Чувашская национальная система образования, получившая свое начало в 60-70-е годы XIX века, благодаря просветительской деятельности И.Я. Яковлева и его соратников органически вписалась в единое образовательное пространство России. Она сыграла неоценимую роль в просвещении чувашского народа и повлияла на все стороны его развития, включая отношение к социально-экономической жизни общества и повседневному быту.
От церковно-приходской школы и ликбезов система образования последовательно переходила в XX веке ко всеобщему начальному, а затем неполному среднему (семилетнему, восьмилетнему) и всеобщему среднему образованию. За эти годы в республике выросла сеть учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования, что повлияло на увеличение числа лиц, получивших профессиональное образование. В 1994 году на 1 тыс. населения 105 человек имели высшее образование.
Численность студентов в учреждениях высшего профессионального образования на 10 тыс. населения в 1999 году составила 305 человек (в Российской Федерации - 280).
С начала 90-х годов в Чувашской Республике качественно улучшилась подготовка специалистов с высшим образованием. Этому способствовало открытие факультетов гуманитарного направления в высших учебных заведениях, расширение специальностей данного профиля. В общеобразовательных учреждениях Чувашской Республики увеличилось количество учителей с высшим образованием - 87,9 процента (в Российской Федерации - 76,4%), в том числе среди учителей родного языка и литературы - 87,4 процента.
В последнее десятилетие возрос научно-педагогический потенциал республики. Создана Национальная академия наук и искусств Чувашской Республики. В высших учебных заведениях и научно-исследовательских учреждениях Чувашской Республики работают 135 докторов и 970 кандидатов наук. Организована подготовка кадров для высшей школы, успешно действуют при вузах республики аспирантуры и докторантуры, функционируют советы по защите кандидатских и докторских диссертаций.
Созданы условия для получения дошкольного, начального общего, основного общего образования на чувашском и русском языках, а в местах компактного проживания представителей иных национальностей - на их родном языке. В 507 детских дошкольных образовательных учреждениях воспитывается 42,7 тысячи детей, в 185 (35,3%) учреждениях образовательный процесс осуществляется на чувашском языке с охватом 6615 детей, в 10 - на русско-чувашском (1198 детей), в одном - на русско-чувашско-татарском (20 детей) и на чувашско-татарском (50 детей), в 8 - на татарском (207 детей).
100,3 тысячи детей (45,5%) обучаются в 483 школах на чувашском, татарском и мордовском языках, 117 тысяч (54,5%) в 196 общеобразовательных учреждениях - на русском языке. В соответствии с Законом Чувашской Республики "О языках в Чувашской Республике" в 182 школах 113 тысяч учащихся (51%) изучают чувашский язык как учебный предмет. В школах г. Чебоксары в последние годы открыты классы, работающие по чувашской национальной программе. В 1 - 5 классах чувашских, татарских национальных школ обучение ведется на родном языке, а в мордовских школах родной язык изучается как учебный предмет.
Почти половина чувашей проживает за пределами Чувашской Республики. В местах их компактного проживания функционирует более 300 чувашских школ. С 1992 года между Министерством образования Чувашской Республики и органами управления образованием субъектов Российской Федерации заключены двусторонние соглашения о сотрудничестве в развитии школ чувашской диаспоры.
Наряду с позитивными тенденциями в развитии системы образования республики имели место отход от прогрессивных традиций в воспитании и обучении молодежи, определенный отрыв деятельности образовательных учреждений от насущных задач и долговременных перспектив социально-экономического развития нации, принижение роли родного языка как средства интеллектуального и духовного развития личности ученика. К самым тяжелым последствиям в развитии чувашских национальных школ привело принятие постановления бюро обкома КПСС и Совета Министров Чувашской АССР от 26 июля 1960 г. "О переходе к обучению учащихся в V - VII классах на русском языке и мерах по улучшению изучения русского языка и литературы в чувашских школах", в результате чего осуществлен массовый перевод школ на русский язык обучения. В городах и ряде районных центров родной язык не преподавался, чувашские школы были преобразованы в русские. Не придавалось должного значения родному языку и в подготовке кадров для образовательных учреждений.
На пути к созданию новой школы и развития национально-региональных систем образования немало нерешенных проблем. Одна из них - совершенствование содержания образования национальной школы. Суть ее заключается в определении соотношения общего, частного и особенного, в объединении достижений мировой и национальной культур в процессе обучения и воспитания учащихся.
В результате принятых Законов Российской Федерации и Чувашской Республики "Об образовании" и Закона Чувашской Республики "О языках в Чувашской Республике" создана законодательно-правовая база для реформирования системы общего и профессионального образования. Действующее законодательство способствует устранению унитарного характера школьного образования, позволяет осуществлять принципы вариативности, защиты и развития национальных культур, обеспечивает единство федерального образовательного и культурного пространства. Содержание образования национальной школы наряду с требованиями федерального образовательного стандарта должно учитывать социо- и этнокультурные потребности развития народа.
Возрождение духовных и культурных традиций народов, использование их в процессе образования оказывают существенное влияние на формирование личности, позволяют глубже осознать общее и особенное в национальной культуре, выработать единую этнокультурную политику согласия.
Настоящая Концепция носит стратегический характер и определяет приоритетные направления развития национальных школ.
Национальная школа - это общеобразовательное учреждение, находящееся на территории Чувашской Республики в местах компактного проживания представителей разных национальностей, реализующее образовательные программы, основанные на принципе включения обучающихся в родную этнокультурную среду и содержащие соответствующий национально-региональный компонент.
Государственная политика Чувашской Республики в развитии национальных школ основывается на следующих принципах, которые обязательны для учета и исполнения органами государственной власти и местного самоуправления:
реализация прав граждан на получение дошкольного, основного общего образования на государственных языках Чувашской Республики, выбор иного языка обучения в пределах возможностей, предоставляемых системой образования;
сохранение и развитие родного языка, самобытной культуры и межкультурного взаимодействия разных этносов;
фундаментальность содержания образования, обеспечивающая высокую научность получаемых знаний и усвоение культурно-исторических достижений человечества;
открытость содержания образования, предполагающая использование новых достижений мировой науки и культуры;
учет этнопедагогических и этнопсихологических основ в формировании личности воспитанника национальной школы;
содействие развитию чувашских школ, расположенных за пределами республики;
информационное обеспечение и взаимодействие школы, семьи и общественности.
Основными целями государственной политики Чувашской Республики в развитии национальных образовательных учреждений являются создание оптимальных условий для образования граждан в соответствии с их способностями, интересами, интеграции их в национальную и мировую культуру, а также повышение интеллектуального потенциала народа и воспитание национальных кадров.
Приоритетными в развитии национальных школ являются следующие направления:
развитие родного языка как языка воспитания и обучения в системе дошкольного и общего образования, способствующего возрождению и развитию национальной культуры, становлению творческой личности через познание истории народа и его самобытности, привитие ей любви и уважения к родному народу, чувства гордости за его вклад в общечеловеческую культуру;
расширение сферы использования родного языка, развитие билингвизма, многоязычия;
создание благоприятных условий для функционирования государственных языков;
реализация образовательных программ, основанных на принципе включения обучающихся в родную этнокультурную среду и национальные традиции: