди международных разработок, стандартов и лучших мировых практик в области организации взаимодействия компаний с обществом и подготовки социальной отчетности в Программе использованы следующие понятия:
АА1000 (Stakeholders Engagement Standard) - британский (признанный международным) стандарт верификации социальной отчетности, основанный на комплексном подходе к оценке деятельности компании;
руководство GRI (Global Reporting Initiative) - Глобальная инициатива по отчетности;
социальный (нефинансовый) отчет - доступное, достоверное, сбалансированное и связанное описание основных аспектов деятельности компании и результатов достижений, связанных с ценностями, целями, политикой устойчивого развития по вопросам, представляющим наибольший интерес ключевых заинтересованных сторон, в числе которых акционеры, инвесторы, работники и организации работников, властные структуры, различные институты гражданского общества, средства массовой информации.