КАБИНЕТ МИНИСТРОВ ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 31 марта 2009 года N 106
О республиканской целевой программе "Государственное стимулирование развития внешнеэкономической деятельности в Чувашской Республике на 2010-2020 годы"
Признано утратившим силу постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 13 февраля 2014 г. N 44
{Наименование в редакции постановления Кабинета Министров Чувашской Республики от 25 ноября 2011 г. N 527}
{ИЗМЕНЕНИЯ И ДОПОЛНЕНИЯ:
постановление Кабинета Министров Чувашской Республики от 10 декабря 2010 г. N 429
постановление Кабинета Министров Чувашской Республики от 25 ноября 2011 г. N 527
постановление Кабинета Министров Чувашской Республики от 16 ноября 2012 г. N 496
постановление Кабинета Министров Чувашской Республики от 25 декабря 2013 г. N 538}
В целях обеспечения благоприятных условий развития внешнеэкономической деятельности на территории Чувашской Республики Кабинет Министров Чувашской Республики постановляет:
{Преамбула в редакции постановления Кабинета Министров Чувашской Республики от 25 ноября 2011 г. N 527}
1. Утвердить прилагаемую республиканскую целевую программу "Государственное стимулирование развития внешнеэкономической деятельности в Чувашской Республике на 2010-2020 годы" (далее - Программа).
{Пункт 1 в редакции постановления Кабинета Министров Чувашской Республики от 25 ноября 2011 г. N 527}
2. Утвердить государственным заказчиком Программы Министерство экономического развития, промышленности и торговли Чувашской Республики.
{Пункт 2 в редакции постановления Кабинета Министров Чувашской Республики от 10 декабря 2010 г. N 429}
3. Установить, что:
{Абзац 2 признан утратившим силу постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 25 декабря 2013 г. N 538}
объем финансирования мероприятий Программы подлежит ежегодному уточнению исходя из возможностей республиканского бюджета Чувашской Республики.
4. Органам исполнительной власти Чувашской Республики обеспечить своевременное выполнение мероприятий, предусмотренных Программой.
5. Рекомендовать территориальным органам федеральных органов исполнительной власти, органам местного самоуправления муниципальных районов и городских округов, организациям независимо от организационно-правовых форм и форм собственности принять участие в реализации мероприятий Программы.
6. Признать утратившими силу с 1 января 2010 г.:
постановление Кабинета Министров Чувашской Республики от 17 января 2005 г. N 8 "О республиканской целевой программе "Государственное стимулирование развития внешнеэкономической и инвестиционной деятельности в Чувашской Республике на 2005-2011 годы";
постановление Кабинета Министров Чувашской Республики от 2 октября 2007 г. N 254 "О внесении изменений в постановление Кабинета Министров Чувашской Республики от 17 января 2005 г. N 8";
постановление Кабинета Министров Чувашской Республики от 12 сентября 2008 г. N 267 "О внесении изменений в постановление Кабинета Министров Чувашской Республики от 17 января 2005 г. N 8";
постановление Кабинета Министров Чувашской Республики от 30 января 2009 г. N 24 "О внесении изменений в постановление Кабинета Министров Чувашской Республики от 17 января 2005 г. N 8".
{Пункт 7 признан утратившим силу постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 10 декабря 2010 г. N 429}
Председатель Кабинета Министров
Чувашской Республики С.Гапликов
РЕСПУБЛИКАНСКАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА "Государственное стимулирование развития внешнеэкономической деятельности в Чувашской Республике на 2010-2020 годы"
{Наименование в редакции постановления Кабинета Министров Чувашской Республики от 25 ноября 2011 г. N 527}
{Паспорт программы в редакции постановлений Кабинета Министров Чувашской Республики от 10 декабря 2010 г. N 429, от 25 ноября 2011 г. N 527, от 16 ноября 2012 г. N 496, от 25 декабря 2013 г. N 538}
Наименование Программы | - | республиканская целевая программа "Государственное стимулирование развития внешнеэкономической деятельности в Чувашской Республике на 2010-2020 годы" |
Основание для принятия решения о разработке Программы | - | Закон Чувашской Республи ки от 4 июня 2007 г. N 8 "О Стратегии социально-экономического развития Чувашской Республики до 2020 года"; |
Государственный заказчик Программы | - | Министерство экономического развития и торговли Чувашской Республики |
Основной разработчик Программы | - | Министерство экономического развития, промышленности и торговли Чувашской Республики |
Цели и задачи Программы | - | цели Программы: |
Важнейшие целевые индикаторы и показатели Программы | - | рост объема экспорта продукции за весь период реализации Программы в 2,2 раза по отношению к уровню 2009 года; |
Основные мероприятия Программы | - | совершенствование нормативно-правовой базы, направленной на содействие развитию внешнеэкономических связей Чувашской Республики; |
Сроки реализации Программы | - | 2010-2020 годы |
Объемы и источники финансирования Программы | - | предполагаемый общий объем финансирования Программы на 2010-2020 годы составляет 148913,9 тыс. рублей, в том числе за счет средств: |
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы и показатели социальной и бюджетной эффективности | - | реализация мероприятий Программы позволит обеспечить: |
Система организации контроля за выполнением Программы | - | контроль за ходом выполнения Программы осуществляет Министерство экономического развития, промышленности и торговли Чувашской Республики. Исполнители мероприятий Программы ежегодно к 15 февраля до 2021 года представляют информацию о ходе реализации мероприятий Программы в Министерство экономического развития и торговли Чувашской Республики. |
Программа разработана в соответствии со Стратегией социально-экономического развития Чувашской Республики до 2020 года и во исполнение постановления Кабинета Министров Чувашской Республики от 11 января 2009 г. N 1 "О Комплексном плане действий органов исполнительной власти Чувашской Республики по реализации Послания Президента Чувашской Республики Н. Федорова Государственному Совету Чувашской Республики 2009 года "Успехи Чувашии - в инициативе каждого!".
Регламентирующими документами для разработки Программы являются федеральные законы "О координации международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации", "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности".
{Абзац в редакции постановления Кабинета Министров Чувашской Республики от 25 ноября 2011 г. N 527}
На протяжении последних лет прослеживается устойчивое динамичное развитие экономики Чувашской Республики. Внешнеэкономическое сотрудничество, выступающее дополнительным фактором развития хозяйственного комплекса республики, также развивается поступательными темпами.
В 2008 году внешнеторговый оборот достиг рекордного для внешнеэкономической деятельности республики значения - 473,7 млн. долларов США и по сравнению с 2007 годом увеличился на 14,3 процента (по России - на 32,2 процента). Положительная динамика роста внешнеторгового оборота наблюдается с 2005 года и характеризуется опережающим ростом экспортных поставок над импортными, в результате чего сальдо внешнеторгового оборота в прошедшем году составило 143,7 млн. долларов США (табл. 1).
Показатели торгового баланса Чувашской Республики
-----------------------------T-------T-------T-------T-------¬
¦ Показатели ¦2005 г.¦2006 г.¦2007 г.¦2008 г.¦
+----------------------------+-------+-------+-------+-------+
¦ 1 ¦ 2 ¦ 3 ¦ 4 ¦ 5 ¦
L----------------------------+-------+-------+-------+--------
Внешнеторговый оборот, млн. 217,6 252,6 414,9 473,7
долларов США
Экспорт, млн. долларов США 133,2 164,5 247,0 308,7
Импорт, млн. долларов США 84,4 88,1 167,8 165,0
Сальдо, млн. долларов США 48,8 76,4 79,2 143,7
Коэффициент покрытия импорта 157,8 186,7 147,2 187,1
экспортом, %
Коэффициент 22,4 30,2 19,1 30,3
несбалансированности
товарооборота (доля чистого
сальдо в обороте), %
Стабильным спросом на мировом рынке пользуется продукция предприятий машиностроительного комплекса и химической промышленности. По итогам рэнкинга, составленного журналом "Эксперт Волга", в список 100 крупнейших экспортеров Поволжья вошли и организации Чувашии: ОАО "Четра - Промышленные машины" (36-е место), ООО "Четра - Комплектующие и запасные части" (44-е место), ОАО "Химпром" (56-е место), ОАО "Промтрактор" (90-е место).
В товарной структуре экспорта на машиностроительную продукцию приходилось 39,6 процента (по России - 4,9), продукцию химической промышленности, каучук - 16,3 процента (по России - 6,5), металлы и изделия из них - 4,6 процента (по России - 11,7), продовольственные товары - 2,1 процента (по России - 2,0).
Начиная с 2007 года в структуре экспортных поставок появилась не характерная для отраслевой специализации республики товарная позиция "минеральные продукты, топливно-энергетические товары", доля которой в объеме экспорта в 2008 году составила 35,5 процента. Это объясняется особенностью таможенной статистики, которая учитывает объемы экспорта организаций, зарегистрированных на территории республики, но фактически осуществляющих свою деятельность в другом регионе.
Состав основных импортных товарных позиций остается неизменным. В товарной структуре импорта преобладают машины, оборудование и транспортные средства - 58,6 процента (по России - 52,7), продукция химической промышленности - 21,5 процента (по России - 13,1), черные и цветные металлы, изделия из них - 7,2 процента (по России - 8,2), текстиль, текстильные изделия и обувь - 7,6 процента (по России - 4,3).
Организации республики поставляют свою продукцию более чем в 70 стран мира. В общем объеме внешнеторгового оборота около двух третей всех поставок в 2008 году приходилось на долю стран дальнего зарубежья. Взаимодействие с партнерами экономически развитых стран на платежеспособных рынках с развитой инфраструктурой бизнеса остается приоритетным для организаций-экспортеров. В региональной структуре внешней торговли особое место как крупнейший экономический партнер занимает Европейский Союз. На его долю в 2008 году приходилось 51,7 процента внешнеторгового оборота республики (в 2007 году - 36,8 процента), на страны ЕврАзЭС - 21,0 процента (в 2007 году - 19,7 процента), на страны АТЭС - 9,6 процента (в 2007 году - 13,5 процента). Основными торговыми странами-партнерами во внешнеторговом сотрудничестве являются Казахстан - 17,1 процента (в 2007 году - 14,5 процента), Нидерланды - 11,8 процента (в 2007 году - 4,1 процента), Германия - 9,4 процента (в 2007 году - 9,8 процента), Украина - 7,3 процента (в 2007 году - 11,1 процента), Китай - 5,2 процента (в 2007 году - 7,4 процента). Потенциально привлекательными представляются рынки стран СНГ, развивающихся стран Ближнего Востока, Северной Африки и Азии.
Активно развивается межрегиональное сотрудничество. Организации республики обмениваются потребительскими товарами и продукцией производственно-технического назначения почти со всеми республиками, областями и краями Российской Федерации. Наиболее результативно развиваются отношения с Центральным, Приволжским и Уральским федеральными округами, на долю которых приходится около 80 процентов общего объема товарооборота.
Несмотря на положительную динамику, ряд факторов продолжает оказывать негативное влияние на развитие внешнеэкономической деятельности. Это:
несовершенство нормативной правовой базы;
низкая активность организаций по повышению технического и технологического уровня производства, которая приводит к снижению конкурентоспособности продукции, уменьшению экспортного и инвестиционного потенциалов, объемов выпуска товарной продукции, ориентированной на социально значимые общественные интересы, удовлетворение запросов потенциальных потребителей. При этом предстоящее вступление России во Всемирную торговую организацию (далее - ВТО) предопределяет резкое усиление конкуренции на внутреннем рынке;
высокая степень износа производственных фондов и ограниченность инвестиционных ресурсов. В связи с разразившимся мировым финансовым кризисом ситуация приобретает наиболее острый характер. Недостаточно развита инфраструктура содействия развитию внешнеэкономической деятельности (инвестиционные, консультационные и другие услуги);
низкое качество предоставляемых услуг (в условиях рыночной экономики услуги являются одними из главных источников роста экспортного потенциала). Из общего количества сертифицированных на соответствие международному стандарту ISO 9000 организаций отраслей экономики в долевом отношении организации сферы услуг занимают только 4,8 процента (в структуре валового регионального продукта услуги занимают более 40 процентов). С учетом стратегического направления развития "сервисной" составляющей экономики республика нуждается в организациях, оказывающих услуги и имеющих сертификаты соответствия международному уровню;
дефицит квалифицированных кадров.
{Абзацы пятнадцатый - тридцать второй признаны утратившим силу постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 25 ноября 2011 г. N 527}
В связи с тем, что в Чувашской Республике отсутствует порядок осуществления работ по промышленному менеджменту территорий, Программой предлагаются мероприятия, предусматривающие проведение оценки потенциальных участков для размещения объектов производственной инфраструктуры и бизнес-планирование территорий опережающего развития.
Важным фактором дальнейшего развития инвестиционной деятельности является привлечение в республику внебюджетных инвестиций. Одним из источников внебюджетных средств являются иностранные инвестиции. Период интенсивного спроса на иностранные инвестиционные ресурсы пришелся на 2007 год (табл. 3).