Недействующий

КАБИНЕТ МИНИСТРОВ ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 15 апреля 2010 года N 101

О Республиканской целевой программе улучшения условий, охраны труда и здоровья работающих в Чувашской Республике на 2011-2013 годы

____________________________________________________________________
Утратил силу на основании Постановления Кабинета Министров ЧР от 23.04.2014 N 136, вступившего в силу со дня его официального опубликования и распространяющегося на правоотношения, возникшие с 1 января 2014 года (опубликовано на Портале органов власти Чувашской Республики в сети Интернет http://www.cap.ru - 24.04.2014).
____________________________________________________________________

{ИЗМЕНЕНИЯ И ДОПОЛНЕНИЯ:
постановление Кабинета Министров Чувашской Республики от 13 июля 2011 г. N 279
постановление Кабинета Министров Чувашской Республики от 25 января 2012 г. N 13;
постановление Кабинета Министров Чувашской Республики от 28 февраля 2013 г. N 71}

В целях реализации государственной политики в области охраны труда, улучшения условий труда, сохранения жизни и здоровья работающих как важнейшей производительной силы общества, определяющей благосостояние народа и социально-экономическое развитие Чувашской Республики, Кабинет Министров Чувашской Республики постановляет:

1. Утвердить прилагаемую Республиканскую целевую программу улучшения условий, охраны труда и здоровья работающих в Чувашской Республике на 2011-2013 годы (далее – Программа).

2. Утвердить государственным заказчиком Программы Министерство здравоохранения и социального развития Чувашской Республики.

3. Установить, что при формировании проектов республиканского бюджета Чувашской Республики на соответствующие годы Программа включается в перечень республиканских целевых программ, подлежащих финансированию за счет средств республиканского бюджета Чувашской Республики, объемы финансирования мероприятий Программы подлежат ежегодному уточнению исходя из возможностей республиканского бюджета Чувашской Республики.

4. Рекомендовать органам местного самоуправления муниципальных районов и городских округов, организациям независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности принять активное участие в реализации и финансировании мероприятий Программы, разработать и утвердить программы улучшения условий, охраны труда и здоровья работающих.

5. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на Министерство здравоохранения и социального развития Чувашской Республики.

Председатель Кабинета Министров

Чувашской Республики Н.Суслонова

УТВЕРЖДЕНА
постановлением Кабинета Министров
Чувашской Республики
от 15.04.2010 N 101

РЕСПУБЛИКАНСКАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА улучшения условий, охраны труда и здоровья работающих в Чувашской Республике на 2011-2013 годы

паспорт ПРОГРАММЫ

{Паспорт Программы в редакции постановлений Кабинета Министров Чувашской Республики от 13 июля 2011 г. N 279, от 25 января 2012 г. N 13}

Наименование Программы

-

Республиканская целевая программа улучшения условий, охраны труда и здоровья работающих в Чувашской Республике на 2011-2013 годы

Основание для принятия решения о разработке Программы

-

Трудовой кодекс Российской Федерации ;
Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан , Федеральный закон "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" , Федеральный закон "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" ;
Закон Чувашской Республики "О Стратегии социально-экономического развития Чувашской Республики до 2020 года" ;
Указ Президента Чувашской Республики от 18 июня 2004 г. N 65 "О Концепции охраны здоровья населения Чувашской Республики на 2004-2010 годы"

Государственный заказчик

-

Министерство здравоохранения и социального развития Чувашской Республики

Основной разработчик Программы

-

Министерство здравоохранения и социального развития Чувашской Республики

Цели и задачи Программы

-

цели Программы:
 снижение профессиональной заболеваемости и производственного травматизма;

 сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, улучшение условий и охраны труда;

 переход к системе управления профессиональными рисками на всех уровнях охраны труда.
 Задачи Программы:
 снижение рисков несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

 повышение качества рабочих мест и условий труда;

 развитие системы обучения по охране труда;

 сохранение и укрепление физического, психического здоровья работающих, обеспечение их профессиональной активности и долголетия;

 развитие аттестации рабочих мест по условиям труда;

 внедрение работодателями современных систем управления охраной труда;

 создание комплексной автоматизированной системы мониторинга условий и охраны труда;

 информационное обеспечение здорового образа жизни и охраны труда работающего населения

Важнейшие целевые индикаторы и показатели Программы

-

снижение производственного травматизма и первичной профессиональной заболеваемости;

 увеличение количества рабочих мест, соответствующих санитарно-гигиеническим нормам и требованиям;

 увеличение количества организаций, охваченных аттестацией рабочих мест;

 увеличение числа обученных по охране труда в обучающих организациях в расчете на 100 работающих;

 снижение индекса профессионального риска;

 снижение индекса профессиональной заболеваемости;

 снижение индекса установления первичной инвалидности и утраты профессиональной трудоспособности вследствие несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

 увеличение затрат на мероприятия по охране труда в расчете на одного работника;

 обеспечение эффективности деятельности Министерства здравоохранения и социального развития Чувашской Республики в сфере государственных закупок

Срок реализации  Программы

-

2011-2013 годы

Объемы и источники финансирования Программы

-

предполагаемый общий объем финансирования за 2011-2013 годы составит 516280,0 тыс. рублей (в ценах 2010 года), в том числе:
 в 2011 году - 161421,6 тыс. рублей;

 в 2012 году - 170977,1 тыс. рублей;

 в 2013 году - 183881,3 тыс. рублей;

 из них средства:
 республиканского бюджета Чувашской Республики - 18933,5 тыс. рублей, в том числе:
 в 2011 году - 6207,7 тыс. рублей;

 в 2012 году - 6518,1 тыс. рублей;

 в 2013 году - 6207,7 тыс. рублей;

 местных бюджетов - 495,0 тыс. рублей, в том числе:
 в 2011 году - 165,0 тыс. рублей;

 в 2012 году - 165,0 тыс. рублей;

 в 2013 году - 165,0 тыс. рублей;

 внебюджетных источников - 496851,5 тыс. рублей, в том числе:
 в 2011 году - 155048,9 тыс. рублей;

 в 2012 году - 164294,0 тыс. рублей;

 в 2013 году - 177508,6 тыс. рублей.
 Объемы финансирования подлежат ежегодному уточнению с учетом возможностей республиканского бюджета Чувашской Республики

Ожидаемые конечные результаты реализации Программы и показатели ее социальной и бюджетной эффективности

-

снижение производственного травматизма не менее чем на 12 процентов;

 снижение первичной профессиональной заболеваемости на 10 процентов;

 увеличение количества рабочих мест, отвечающих санитарно-гигиеническим нормативам, на 10 процентов;

 увеличение количества организаций, охваченных аттестацией рабочих мест по условиям труда, в
 2,4 раза;

 увеличение числа обученных по охране труда на
 24 процента;

 снижение индекса профессионального риска на
 15 процентов;

 снижение индекса профессиональной заболеваемости на 5 процентов;

 снижение индекса установления первичной инвалидности и утраты профессиональной трудоспособности вследствие несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 10 процентов;

 увеличение затрат на мероприятия по охране труда на 1 работающего на 30 процентов;

 достижение комплексной оценки эффективности деятельности Министерства здравоохранения и социального развития Чувашской Республики в сфере государственных закупок уровня умеренно эффективной.
   Экономическая эффективность:
 снижение материальных затрат, связанных с производственным травматизмом, общей и профессиональной заболеваемостью;
приведение рабочих мест в производственной сфере в соответствие с санитарно-гигиеническими нормами и требованиями безопасности труда;
сокращение потерь рабочего времени;
снижение затрат на компенсации за тяжелую работу с вредными условиями труда;
предотвращение материального ущерба от аварий, производственного травматизма и профессиональной заболеваемости;
сокращение штрафов за нарушение требований законодательства об охране труда.
   Социальная эффективность:
 сокращение численности работников, занятых в неблагоприятных условиях труда;
обеспечение социальной, медицинской и профессиональной реабилитации лиц, пострадавших от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
снижение уровня забол еваемости, производственного травматизма, инвалидизации работающих;
повышение социальной защиты работников от профессиональных рисков и их удовлетворенности условиями труда;
повышение трудоспособности и производительности труда;
увеличение затрат на мероприятия по улучшению условий и охраны труда

Система организации контроля за исполнением Программы

-

контроль за ходом реализации Программы осуществляет Министерство здравоохранения и социального развития Чувашской Республики.
 Исполнители мероприятий Программы ежегодно к 15 февраля до 2014 года представляют информацию о ходе реализации мероприятий Программы в Министерство здравоохранения и социального развития Чувашской Республики.
 Министерство здравоохранения и социального развития Чувашской Республики ежегодно к 1 марта до 2014 года представляет в Министерство экономического развития, промышленности и торговли Чувашской Республики и Министерство финансов Чувашской Республики доклад о ходе реализации Программы и эффективности использования финансовых средств.
 По окончании срока реализации Программы Министерство здравоохранения и социального развития Чувашской Республики до 20 февраля 2014 г. представляет в Министерство экономического развития, промышленности и торговли Чувашской Республики и Министерство финансов Чувашской Республики на согласование доклад о реализации Программы и эффективности использования финансовых средств за весь период ее реализации.
 После согласования с Министерством экономического развития, промышленности и торговли Чувашской Республики и Министерством финансов Чувашской Республики Министерство здравоохранения и социального развития Чувашской Республики до 1 марта 2014 г. представляет в Кабинет Министров Чувашской Республики доклад о реализации Программы и эффективности использования финансовых средств за весь период ее реализации.

I. Характеристика проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами


Республиканская целевая программа улучшения условий, охраны труда и здоровья работающих в Чувашской Республике на 2011-2013 годы (далее – Программа) разработана в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации, Федеральным законом "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации, федеральными законами "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний", "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", Законом Чувашской Республики "О Стратегии социально-экономического развития Чувашской Республики до 2020 года", во исполнение Указа Президента Чувашской Республики от 18 июня 2004 г. N 65 "О Концепции охраны здоровья населения Чувашской Республики на 2004-2010 годы".

{Абзац первый в редакции постановления Кабинета Министров Чувашской Республики от 25 января 2012 г. N 13}

В 2009 году социально-экономическое положение Чувашской Республики, как и в целом Российской Федерации, характеризовалось снижением объемов промышленного производства, напряженностью на рынке труда, ростом задолженности по выплате заработной платы. Ведущими факторами, сдерживающими развитие экономики в современных условиях, являются высокая смертность, травматизм, заболеваемость и неблагоприятные условия труда работающих.

Анализ состояния здоровья работающих за последние годы свидетельствует о его существенном улучшении. Однако показатели заболеваемости и инвалидности среди лиц, занятых в производстве, в России значительно выше по сравнению с развитыми странами. В Российской Федерации ежедневно на производстве гибнет 11 человек, практически каждый пятый работник трудится в условиях, не отвечающих санитарно-гигиеническим требованиям, 40 процентов профессиональных заболеваний прямо или косвенно связаны с неудовлетворительными условиями труда. Ежегодно растет доля работников, занятых в условиях, не отвечающих санитарно-гигиеническим требованиям, в середине 2009 года она составляла 26,8 процента (в 2008 году - 26,2 процента, в 2007 году – 24,9 процента). В России продолжительность жизни у женщин на 10, а у мужчин на 16 лет меньше, чем в странах Западной Европы.

Неблагоприятные условия труда являются причиной высокого уровня производственного травматизма и профессиональных заболеваний. Ежегодно травму на производстве получает около 60 тыс. человек, регистрируется более 7,5 тыс. случаев профессиональных заболеваний и отравлений, более 50 тыс. человек становятся инвалидами вследствие трудового увечья и профессионального заболевания. В Чувашской Республике в 2009 году 28,6 процента умерших составляли граждане трудоспособного возраста (в России - 29,4 процента).

Пенсионный фонд Российской Федерации на выплату досрочных трудовых пенсий гражданам в связи с их занятостью на работах с вредными условиями труда расходует более 10,4 млрд. рублей в год, а на выплату трудовых пенсий по инвалидности в связи с трудовым увечьем или профессиональным заболеванием - более 6,6 млрд. рублей в год. Общий объем различных компенсаций за работу с вредными и (или) опасными условиями труда, по оценочным расчетам, может составлять до 137 млрд. рублей в год.

Для решения проблемы дефицита трудового потенциала в условиях экономического кризиса в стране требуются эффективные системы управления охраной труда и профессиональными рисками, которые составляют основу безопасности жизнедеятельности и благополучия человека. Поиск новых подходов к управлению охраной труда и ее реформированию на федеральном, региональном уровнях, а также в организациях обусловлен происходящими в экономике и социальной сфере изменениями и предусматривает обеспечение системного подхода ко всему спектру решаемых в этой области задач.

В Чувашской Республике наблюдается также напряженная ситуация со здоровьем трудоспособного населения. В структуре причин заболеваемости взрослого населения республики в 2009 году на первом месте болезни органов дыхания (24,0 процента), на втором - болезни мочеполовой системы (13,7 процента), на третьем – травмы, отравления и некоторые другие последствия воздействия внешних причин (11,9 процента). В структуре распространенности ведущее место занимают болезни системы кровообращения (18,6 процента), на второй позиции – патология органов дыхания (13,0 процента), на третьей – болезни мочеполовой системы (10,4 процента).

В 2009 году впервые зарегистрировано 8360 больных артериальной гипертонией, что составило 8,1 в расчете на 1000 человек взрослого населения, цереброваскулярными болезнями - 9009 больных (8,7), ишемической болезнью сердца – 5404 больных (5,2).

Распространенность ишемической болезни сердца среди взрослого населения республики за 2008-2009 годы снизилась на 4,2 процента, составив 63,1 в расчете на 1000 человек взрослого населения. Показатели заболеваемости стенокардией и острым инфарктом миокарда остались на прежнем уровне.

Основными причинами смерти жителей республики по-прежнему остаются болезни системы кровообращения (48,7 процента всех умерших); травмы, отравления и некоторые другие последствия воздействия внешних причин (15,9 процента) и новообразования (11,7 процента).

В 2009 году число дней заболеваемости с временной утратой трудоспособности (далее - ЗВУТ) в целом по республике уменьшилось на 7,3 процента и составило 715,8 в расчете на 100 работающих. В структуре ЗВУТ по-прежнему первое место занимают болезни органов дыхания, травмы и отравления у мужчин в возрасте 50–54 года. Средняя продолжительность одного случая заболевания у мужчин составляет 13,9 дня, у женщин – 11,1 дня.

Показатель первичного выхода на инвалидность взрослого населения в 2009 году по сравнению с 2008 годом возрос на 1,1 процента и составил 63,5 в расчете на 10 тыс. человек взрослого населения. В возрастном составе лиц, впервые признанных инвалидами, преобладают лица старше трудоспособного возраста - 53,7 процента; доля лиц трудоспособного возраста в 2009 году составила 46,3 процента.

Первичный выход на инвалидность населения трудоспособного возраста увеличился в прошедшем году на 10,8 процента и составил в расчете на 10 тыс. населения трудоспособного возраста 39,1. В Чувашской Республике, как и в целом по Российской Федерации, основными заболеваниями, приводящими к инвалидности, как и в предыдущие годы являются болезни системы кровообращения (42,2 процента), злокачественные новообразования (17,0 процента), последствия травм и отравлений (7,4 процента), психические расстройства и расстройства поведения (6,8 процента), болезни костно-мышечной системы и соединительной ткани (5,2 процента).

В группе инвалидов превалирует III группа инвалидности (52,8 процента), тяжелая степень ограничения жизнедеятельности (I и II группы) составляет 47,2 процента.

В то же время в республике сохраняется положительная тенденция снижения травматизма на производстве. За последние десять лет число пострадавших на производстве сократилось с 1043 до 284 человек, а погибших - с 61 до 20 человек. Число пострадавших в расчете на 1000 работающих за это время уменьшилось более чем в 2 раза и составило в прошедшем году 1,5 человека (в 1999 году – 3,1 человека). Потери рабочего времени вследствие временной нетрудоспособности из-за травм на производстве в 2009 году составили в целом 12,6 тыс. человеко-дней и сократились по сравнению с 2008 годом на 39,6 процента. В результате несчастных случаев на производстве каждый пострадавший в среднем за год отсутствовал 44,4 рабочего дня (в 2008 году - 51,2).

Значительное снижение производственного травматизма со смертельным исходом в 2009 году достигнуто в производстве и распределении электроэнергии, газа и воды (в 4 раза), обрабатывающих производствах (в 3 раза), оптовой и розничной торговле (в 2 раза), строительстве (в 1,4 раза). Анализ производственного травматизма показал, что среди 20 погибших 5 человек находились в состоянии алкогольного опьянения (в 2008 году - 8 из 35). Однако, несмотря на снижение, по-прежнему высоким остается уровень производственного травматизма в обрабатывающих производствах и строительстве.

В Чувашской Республике неуклонно растет количество работников, занятых в условиях труда, не отвечающих санитарно-гигиеническим нормам. В обследованных Территориальным органом Федеральной службы государственной статистики по Чувашской Республике видах экономической деятельности 37,7 тыс. человек (37,7 процента списочной численности) были заняты на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, из них 12,6 тыс. женщин (28,6 процента списочной численности).

В 2009 году на рабочих местах, не отвечающих гигиеническим нормативам условий труда, было занято 24,4 тыс. человек, или 24,4 процента работников обследованных организаций (в 2008 году - 23,4), в том числе в обрабатывающих производствах – 17,5 тыс. человек, на транспорте – 3,0 тыс. человек, в производстве и распределении электроэнергии, газа и воды – 2,3 тыс. человек, в строительстве – 1,5 тыс. человек. Доля женщин на рабочих местах такого рода составила 30,2 процента (7,4 тыс. человек).

По данным Территориального управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Чувашской Республике, на многих предприятиях отсутствуют комплексные планы улучшения условий, охраны труда и санитарно-оздоровительных мероприятий, но и там, где они имеются, выполняются не в полном объеме; ассигнования на выполнение этих мероприятий выделяются в ограниченных объемах; отмечается низкий уровень санитарной культуры, производственной дисциплины, не проводится комплекс санитарно-профилактических мероприятий; отсутствует система оценки воздействия на работающих нагрузок и вредных факторов.

Неудовлетворительное состояние условий труда также определяется заметным сокращением объемов капитального и профилактического ремонта промышленных зданий, сооружений, машин и оборудования, недостаточным финансированием приобретения новой техники, технологии, ослаблением ответственности работодателей и руководителей производств за состояние условий и охраны туда. Размещение вновь создаваемых производств на арендуемых площадях также не способствует улучшению условий труда, так как работодатель не стремится вкладывать свои средства в арендуемую собственность.

В большинстве организаций приостановлены работы по реконструкции и техническому вооружению, низкими темпами осуществляется внедрение новых технологий, не проводятся механизация и автоматизация производственных процессов, в том числе тяжелых физических работ, особенно в строительстве и сельском хозяйстве.

В организациях сельского хозяйства не решаются вопросы улучшения условий труда и бытового обслуживания сельских тружеников. Изношенность средств производства, отсутствие финансирования комплексных планов улучшения условий труда и санитарно-оздоровительных мероприятий усугубляют и без того критическую ситуацию на большинстве сельскохозяйственных предприятий. Как правило, не работает или отсутствует вентиляция в зимний период, не отапливаются производственные помещения, крайне недостаточна освещенность рабочих мест, имеющиеся бытовые, производственные помещения используются не по назначению, отсутствует горячая вода. Существующее положение усугубляется отсутствием нормальных условий отдыха. По санитарно-техническому состоянию до 66 процентов предприятий отрасли отнесены к третьей группе объектов (крайне неудовлетворительное состояние), а к первой группе (удовлетворительное состояние) - всего 6,8 процента.

Наибольшее число организаций с неудовлетворительным санитарно-техническим состоянием отмечается в таких отраслях экономики, как обработка древесины и производство изделий из дерева, производство прочих неметаллических минеральных изделий, строительство и строительная индустрия, металлургическое производство, сельское хозяйство.

В организациях строительной отрасли, где в отделочных подразделениях в основном работают женщины, строительной индустрии высоким остается процент ручного труда, уровень механизации трудоемких процессов составляет всего 40-60 процентов.

Неудовлетворительные условия труда становятся причиной профессиональных заболеваний. В 2009 году выявлено 46 первичных профессиональных заболеваний, в том числе 2 острых (в 2008 году - 50). Показатель первичной профессиональной заболеваемости в 2009 году в расчете на 10 тыс. работающих составил 1,15 (в 2008 году - 1,16, в 2007 году – 1,20, в 2004 году – 1,70).

По состоянию на 1 января 2010 г. на диспансерном учете состояли 2388 профессиональных больных (в 2008 году - 2402). Средний возраст профессиональных больных составляет 58 лет, причем у мужчин – 59, у женщин – 57 лет. В структуре общей профзаболеваемости первое место занимает хронический бронхит (19,0 процента), по первичной заболеваемости – пневмокониоз, силикоз (21,6 процента); второе место по общей заболеваемости – вибрационная болезнь (16,5 процента), по первичной – хронический бронхит (16,2 процента); третье место по общей заболеваемости – деформирующие артрозы (11,3 процента), по первичной – деформирующие артрозы (13,5 процента), вибрационная болезнь (13,5 процента), вегетосенсорная полиневропатия (13,5 процента).

В 2009 году в целом по республике периодическим медицинским осмотрам подлежало 66620 работников, занятых на работах с вредными и опасными производственными факторами, из них женщин 25750, осмотрено 58809 работников, в том числе 25306 женщин. Охват работников медосмотром по Чувашской Республике составляет 96,3 процента, женщин - 93,0 процента.

В ходе проведения периодических профмедосмотров у 279 работников выявлены начальные признаки профзаболевания, из них у 31 работника профзаболевания установлены впервые. У 6711 осмотренных впервые выявлены общие заболевания. По результатам периодических осмотров по республике трудоустройству подлежало 574 человека (537 трудоустроено). Нуждалось в санаторно-курортном лечении 2035 работающих, в амбулаторном лечении - 4500 человек (пролечено 4308), в стационарном лечении – 359 человек (356 пролечено).

Основными причинами несвоевременного или позднего выявления больных с профессиональными заболеваниями являются незаинтересованность работодателей в выявлении профессиональных заболеваний; низкая квалификация врачей по профпатологии муниципальных лечебно-профилактических учреждений, проводящих медицинские осмотры работающих; скрытие работниками ранних признаков профзаболеваний; отсутствие экономических механизмов стимулирования работодателей к профилактике профессиональной заболеваемости работников.

В результате травм на производстве и профессиональных заболеваний впервые признаны инвалидами 45 человек (в 2008 году - 52 человека), из них вследствие профессиональных заболеваний – 8 человек (в 2008 году – 7), вследствие травм на производстве – 37 человек (в 2008 году – 45). 32 человекам установлена утрата трудоспособности без установления инвалидности.

Одним из показателей, по которому оценивается ситуация в области безопасности труда в целом в республике, является индекс профессионального риска. В 2009 году в сравнении с предыдущим годом данный показатель снизился на 5 процентов и составил 0,0077 (в 2008 году - 0,0081). За последние пять лет он снизился в 3,2 раза.

По данным Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Чувашской Республике, на мероприятия по охране труда в 2009 году израсходовано 658,6 млн. рублей, или 79,4 процента к уровню 2008 года. В среднем на охрану труда одного работника было потрачено 3372,6 рубля (в 2008 году - 3838,0 рубля). Ниже среднереспубликанского уровня затраты производились в следующих видах экономической деятельности: рыболовство и рыбоводство (231,0 рубля на одного работника); операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг (447,4 рубля); гостиницы и рестораны (890,4 рубля); оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования (986,9 рубля); сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство (1433,3 рубля на одного работника). На мероприятия по охране труда субъектами малого предпринимательства затрачено 27,1 млн. рублей, или 1050,3 рубля в среднем на каждого работника.

Одним из механизмов улучшения условий и охраны труда является аттестация рабочих мест по условиям труда, которая позволяет комплексно оценить условия труда на каждом рабочем месте с учетом совокупности всех факторов производственной среды и наметить конкретные мероприятия по их улучшению.

В 2009 году 146 организаций провели аттестацию рабочих мест по условиям труда. Аттестацией охвачено 15563 рабочих места, на которых трудятся 19019 работников. По итогам аттестации на 7857 рабочих местах (50,5 процента) условия труда признаны оптимальными и допустимыми, на 7706 (49,5 процента) - не соответствовали государственным нормативным требованиям охраны труда, на 877 (5,6 процента) - не отвечали требованиям по травмобезопасности. Согласно разработанным по результатам аттестации мерам приведены в соответствие с нормативными требованиями условий труда 1164 рабочих места. Органами по сертификации работ по охране труда выдано 79 сертификатов безопасности.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»