ЗАКОН
РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)
от 19 ноября 1996 года N З N 143-I
О ЗЕМЛЕУСТРОЙСТВЕ И ЗЕМЛЕУСТРОИТЕЛЬНОЙ СЛУЖБЕ
УТРАТИЛ СИЛУ - Закон РС(Я) от 11.06.2003 27-З N 55-III
(в ред. Законов РС(Я)
от 12.03.1997 З N 163-I;
от 03.02.2000 З N 151-II)
Принят
постановлением
Палаты Представителей
Государственного Собрания (Ил Тумэн)
Республики Саха (Якутия)
от 19.11.96 З N 144-I
Настоящий Закон определяет правовые основы организации в Республике Саха (Якутия) землеустройства и государственной землеустроительной службы, роль и статус государственной землеустроительной службы в системе органов государственного управления, устанавливает общий порядок организации землеустроительных работ, государственного контроля за рациональным использованием и охраной земель на территории Республики Саха (Якутия).
1. Землеустройство - система государственных мероприятий по регулированию земельных отношений, рациональному использованию и охране земель, созданию благоприятной экологической среды и улучшению природных ландшафтов.
2. Государственный земельный кадастр - система необходимых и достоверных сведений о государственной регистрации, учете и оценке земельных участков, иных необходимых сведений о природном, хозяйственном и правовом положении земель Республики Саха (Якутия).
3. Мониторинг земель - система наблюдений за состоянием земельных ресурсов для своевременного выявления изменений, их оценки, предупреждения и устранения последствий негативных процессов и является составной частью мониторинга окружающей среды.
4. Земельные отношения - общественные отношения между органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими и физическими лицами по управлению земельными ресурсами, владению, пользованию и распоряжению землей.
5. Государственная землеустроительная служба - система государственных органов и их производственных подразделений, осуществляющих земельную политику государства по регулированию земельных отношений путем проведения землеустройства, государственного земельного кадастра, мониторинга земель и государственного контроля за использованием и охраной земель.
6. Земельные споры - это споры по поводу земельных отношений между должностными, юридическими и физическими лицами.
Основными задачами землеустройства и государственной землеустроительной службы являются:
а) формирование землевладений и землепользований, решение вопросов предоставления и изъятия земель для различных нужд, обеспечение целевого назначения земель, разработка мероприятий по освоению и улучшению земельных угодий, изысканию и вовлечению в сельскохозяйственный оборот новых земель, подготовка материалов по земельным спорам и обязательное участие в работе комиссий всех уровней при их разрешении;
б) специальная регистрация земельных участков, обеспечение полного и рационального использования и охраны земель, защита прав землевладельцев, землепользователей и арендаторов, создание объективной основы для установления земельного налога, арендной платы, сбор всесторонней информации о землях всех категорий, учет земель по единой для Российской Федерации методике;
(п. "б" в ред. Закона РС(Я) от 03.02.2000 З N 151-II)
в) своевременное выявление и прогнозирование количественных и качественных изменений земельных ресурсов, составление научно-обоснованных рекомендаций по устранению негативных процессов;
г) сохранение почв, предотвращение деградации и нарушения земель, других неблагоприятных последствий хозяйственной деятельности;
д) подготовка законодательной базы в области землеустройства и земельных отношений.
(введена Законом РС(Я) от 03.02.2000 З N 151-II)
В соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" государственная регистрация прав на земельные участки обеспечивается учреждением юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним на основании данных Единого государственного реестра земель.
1. Землеустройство проводится по решению исполнительных органов государственной власти, местного самоуправления или по ходатайству землевладельцев, землепользователей на землях всех категорий, независимо от их целевого назначения.
2. При землеустройстве проводятся следующие виды работ:
а) разработка прогнозов, республиканских и региональных программ, схем использования и охраны земельных ресурсов, обеспечение целевого назначения;
б) межевание земель с установлением (восстановлением) на местности границ административно-территориальных единиц, границ земельных участков землевладельцев, землепользователей по единой методике и их техническое оформление;
в) составление проектов образования новых и упорядочение существующих землевладений и землепользований с устранением неудобств в расположении земель, инструментальный отвод земельных участков в натуре, подготовка документов, удостоверяющих право владения и пользования землей;
г) разработка проектов внутрихозяйственного землеустройства сельскохозяйственных угодий, оленьих и конских пастбищ, по освоению и улучшению сельскохозяйственных угодий и других проектов, связанных с использованием и охраной земель, поддержанием устойчивых природных ландшафтов;
д) разработка рабочих проектов по рекультивации нарушенных земель, защите почв от эрозии и других негативных процессов в использовании земель;
е) обоснование размещения территорий с особыми природоохранными, рекреационными и заповедными режимами и установление их границ;
ж) проведение топографо-геодезических, почвенных, агрохимических, геоботанических, экономических, мелиоративных и других обследовательских и изыскательских работ;
з) проведение инвентаризации всех земель и систематическое выявление неиспользуемых, нерационально используемых и используемых не по целевому назначению земель;
и) авторский надзор за осуществлением проектов землеустройства.
1. Государственный земельный кадастр ведется по единой для Российской Федерации методике и является основой государственных отраслевых кадастров природных ресурсов.
2. При проведении земельного кадастра составляется совокупность сведений о правовом режиме, целевом назначении, количестве, качественном состоянии и оценке земель, что отражается в специальной документации.
(п. 2 в ред. Закона РС(Я) от 03.02.2000 З N 151-II)
3. Ведение земельного кадастра обеспечивается проведением топографо-геодезических, картографических, почвенных, агрохимических, геоботанических и других обследований и изысканий.
4. Данные земельного кадастра подлежат обязательному применению при планировании использования и охраны земель, изъятии и предоставлении земельных участков, при определении размеров платежей за землю, проведении землеустройства, оценке хозяйственной деятельности и осуществлении других мероприятий, связанных с использованием и охраной земель.
1. При ведении мониторинга земель осуществляется систематическое наблюдение (съемочные, изыскательские работы) за состоянием земель, выявляются процессы, связанные с изменением состояния плодородия почв, приводящие к опустыниванию, развитию водной и ветровой эрозии, потере гумуса, ухудшению структур почв, заболачиванию, засолению, зарастанию кустарником и вредными растениями, загрязнению почв отходами производства, химическими и радиоактивными веществами, заражению их карантинными веществами и болезнями.
2. Полученные результаты накапливаются в фондах и банках данных автоматизированной информационной системы в органе государственной землеустроительной службы республики и используются для выработки рекомендаций и решений по предупреждению и устранению негативных процессов.
1. Проекты по землеустройству разрабатываются государственными проектными организациями, топографо-геодезические и картографические работы проводятся специализированными предприятиями; почвенные, геоботанические, агрохимические и другие виды изысканий для целей землеустройства, земельного кадастра и мониторинга земель проводятся государственными землеустроительными, научно-исследовательскими и проектными организациями, имеющими лицензию на проведение этих работ.
2. Землеустроительные работы осуществляются за счет средств бюджетов Российской Федерации, Республики Саха (Якутия), а также на договорной основе за счет средств исполнительных органов государственной власти улусов, наслегов, физических и юридических лиц.
3. Проведение топографо-геодезических, картографических, агрохимических, геоботанических, почвенных и землеустроительных работ в местах проживания малочисленных народов Севера осуществляется за счет средств бюджета.
1. Государственный контроль за соблюдением земельного законодательства, использованием и охраной земель (государственный земельный контроль) - это деятельность государственной землеустроительной службы республики, направленная на обеспечение соблюдения всеми должностными, физическими и юридическими лицами требований земельного законодательства в целях полного и рационального использования земель и их охраны.
2. Должностные лица и специалисты государственной землеустроительной службы республики, на которые возложено осуществление государственного контроля за соблюдением земельного законодательства, за использованием и охраной земель, являются государственными инспекторами по использованию и охране земель соответствующих территорий.
3. В целях привлечения общественности к осуществлению государственного земельного контроля могут вводиться должности внештатных общественных инспекторов из числа лиц, знающих земельное законодательство, и выразивших желание стать внештатными общественными инспекторами.
4. Порядок осуществления государственного контроля за соблюдением земельного законодательства, использованием и охраной земель определяется Правительством республики.
5. При осуществлении государственного контроля за использованием и охраной земель также проводятся следующие виды работ:
а) организация выполнения научно-исследовательских работ по проблемам государственного контроля за использованием и охраной земель;
б) юридическая консультация по земельно-правовым вопросам.
Охрана земель включает систему правовых, организационных, экономических, технологических и других мероприятий, направленных на охрану и рациональное использование земель, сохранение почв, предотвращение их деградации и недопущение необоснованного изъятия наиболее ценных земель из сельскохозяйственного и лесохозяйственного оборота, а также на восстановление и повышение плодородия почв.
1. Целями и задачами охраны земель являются:
а) сохранение почв, предотвращение деградации и нарушения земель, других неблагоприятных последствий хозяйственной деятельности путем экономического стимулирования землевладельцев, землепользователей и арендаторов, применения экологически безопасных технологий производства и проведения агротехнических, лесомелиоративных, и иных почвозащитных мероприятий;
б) обеспечение улучшения и восстановления земель, подвергшихся деградации или нарушению;
в) внедрение в практику оптимальных экологических нормативов использования земель;
г) рациональная организация территорий.
1. Землевладельцы, землепользователи и арендаторы обязаны проводить мероприятия, направленные на:
а) сохранение почв, предотвращение их деградации, восстановление и повышение их плодородия, а также других полезных свойств земли;
б) защиту земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, загрязнения отходами производства, химическими и радиоактивными веществами и других процессов, ведущих к деградации почв;
в) защиту от заражения сельскохозяйственных угодий и других земель бактериально-паразитическими и карантинными вредителями и болезнями растений, от зарастания сорняками, кустарником и мелколесьем, иных видов ухудшения состояния земель;
г) рекультивацию нарушенных земель, восстановление плодородия и других полезных свойств земли, своевременное вовлечение ее в хозяйственный оборот;
д) снятие, использование и сохранение плодородного слоя почв при проведении работ, связанных с нарушением земель.
2. Порядок охраны земель, занятых оленьими пастбищами, определяется законами и иными нормативными правовыми актами Республики Саха (Якутия).
1. Экономическое стимулирование охраны земель направлено на повышение заинтересованности землевладельцев, землепользователей и арендаторов в сохранении и воспроизводстве плодородия почв, а также защиту земель от негативных последствий производственной деятельности и включает:
а) освобождение от платы за земельные участки, находящиеся в стадии сельскохозяйственного освоения на период, предусмотренный проектом производства работ;
б) компенсацию убытков, вызванных снижением дохода в результате стихийного бедствия и других негативных природных явлений;
в) полную или частичную компенсацию землевладельцам, землепользователям и арендаторам произведенных ими затрат по охране земель, повышению плодородия почв, агротехническим, лесомелиоративным и почвозащитным мероприятиям. Компенсация этих убытков и затрат производится из республиканского и местных бюджетов в соответствии с республиканскими и местными программами.