Недействующий

О Республиканской комплексной программе государственной поддержки строительства жилья в Чувашской Республике на 2006 - 2015 годы

I. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами


Несмотря на достигнутые в жилищной сфере положительные результаты, пока не удалось обеспечить должного улучшения ситуации по повышению доступности жилья для населения.

Не могут быть признаны удовлетворительными и темпы обеспечения жильем граждан, принятых органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. По данным администраций муниципальных районов и городских округов, по состоянию на 1 января 2008 г. в очереди состоят 58,8 тыс. семей, из них вставших в очередь до 1 января 2004 г. - 50,3 тыс. семей. Среднее время ожидания предоставления жилых помещений социального использования составляет 15-20 лет. Более 7 тыс. молодых семей состоит на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

В соответствии с федеральным законодательством Российская Федерация имеет государственные обязательства по обеспечению жильем перед отдельными категориями граждан, это - ветераны, инвалиды, военнослужащие, уволенные с военной службы в запас или в отставку, вынужденные переселенцы, участники ликвидации последствий радиационных аварий и катастроф, пострадавшие в результате этих аварий и катастроф и приравненные к ним лица, граждане,

выехавшие из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей (4,2 тыс.). Средства, выделяемые из федерального бюджета для этих целей, крайне недостаточны.

Результаты обследования показывают, что жилищная проблема стоит не только перед гражданами, состоящими в органах местного самоуправления на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Половина семей в республике в той или иной степени не удовлетворена имеющимися жилищными условиями. При этом каждая четвертая семья имеет жилье, находящееся в ветхом или аварийном состоянии. Общая потребность населения Чувашии в жилье составляет около 12 млн. кв. метров общей площади.

В целях повышения доступности жилья для граждан с различным уровнем доходов необходимо обеспечить условия для развития системы ипотечного жилищного кредитования и других механизмов расширения платежеспособного спроса, системы рефинансирования ипотечных жилищных кредитов, а также оказать государственную поддержку отдельным категориям граждан в приобретении жилья. Однако даже ограниченный платежеспособный спрос населения на жилье превышает предложение на рынке, что приводит к постоянному росту цен в отрасли.

Вопросы ценообразования и сметного нормирования в строительстве являются одними из ключевых в отрасли. Решение государственной задачи повышения доступности жилья напрямую связано с реализацией мероприятий по сокращению издержек и непроизводственных затрат застройщиков, подрядных организаций и предприятий стройиндустрии. Основными негативными факторами, способствующими росту стоимости строительства, являются:

повышение цен на строительные материалы, изделия и конструкции, зачастую опережающее рост цен в других отраслях и на потребительском рынке;

монопольные явления на рынке строительных материалов;

низкое качество проектно-сметной документации;

несовершенство нормативной правовой базы ценообразования в строительстве.

В этих условиях необходимо осуществление мониторинга цен на строительные ресурсы и услуги в строительстве с публикацией экономически обоснованных показателей, дальнейшее совершенствование сметно-нормативной базы ценообразования в строительстве с целью исключения из сметной стоимости необоснованных затрат, подготовка на государственном уровне норм и расценок на содержание, обслуживание и текущий ремонт жилищного фонда и объектов коммунальной инфраструктуры. Ежеквартальный выпуск экономически обоснованных показателей стоимости строительства 1 кв. метра общей площади жилья по Чувашской Республике, несмотря на рекомендательный статус, окажет влияние на ценовую политику застройщиков и общественное мнение.

В этой ситуации основным источником финансирования жилищного строительства пока остаются средства долевиков; слабо развито кредитование организаций застройщиков на цели жилищного строительства. Вливание банковских ресурсов и иных внебюджетных рыночных источников в развитие жилищной сферы существенно повысит эффективность этого сектора экономики.

Существенным препятствием для развития жилищного строительства продолжает оставаться ограниченность возможностей обеспечения земельных участков необходимой коммунальной инфраструктурой. В районах республики 3,6 тыс. индивидуальных жилых домов, готовых к заселению, не электрифицированы.

Основными проблемами в сфере жилищного строительства наряду со слабо развитой конкуренцией среди застройщиков и бюрократической системой предоставления земельных участков являются отсутствие земельных участков, обустроенных коммунальной инфраструктурой, механизмов привлечения частных инвестиций и кредитных ресурсов в строительство и модернизацию коммунальной инфраструктуры, а также непрозрачные и обременительные для застройщика условия присоединения к системам коммунальной инфраструктуры. Решение данных проблем необходимо для обеспечения существенного увеличения темпов жилищного строительства, удовлетворения платежеспособного спроса населения на жилье, стабилизации цен на рынке жилья.

В настоящее время завершается период так называемой "точечной" застройки с использованием уже существующих коммунальных сетей, а возможности использования действующих мощностей для наращивания объемов жилищного строительства ограничены. Для увеличения объемов жилищного строительства необходимо опережающее развитие коммунальной инфраструктуры.

В подавляющем большинстве городов отсутствуют надежные механизмы финансирования и реализации проектов по обеспечению земельных участков коммунальной инфраструктурой. Банковский сектор не имеет необходимых инструментов, позволяющих с приемлемым уровнем риска кредитовать проекты развития коммунальной инфраструктуры, что приводит к увеличению сроков и удорожанию стоимости строительства жилья.

Наличие системных проблем в вопросах обеспечения земельных участков коммунальной инфраструктурой в целях жилищного строительства обусловливает необходимость применения программно-целевого подхода, что позволит не только существенно увеличить объем жилищного строительства, но и создать необходимые условия для формирования устойчивых механизмов решения данной проблемы в будущем без привлечения средств федерального бюджета.

Необходимо подготовить и реализовать инвестиционные проекты по обеспечению земельных участков под жилищное строительство коммунальной инфраструктурой, активно проводить государственную политику по демонополизации и развитию конкуренции на рынке жилищного строительства, а также обеспечивать комплексное развитие систем коммунальной инфраструктуры, создавать эффективные организационные и финансовые механизмы обеспечения земельных участков под жилую застройку коммунальной инфраструктурой, снижать административные барьеры в жилищном строительстве и расширять доступ застройщиков к кредитным ресурсам, реализовать меры в области градостроительного контроля, осуществлять комплексную застройку территорий городских округов и сельских поселений, активно проводить реконструкцию и обновление существующих кварталов застройки.

Вследствие технологической отсталости объектов коммунальной инфраструктуры качество предоставления коммунальных услуг не соответствует растущим запросам населения в условиях рыночной экономики. Износ объектов коммунальной инфраструктуры составляет сегодня в среднем 56 процентов (по состоянию на 1 января 2008 г.). Для создания безопасных и комфортных условий проживания граждан необходимо обеспечить масштабную реализацию проектов модернизации объектов коммунальной инфраструктуры.