Недействующий

ПРЕЗИДЕНТ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)

УКАЗ

от 07 мая 1996 года N 1376

О Программе реализации государственной экологической политики Республики Саха (Якутия) в области обогащения биоразнообразия флоры и фауны

ФАКТИЧЕСКИ УТРАТИЛ СИЛУ - ИСТЕЧЕНИЕ СРОКА ДЕЙСТВИЯ

Сознавая историческую важность сохранения и обогащения генофонда живой природы для настоящих и будущих поколений, перехода республики на модель устойчивого развития и в целях реализации Государственной экологической политики Республики Саха (Якутия) на переходный период постановляю:

1. Утвердить Программу реализации государственной экологической политики Республики Саха (Якутия) в области обогащения биоразнообразия флоры и фауны.

2. Министерству экономики Республики Саха (Якутия) включить Программу реализации государственной экологической политики в области обогащения биоразнообразия флоры и фауны в перечень приоритетных объектов финансирования до 2001 года согласно ежегодно утверждаемому объему финансирования и календарному плану работ.

3. Министерству охраны природы Республики Саха (Якутия) обеспечить организацию и координацию работ по исполнению Программы и целевое использование выделенных средств.

4. Главам администраций улусов и городов Республики Саха (Якутия) обеспечить необходимое организационное и материально-техническое содействие в своевременном выполнении мероприятий, предусмотренных Программой.

5. Контроль за исполнением данного Указа возложить на заместителя Председателя Правительства Республики Саха (Якутия) Борисова Е.А.

Президент

Республики Саха (Якутия)

И.НИКОЛАЕВ

Утверждена
Указом Президента
Республики Саха (Якутия)
от 07.05.96 г. N 1376


ПРОГРАММА

РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ) НА ПЕРЕХОДНЫЙ ПЕРИОД В ОБЛАСТИ ОБОГАЩЕНИЯ БИОРАЗНООБРАЗИЯ ФЛОРЫ И ФАУНЫ


Заказчик: Республика Саха (Якутия).

Ответственный исполнитель: Департамент биологических ресурсов Министерства охраны природы Республики Саха (Якутия).

Исполнитель: Институт проблем эволюции и экологии им. А.Н. Северцова РАН (г. Москва); научно-исследовательский институт сельского хозяйства Крайнего Севера СО РАСХН (г. Норильск); Институт прикладной экологии Севера АН Республики Саха (Якутия), Якутский институт биологии СО РАН; научно-производственное объединение "Якутское" СО РАСХН; Якутская сельскохозяйственная академия; улусные комитеты Министерства охраны природы Республики Саха (Якутия).

Совет Программы:

Почетный председатель Совета - Президент Республики Саха (Якутия) Николаев М.Е.

Сопредседатель Совета - министр охраны природы Республики Саха (Якутия), к.б.н. Алексеев В.Г.

Исполнительный директор Программы: к.б.н. М.М. Тяптиргянов, заместитель министра - директор Департамента биологических ресурсов Министерства природы Республики Саха (Якутия).

Члены Совета: Академик РАСХН Е.Е. Сыроечковский, Институт проблем эволюции и экологии им. А.Н. Северцова РАН; академик Республики Саха (Якутия) Д.Д. Саввинов, директор Института прикладной экологии Севера АН Республики Саха (Якутия); д.с.-х.н. Б.И. Иванов, заместитель директора Якутского института биологии СО РАН; академик Республики Саха (Якутия) И.А. Матвеев, директор научно-производственного объединения "Якутское"; к.и.н. И.С. Сивцев, ректор Якутской сельскохозяйственной академии.

Обоснование: Государственная программа претворяет в жизнь политику перехода на модель устойчивого развития Республики Саха (Якутия) на период до 2001 года в области охраны и рационального использования биологических ресурсов. Актуальность и приоритетность программы связана с серьезным ухудшением качественного и количественного состояния ресурсов окружающей живой природы и ее основных биоэкологических параметров функционирования на территории республики. Дальнейшее социально-экономическое развитие региона немыслимо без решительных и своевременных мер по устранению дисбаланса между антропогенной нагрузкой и емкостью экосистем.

Цель: Сохранение современного биоразнообразия в динамической стабильности и обогащение генофонда растительного и животного мира, как единственного источника биопродукции и целостности исторически сложившихся природных экосистем Севера, как национального достояния и благополучия нынешних и будущих поколений.

Пути достижения цели: Расселение ранее исчезнувших животных в местах их исторического обитания, расширение распространения узкоареальных видов, создание питомников хозяйственно-ценных и экзотических видов животных и растений.

Задачи:

I блок:

1. Создать устойчивые популяции овцебыка в Булунском и Аллайховском улусах для дальнейшего естественного расселения по всей тундровой зоне республики.

2. Создать устойчивую популяцию лесного бизона на территории Хангаласского улуса для дальнейшего его расселения в Центральной и Северо-Восточной Якутии.

3. Интродуцировать речного бобра в водоемы Олекминского улуса для создания племенного поголовья.

II блок:

1. Расширить ареал изюбря путем создания питомников в Национальном парке "Ленские столбы" и на территории проектируемого заказника "Келе" с последующим выпуском в природу.

2. На территории Национального парка "Ленские столбы" создать питомник кабарги для дальнейшей организации фермы по производству кабарожьей "струи" в медико-биологических и парфюмерных целях.

III блок:

1. Организовать пять питомников лекарственных и плодово - ягодных растений в Сунтарском, Горном, Хангаласском, Намском и Амгинском улусах.

Районы реакклиматизации животных.

Овцебык - территория Булунского и Аллаиховского улусов. Выбор места расселения обоснован на материалах специальных исследований ЦНИЛ Главохоты РФ в 1990 г. и ЯИБ СО РАН в 1989-1991 гг., которые показали достаточно высокую пространственную и кормовую емкость угодий, отвечающих требованиям вида, а также удобство для его дальнейшего саморасселения.

Лесной бизон - Хангаласский улус. Здесь на обширных участках имеются благоприятные условия для вида в течение всего года благодаря сравнительно небольшой мощности снежного покрова и наличия таежных луговых и ерниковых пастбищ. Расселение животных в центральной части Якутии с обширными лесными угодьями не должно привести к отрицательным последствиям, так как местные виды диких копытных (лось, косуля) сравнительно малочисленны и бизон не составит им серьезную пищевую конкуренцию, тем более домашним животным.

Речной бобр - Олекминский улус. Климатически наиболее благоприятный для реакклиматизации вида регион с наличием подходящих озер и проточных водных систем, по берегам которых имеются достаточные запасы основного корма. Выпуск первоначальной партии планируется в охранной зоне Олекминского заповедника, где будут организованы контроль и изучение процесса реакклиматизации вида.

Ожидаемые результаты:

- создание устойчивых популяций овцебыка в 2-3 районах первоначального выпуска даст реальную возможность через 15-20 лет активному саморасселению животных по всей тундровой зоне Якутии, а через 20-25 лет - приступить к промысловой эксплуатации их ресурсов. При достижении поголовья вида 50000 особей можно будет заготавливать до 2000 тонн деликатесного мяса и 50 тонн ценнейшей шерсти, через 5-10 лет после начала реакклиматизации вид станет прибыльным объектом туризма и паркового содержания;

- акклиматизация лесного бизона, занесенного в Международную Красную книгу (МСОП), будет очередным серьезным шагом в деле спасения вида на мировом уровне. В дальнейшем, в результате создания устойчивых популяций бизона в таежной зоне Якутии получим дополнительный источник ценного мяса и шерсти, а также объект для туризма и парков;

- бобр в Южной Якутии в ближайшие 5-10 лет создаст устойчивую популяцию, численность которой позволит последующее искусственное расселение вида и восстановление былого его значения как важного пушно-промыслового объекта;

- расширение ареала изюбря в Центральной и акклиматизация его в Северо-Восточной Якутии предоставит возможность сохранить зверя как одного из наиболее экзотических видов якутской фауны, а при достижении соответствующей численности - приобрести дополнительный источник ценнейшего диетического мяса; продукция созданных питомников и пантовых ферм явится источником сырья для промышленного производства лекарственных препаратов животного происхождения; вид станет прибыльным объектом спортивного туризма и паркового содержания;

- разведение кабарги в питомниках позволит получить племенное поголовье для создания кабарожьей фермы по производству "струи" животного в медико-биологических и парфюмерных целях;

- создание сети питомников лекарственных и плодово-ягодных растений, как массового источника продукции медико-биологического значения, явится практической основой организации производства биофармпромпродукции на местном сырье с богатым содержанием биологически активных веществ.

Ожидаемые результаты рассматриваются без возможных последствий природных катаклизмов и чрезвычайных ситуаций.

Экологические последствия:

Изменения в структуре и функционировании экосистем от интродукции овцебыка в тундровую, лесного бизона в таежную, речного бобра в водоемы Южной Якутии, расширение ареала изюбря в Центральной Якутии и в последующем в Северо-Восточной ее части окажутся значительными. В целом они будут позитивными и направленными в сторону повышения продуктивности, емкости и устойчивости экосистем:

1. Произойдет существенное ускорение процесса утилизации растительной органики в пастбищных (тундра-овцебык) и детритных (тайга-бизон, изюбрь) типах экосистем и околоводно-водных биоценозах (речной бобр).

2. Рост численности интродуцентов повысит уровень вторичной продуктивности.

3. Ускорится трансформация веществ и энергии во всех трофических уровнях, благодаря поступлению в почву органических удобрений (навоз, мочевина, микрофлора), увеличивающих урожайность зеленой массы растительности (улучшение кормовой базы всех травоядных животных) и т.д.

4. Увеличение первичной продуктивности повысит емкость угодий, при этом серьезного усиления конкурентных взаимоотношений не произойдет, благодаря некоторой экологической специфики интродуцентов:

- отличие в пищевой специализации от аборигенных видов и освоение ими относительно свободной кормовой ниши;

- использование иных кормовых высотных ярусов;

- отсутствие у овцебыка выраженной миграции исключает продолжительный контакт с дикими тундровыми оленями.

5. Существует вместе с тем опасность занесения с интродуцентами новых инфекционных, гельминтозных и других заболеваний, однако, тщательный ветеринарный отбор особей и карантинное содержание их перед выпуском на волю должны свести этот риск на нет.

6. Создание же питомников лекарственных и плодово-ягодных растений будет проводится на базе местных форм и оно направлено именно на охрану, восстановление и рациональное использование подорванных запасов ценных аборигенных видов в природе.

Сроки и этапы работ:

Программа рассчитана на период до 2001 года, хотя работа по реакклиматизации животных, равно как и создание прочной материально-технической базы заготовки сырья и промышленного производства биофармпрепаратов растительного и животного происхождения, по своей сути долговременная.

Реализация предусмотренных в программе мероприятий рассчитана на три этапа:

1 этап - 1996 г. Это наиболее организационно-технически сложный и финансовоемкий этап, так как связан с созданием материально-технической базы кордонов, питомников для животных и растений, приобретением и доставкой объектов интродукции, карантинное их содержание и т.д. Подробный план и этапы работ 1996 г. приводятся в приложении по каждому виду отдельно с учетом специфики их исполнения.

II этап - 1997-1998 гг. Требует меньше финансовых затрат, включает работу по наблюдению и улучшению условий содержания животных, по расширению сети питомников для растений, начинаются пробные выпуски животных из питомников на волю, при необходимости предпринимается завоз новой партии интродуцентов.

III этап - 1999-2001 гг. Включает мероприятия по созданию устойчивой популяции выпускаемых в природу животных, мониторинговые наблюдения и охрана от неблагоприятных и непредвиденных условий обитания; по лекарственным растениям ведется работа по созданию промышленного производства и реализации их продукции.

Финансирование:

Всего требуется на 1996 г. 10115,6 млн. рублей, в том числе в I квартале - 956,0 млн. рублей, во II - 4834,3, в III - 3474,7, в IV - 850,6.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»