ПРЕЗИДЕНТ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)
УКАЗ
от 07 мая 1996 года N 1376
О Программе реализации государственной экологической политики Республики Саха (Якутия) в области обогащения биоразнообразия флоры и фауны
ФАКТИЧЕСКИ УТРАТИЛ СИЛУ - ИСТЕЧЕНИЕ СРОКА ДЕЙСТВИЯ
Сознавая историческую важность сохранения и обогащения генофонда живой природы для настоящих и будущих поколений, перехода республики на модель устойчивого развития и в целях реализации Государственной экологической политики Республики Саха (Якутия) на переходный период постановляю:
1. Утвердить Программу реализации государственной экологической политики Республики Саха (Якутия) в области обогащения биоразнообразия флоры и фауны.
2. Министерству экономики Республики Саха (Якутия) включить Программу реализации государственной экологической политики в области обогащения биоразнообразия флоры и фауны в перечень приоритетных объектов финансирования до 2001 года согласно ежегодно утверждаемому объему финансирования и календарному плану работ.
3. Министерству охраны природы Республики Саха (Якутия) обеспечить организацию и координацию работ по исполнению Программы и целевое использование выделенных средств.
4. Главам администраций улусов и городов Республики Саха (Якутия) обеспечить необходимое организационное и материально-техническое содействие в своевременном выполнении мероприятий, предусмотренных Программой.
5. Контроль за исполнением данного Указа возложить на заместителя Председателя Правительства Республики Саха (Якутия) Борисова Е.А.
Президент
Республики Саха (Якутия)
И.НИКОЛАЕВ
ПРОГРАММА
Заказчик: Республика Саха (Якутия).
Ответственный исполнитель: Департамент биологических ресурсов Министерства охраны природы Республики Саха (Якутия).
Исполнитель: Институт проблем эволюции и экологии им. А.Н. Северцова РАН (г. Москва); научно-исследовательский институт сельского хозяйства Крайнего Севера СО РАСХН (г. Норильск); Институт прикладной экологии Севера АН Республики Саха (Якутия), Якутский институт биологии СО РАН; научно-производственное объединение "Якутское" СО РАСХН; Якутская сельскохозяйственная академия; улусные комитеты Министерства охраны природы Республики Саха (Якутия).
Совет Программы:
Почетный председатель Совета - Президент Республики Саха (Якутия) Николаев М.Е.
Сопредседатель Совета - министр охраны природы Республики Саха (Якутия), к.б.н. Алексеев В.Г.
Исполнительный директор Программы: к.б.н. М.М. Тяптиргянов, заместитель министра - директор Департамента биологических ресурсов Министерства природы Республики Саха (Якутия).
Члены Совета: Академик РАСХН Е.Е. Сыроечковский, Институт проблем эволюции и экологии им. А.Н. Северцова РАН; академик Республики Саха (Якутия) Д.Д. Саввинов, директор Института прикладной экологии Севера АН Республики Саха (Якутия); д.с.-х.н. Б.И. Иванов, заместитель директора Якутского института биологии СО РАН; академик Республики Саха (Якутия) И.А. Матвеев, директор научно-производственного объединения "Якутское"; к.и.н. И.С. Сивцев, ректор Якутской сельскохозяйственной академии.
Обоснование: Государственная программа претворяет в жизнь политику перехода на модель устойчивого развития Республики Саха (Якутия) на период до 2001 года в области охраны и рационального использования биологических ресурсов. Актуальность и приоритетность программы связана с серьезным ухудшением качественного и количественного состояния ресурсов окружающей живой природы и ее основных биоэкологических параметров функционирования на территории республики. Дальнейшее социально-экономическое развитие региона немыслимо без решительных и своевременных мер по устранению дисбаланса между антропогенной нагрузкой и емкостью экосистем.
Цель: Сохранение современного биоразнообразия в динамической стабильности и обогащение генофонда растительного и животного мира, как единственного источника биопродукции и целостности исторически сложившихся природных экосистем Севера, как национального достояния и благополучия нынешних и будущих поколений.
Пути достижения цели: Расселение ранее исчезнувших животных в местах их исторического обитания, расширение распространения узкоареальных видов, создание питомников хозяйственно-ценных и экзотических видов животных и растений.
Задачи:
I блок:
1. Создать устойчивые популяции овцебыка в Булунском и Аллайховском улусах для дальнейшего естественного расселения по всей тундровой зоне республики.
2. Создать устойчивую популяцию лесного бизона на территории Хангаласского улуса для дальнейшего его расселения в Центральной и Северо-Восточной Якутии.
3. Интродуцировать речного бобра в водоемы Олекминского улуса для создания племенного поголовья.
II блок:
1. Расширить ареал изюбря путем создания питомников в Национальном парке "Ленские столбы" и на территории проектируемого заказника "Келе" с последующим выпуском в природу.
2. На территории Национального парка "Ленские столбы" создать питомник кабарги для дальнейшей организации фермы по производству кабарожьей "струи" в медико-биологических и парфюмерных целях.
III блок:
1. Организовать пять питомников лекарственных и плодово - ягодных растений в Сунтарском, Горном, Хангаласском, Намском и Амгинском улусах.
Районы реакклиматизации животных.
Овцебык - территория Булунского и Аллаиховского улусов. Выбор места расселения обоснован на материалах специальных исследований ЦНИЛ Главохоты РФ в 1990 г. и ЯИБ СО РАН в 1989-1991 гг., которые показали достаточно высокую пространственную и кормовую емкость угодий, отвечающих требованиям вида, а также удобство для его дальнейшего саморасселения.
Лесной бизон - Хангаласский улус. Здесь на обширных участках имеются благоприятные условия для вида в течение всего года благодаря сравнительно небольшой мощности снежного покрова и наличия таежных луговых и ерниковых пастбищ. Расселение животных в центральной части Якутии с обширными лесными угодьями не должно привести к отрицательным последствиям, так как местные виды диких копытных (лось, косуля) сравнительно малочисленны и бизон не составит им серьезную пищевую конкуренцию, тем более домашним животным.
Речной бобр - Олекминский улус. Климатически наиболее благоприятный для реакклиматизации вида регион с наличием подходящих озер и проточных водных систем, по берегам которых имеются достаточные запасы основного корма. Выпуск первоначальной партии планируется в охранной зоне Олекминского заповедника, где будут организованы контроль и изучение процесса реакклиматизации вида.
Ожидаемые результаты:
- создание устойчивых популяций овцебыка в 2-3 районах первоначального выпуска даст реальную возможность через 15-20 лет активному саморасселению животных по всей тундровой зоне Якутии, а через 20-25 лет - приступить к промысловой эксплуатации их ресурсов. При достижении поголовья вида 50000 особей можно будет заготавливать до 2000 тонн деликатесного мяса и 50 тонн ценнейшей шерсти, через 5-10 лет после начала реакклиматизации вид станет прибыльным объектом туризма и паркового содержания;
- акклиматизация лесного бизона, занесенного в Международную Красную книгу (МСОП), будет очередным серьезным шагом в деле спасения вида на мировом уровне. В дальнейшем, в результате создания устойчивых популяций бизона в таежной зоне Якутии получим дополнительный источник ценного мяса и шерсти, а также объект для туризма и парков;
- бобр в Южной Якутии в ближайшие 5-10 лет создаст устойчивую популяцию, численность которой позволит последующее искусственное расселение вида и восстановление былого его значения как важного пушно-промыслового объекта;
- расширение ареала изюбря в Центральной и акклиматизация его в Северо-Восточной Якутии предоставит возможность сохранить зверя как одного из наиболее экзотических видов якутской фауны, а при достижении соответствующей численности - приобрести дополнительный источник ценнейшего диетического мяса; продукция созданных питомников и пантовых ферм явится источником сырья для промышленного производства лекарственных препаратов животного происхождения; вид станет прибыльным объектом спортивного туризма и паркового содержания;
- разведение кабарги в питомниках позволит получить племенное поголовье для создания кабарожьей фермы по производству "струи" животного в медико-биологических и парфюмерных целях;
- создание сети питомников лекарственных и плодово-ягодных растений, как массового источника продукции медико-биологического значения, явится практической основой организации производства биофармпромпродукции на местном сырье с богатым содержанием биологически активных веществ.
Ожидаемые результаты рассматриваются без возможных последствий природных катаклизмов и чрезвычайных ситуаций.
Экологические последствия:
Изменения в структуре и функционировании экосистем от интродукции овцебыка в тундровую, лесного бизона в таежную, речного бобра в водоемы Южной Якутии, расширение ареала изюбря в Центральной Якутии и в последующем в Северо-Восточной ее части окажутся значительными. В целом они будут позитивными и направленными в сторону повышения продуктивности, емкости и устойчивости экосистем:
1. Произойдет существенное ускорение процесса утилизации растительной органики в пастбищных (тундра-овцебык) и детритных (тайга-бизон, изюбрь) типах экосистем и околоводно-водных биоценозах (речной бобр).
2. Рост численности интродуцентов повысит уровень вторичной продуктивности.
3. Ускорится трансформация веществ и энергии во всех трофических уровнях, благодаря поступлению в почву органических удобрений (навоз, мочевина, микрофлора), увеличивающих урожайность зеленой массы растительности (улучшение кормовой базы всех травоядных животных) и т.д.
4. Увеличение первичной продуктивности повысит емкость угодий, при этом серьезного усиления конкурентных взаимоотношений не произойдет, благодаря некоторой экологической специфики интродуцентов:
- отличие в пищевой специализации от аборигенных видов и освоение ими относительно свободной кормовой ниши;
- использование иных кормовых высотных ярусов;
- отсутствие у овцебыка выраженной миграции исключает продолжительный контакт с дикими тундровыми оленями.
5. Существует вместе с тем опасность занесения с интродуцентами новых инфекционных, гельминтозных и других заболеваний, однако, тщательный ветеринарный отбор особей и карантинное содержание их перед выпуском на волю должны свести этот риск на нет.
6. Создание же питомников лекарственных и плодово-ягодных растений будет проводится на базе местных форм и оно направлено именно на охрану, восстановление и рациональное использование подорванных запасов ценных аборигенных видов в природе.
Сроки и этапы работ:
Программа рассчитана на период до 2001 года, хотя работа по реакклиматизации животных, равно как и создание прочной материально-технической базы заготовки сырья и промышленного производства биофармпрепаратов растительного и животного происхождения, по своей сути долговременная.
Реализация предусмотренных в программе мероприятий рассчитана на три этапа:
1 этап - 1996 г. Это наиболее организационно-технически сложный и финансовоемкий этап, так как связан с созданием материально-технической базы кордонов, питомников для животных и растений, приобретением и доставкой объектов интродукции, карантинное их содержание и т.д. Подробный план и этапы работ 1996 г. приводятся в приложении по каждому виду отдельно с учетом специфики их исполнения.
II этап - 1997-1998 гг. Требует меньше финансовых затрат, включает работу по наблюдению и улучшению условий содержания животных, по расширению сети питомников для растений, начинаются пробные выпуски животных из питомников на волю, при необходимости предпринимается завоз новой партии интродуцентов.
III этап - 1999-2001 гг. Включает мероприятия по созданию устойчивой популяции выпускаемых в природу животных, мониторинговые наблюдения и охрана от неблагоприятных и непредвиденных условий обитания; по лекарственным растениям ведется работа по созданию промышленного производства и реализации их продукции.
Финансирование:
Всего требуется на 1996 г. 10115,6 млн. рублей, в том числе в I квартале - 956,0 млн. рублей, во II - 4834,3, в III - 3474,7, в IV - 850,6.