Недействующий

КАБИНЕТ МИНИСТРОВ ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 24 мая 2001 года N 109

О сценарных условиях функционирования экономики Чувашской Республики в 2002 году и на период до 2004 года

Признан утратившим силу постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 17 июня 2008 г. N 179

Кабинет Министров Чувашской Республики постановляет:

1. Одобрить прилагаемые сценарные условия функционирования экономики Чувашской Республики в 2002 году и на период до 2004 года.

2. Рекомендовать администрациям районов и городов при разработке прогнозов социально-экономического развития на 2002 год и на период до 2004 года исходить из указанных сценарных условий.

Председатель Кабинета Министров

Чувашской Республики - Э. Аблякимов

Приложение
к постановлению
Кабинета Министров
Чувашской Республики
от 24.05.2001 N 109

СЦЕНАРНЫЕ УСЛОВИЯ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ В 2002 ГОДУ И НА ПЕРИОД ДО 2004 ГОДА


Сценарные условия функционирования экономики Чувашской Республики в 2002 году и в течение последующих двух лет разработаны на основе анализа социально - экономического развития за предшествующий период и фактически сложившейся на текущий момент ситуации, в соответствии с Указом Президента Чувашской Республики от 16 апреля 2001 г. N 33 "Об основных направлениях бюджетной политики на 2002 год".

Сценарные условия определяют основные целевые параметры, приоритеты и направления экономической политики, ограничения и факторы экономического и социального развития Чувашской Республики на ближайшую перспективу и ориентированы на реализацию накопленного потенциала реформ, поэтапное достижение целей среднесрочного развития, разработку и реализацию необходимой для этого экономической политики с учетом усиления ее социальной направленности.

1. Варианты (сценарии) прогноза


Макроэкономические показатели прогноза, отвечающие сценарным условиям, разрабатываются в двух вариантах.

Первый вариант исходит из принципа консервативного прогноза, включающего в себя менее благоприятную комбинацию внешних и внутренних условий, в том числе учитывающего возможность более значительного ухудшения конъюнктуры на международных рынках сырьевых, энергетических и продовольственных ресурсов и реальные темпы включения позитивных факторов среднесрочного характера.

Второй вариант исходит из сценария возможности сохранения в целом благоприятных внешних и внутренних условий развития экономики, является более оптимистичным.

Оба варианта базируются на действенности намеченных Кабинетом Министров Чувашской Республики мер в социальной и хозяйственной сферах.

Реализация того или иного возможного варианта экономической динамики будет определяться комплексом как внешних, так и внутренних обстоятельств.

К внешним условиям относятся динамика развития общей макроэкономической ситуации в России, основные направления политики реформирования экономики и социальной сферы, проводимой Правительством Российской Федерации, темпы инфляции в российской экономике, изменения курса рубля, динамика мировых цен на экспортные товары, выпускаемые товаропроизводителями Чувашской Республики.

К внутренним условиям, влияющим на темпы развития экономики, относится комплекс факторов, определяющих:

эффективность структурных реформ в экономике, прежде всего направленных на совершенствование конкурентной среды, привлечение инвестиций и создание благоприятного инвестиционного климата;

динамику производственных издержек, снижение энергоемкости и темпы обновления капитала и технологий;

укрепление финансовой устойчивости банковской системы республики, наращивание капитала кредитных организаций, позволяющее существенно увеличить объем долгосрочных кредитов предприятиям;

повышение платежеспособного спроса населения, развитие потребительского рынка и сферы услуг.

Варианты базируются на единой концепции государственной социально-экономической политики, единых целях и приоритетах, а также способах ее реализации. Различия в количественных оценках этих вариантов определяются степенью выполнения поставленных целей в результате воздействия неблагоприятных тенденций и факторов экономического развития.

При этом необходимо учитывать, что целью экономической политики являются стабилизация и рост экономического потенциала городов и районов республики как основы обеспечения гарантированных государством социальных стандартов жизни населения на всей территории Чувашской Республики.

2. Условия функционирования и оценка текущего состояния экономики Чувашской Республики в 2001 году


Итоги первых месяцев 2001 года свидетельствуют о сохранении тенденций улучшения экономической и финансовой ситуации, сформировавшихся в 2000 году.

Продолжается рост промышленного производства и инвестиций в основной капитал. Успешно исполняется республиканский бюджет Чувашской Республики, реализуется Программа реформирования управления общественными финансами в Чувашской Республике.

Ресурсная база кредитных организаций республики остается недостаточно устойчивой, в структуре кредитных вложений доля краткосрочных кредитов составляет более 75 процентов, сохраняется высокий уровень кредитных рисков, что сдерживает инвестиционную активность банков. Основная часть кредитных ресурсов направляется в реальный сектор экономики Чувашской Республики.

Улучшается динамика реальных располагаемых денежных доходов, что способствует повышению покупательной способности населения, улучшению ситуации на потребительском рынке. Заметно вырос в январе - апреле 2001 г. по сравнению с соответствующим периодом 2000 года оборот розничной торговли (на 9,2%), объем платных услуг населению увеличился на 4,9 процента.

Вместе с тем тенденции общего оживления ситуации в экономике еще не могут быть признаны достаточно устойчивыми.

Прежде всего необходимо обратить внимание на постепенное исчерпание резервов роста производства за счет факторов, связанных с девальвацией рубля и благоприятной внешнеэкономической конъюнктурой для развития экспорта, сложившейся после обострения ситуации на финансовых рынках России в 1998 году. К концу 2000 года в целом завершилась фаза непосредственного использования преимуществ посткризисной экономики.

Остается сложной ситуация в сельском хозяйстве, в первую очередь в животноводстве. Значительный физический и моральный износ основных производственных фондов ограничивает темпы роста производства в отрасли.

Инвестиционная активность все еще недостаточна для назревших структурных перемен в экономике и долговременного устойчивого экономического роста.

Для перехода к действию новой группы факторов потребуется некоторый трансформационный период, характеризующийся более умеренными темпами экономического роста.

Непосредственно из анализа факторов роста 2000 года и первых месяцев 2001 года можно сделать следующие выводы, необходимые для формирования экономической политики на 2002 и последующие годы.

1. На экономику как России, так и Чувашской Республики сильное влияние продолжает оказывать ситуация на внешних рынках.

Российская экономическая политика в прогнозируемом периоде в значительной степени будет зависеть от динамики мировых цен на энергоносители.

2. Рост реальных доходов населения является одним из ключевых факторов, влияющих на развитие экономики в предстоящей перспективе. Как показывает опыт второго полугодия 2000 г., в условиях укрепления курса рубля быстрорастущий потребительский спрос поддерживает увеличение дешевеющего импорта товаров, который конкурирует с отечественным производством. Увеличение реальных доходов и потребления населения может быть устойчивым только в том случае, если оно обеспечивается ростом реального сектора экономики.

3. Структура роста в 2001 году с точки зрения среднесрочной перспективы остается не вполне благоприятной.

Важнейшим долгосрочным факторов экономического роста являются инвестиции в основной капитал. Вместе с тем, несмотря на начавшися инвестиционный рост, сохраняется несоответствие между изменением структуры производства и отраслевой структуры инвестиций. Практически отсутствует перелив финансовых ресурсов между секторами. Обеспечение положительной динамики инвестиций в основной капитал, и особенно в технологичные отрасли, во многом зависит от успешного проведения мер по улучшению инвестиционного климата.

3. Основные приоритеты социально-экономической политики, позитивные факторы и ограничения среднесрочного характера

3.1. Основные приоритеты


1. Основными приоритетами социально-экономической политики в ближайшие годы должны быть:

сохранение и повышение конкурентоспособности экономики Чувашской Республики на внутреннем и мировом рынках, обеспечение устойчивого экономического роста и последовательного повышения уровня жизни населения;

осуществление структурных реформ с целью повышения эффективности реального сектора экономики, сокращения доли дотируемых и убыточных производств, снижения нагрузки на республиканский бюджет Чувашской Республики;

создание условий для роста инвестиционной активности и свободного перетока финансовых ресурсов, технического обновления производства, реализации высокоэффективных инвестиционных проектов, ускоренного развития общественной инфраструктуры;

ускоренное развитие и поддержка информатизации общества, внедрения современных информационных и телекоммуникационных технологий;

усиление государственной поддержки развития малого и среднего предпринимательства, активизация мер по устранению административных барьеров при осуществлении предпринимательской деятельности.

2. При этом должны выполняться также требования:

сокращения социального неравенства и бедности населения и территорий;

поддержки, вовлечения и эффективного использования инновационного, интеллектуального и культурного потенциала Чувашской Республики, создания современной системы подготовки и переподготовки кадров, прежде всего в областях, связанных с развитием информатизации и наукоемких технологий;

государственной поддержки экспортоориентированных производств, расширения внешнеэкономической деятельности организаций Чувашской Республики, взаимовыгодного сотрудничества с развитыми государствами, странами СНГ.

Этим основным требованиям должны подчиняться решения, принимаемые в области бюджетной, тарифной, структурной, инвестиционной, имущественной, инновационной, социальной, внешнеэкономической политики и других направлениях.

3.2. Основные факторы развития позитивной динамики


1. Главный фактор экономического развития в среднесрочной перспективе - рост инвестиционной активности организаций и предпринимательских структур Чувашской Республики.

Улучшение финансового состояния предприятий создает ресурсную основу для роста инвестиций в производство. Оздоровление банковской системы, последовательное создание условий для развития рынка ценных бумаг позволяют рассчитывать на увеличение объемов кредитования банками предприятий промышленности и, соответственно, на получение дополнительных ресурсов для инвестирования реального сектора. Накопления, инвестируемые в реконструкцию предприятий, освоение новой продукции, снижение издержек создают предпосылки для завоевания более прочных позиций на рынках.

2. Реформы в сфере регулирования труда и занятости населения позволят улучшить ситуацию на рынке труда и повысить реальный уровень социальной защищенности работников.

Перераспределение социальных пособий и социальной помощи в пользу малообеспеченных слоев населения приведет к снижению уровня бедности и неравенства. Повысится спрос на продукцию отечественного производства, поскольку на нее ориентируются низкооплачиваемые слои населения.

3. Расширение реальных доходов в условиях экономической стабилизации и снижения инфляции в возрастающей мере будет направляться не на потребление, а на сбережение.

4. Дополнительный спрос населения и рост инвестиций будут способствовать росту всех отраслей экономики.

Приоритетное развитие получат конкурентоспособные производства за счет сохранения и расширения рынков сбыта продукции приборостроения, электротехнической промышленности, тракторного и сельскохозяйственного машиностроения, химической промышленности, энергетики и отраслей конечного потребления. Сравнительно более динамичное развитие получат отрасли с низкой капиталоемкостью и быстрой окупаемостью продукции.

В среднесрочной перспективе возможности экономической политики расширяются.

Помимо упомянутых факторов поддержания темпов экономического роста возрастающее влияние окажут:

совершенствование налогового законодательства Чувашской Республики и понижение налоговой нагрузки на экономику;

поддержка товаропроизводителей Чувашской Республики, реформирование агропромышленного комплекса и других важнейших секторов экономики;

ускоренное развитие социальной и инженерной инфраструктуры.

3.3. Основные ограничения


1. Разработка прогноза и экономической политики на среднесрочную перспективу должна учитывать ряд ограничений экономического и внеэкономического характера, прежде всего необходимость безусловного выполнения обязательств по обслуживанию государственного долга Чувашской Республики и реализации мероприятий Программы реформирования управления общественными финансами в Чувашской Республике.

2. Проблема значительного физического и морального износа основных производственных фондов также будет накладывать существенные ограничения на возможные темпы роста экономики.

Значительный спад инвестиционной активности, происходивший в течение 90-х годов, оказал негативное влияние на процесс обновления основных фондов, причем наиболее ощутимо затронул машиностроение, легкую и другие отрасли обрабатывающей промышленности, а также агропромышленный комплекс. При отсутствии достаточных возможностей для ввода новых фондов организациям приходилось сдерживать выбытие устаревшего, изношенного оборудования.

3. Развитие мировой общехозяйственной и товарной конъюнктуры окажет в целом позитивное влияние на динамику внешней торговли, хотя и в меньшей степени, чем в предыдущие годы. По прогнозу Правительства Российской Федерации ожидается постепенное и умеренное снижение цен на нефть при относительно стабильном уровне цен на другие сырьевые товары, материалы и продовольствие.

4. Важным исходным компонентом прогноза является развитие демографической ситуации.

По прогнозу за 2002 - 2004 годы среднегодовая численность населения Чувашской Республики уменьшится на 10,5 тыс. человек. Сокращение численности населения по-прежнему будет обусловлено превышением числа умерших над числом родившихся. Вместе с тем динамика изменения численности населения Чувашской Республики, согласно прогнозу, ожидается более благоприятной, чем в целом по России.

Прогнозируемые темпы экономического роста в 2002 - 2004 годах не приведут к адекватному увеличению численности занятых в экономике, поскольку вводимые рабочие места будут частично замещаться работниками, вынужденно занятыми в настоящее время неполное рабочее время. Сохранится превышение предложения рабочей силы над спросом.

4. Основные направления и параметры социально-экономической политики и макроэкономического прогноза

4.1. Бюджетная политика


В целях обеспечения сбалансированности консолидированного бюджета Чувашской Республики в среднесрочной перспективе необходимо повысить значение прогнозирования государственного бюджета, взаимоувязанного с развитием всех сфер экономики. Бюджетная политика должна быть построена на основе единой системы регулирования и оптимизации движения финансовых потоков в экономике.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»