SWOT-анализ текущего состояния противопожарной службы и службы спасения Республики Саха (Якутия)
Преимущества (сильные стороны) | Недостатки (слабые стороны) |
Противопожарная служба планомерная работа по обеспечению пожарной безопасности в населенных пунктах и социально значимых объектах на территории Республики Саха (Якутия); наличие постоянно сложившегося коллектива с большим опытом работы; совершенствование технического оснащения - создание газодымозащитной службы, комплексное обмундирование личного состава противопожарной службы и др. Служба спасения опыт работы; классность спасателей; квалифицированный персонал; высокая доля участия на территории Республики Саха (Якутия) в области спасения людей и защиты территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; приведение в готовность N 1; высокий потенциал к реагированию на чрезвычайные ситуации; высокий уровень взаимодействия и взаимозаменяемости между подразделениями управления поисково-спасательных работ | Противопожарная служба низкое материально-техническое обеспечение объектов противопожарной службы; высокий износ и аварийное состояние объектов противопожарной службы; недостаточность бюджетных и иных средств разных уровней, выделяемых на обеспечение пожарной безопасности; острый недостаток специалистов высшего и среднего звена противопожарной службы по специальности "пожарная безопасность". Служба спасения износ основных средств; несоответствие нормам обеспечения; большая территория, в связи с чем затруднено реагирование в отдаленных местностях при чрезвычайных ситуациях; отсутствие в необходимом количестве структурных подразделений спасателей в улусах; отсутствует склад для хранения имущества; недостаток финансирования для укрепления материальной базы |
Возможности | Угрозы |
Противопожарная служба обеспечение устойчивой тенденции улучшения обстановки с пожарами в Республике Саха (Якутия); развитие материально-технической базы и ее оснащение новыми средствами спасения и пожаротушения, обнаружения пожаров и оповещения населения. Служба спасения увеличение количества спасенных; уменьшение времени реагирования; строительство новых зданий; реконструкция существующих объектов; развитие материально-технической базы; постоянно растущий спрос на услуги аварийного прикрытия в связи с экономическим развитием Республики Саха (Якутия), включая участие республики в федеральных планах (ВСТО и др.); высокая способность персонала к повышению квалификации, что позволяет быстро внедрять новые технологические решения в производственный цикл | Противопожарная служба ухудшение показателей обстановки с пожарами в Республике Саха (Якутия); физический износ и моральная устарелость объектов противопожарной службы, боевых автотранспортных средств с учетом нормативов. Служба спасения Дальнейший износ основных средств приведет к увеличению и несвоевременному реагированию на чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера, угрозы их возникновения, оказанию помощи пострадавшим и спасению человеческих жизней; увеличение физической незащищенности населения от угроз химической, биологической и радиационной опасности при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера и террористических актах; невозможность реагирования на чрезвычайные ситуации в связи с длительными сроками доставки сил и средств |
Исходя из перечисленного проблемы пожарной безопасности, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций необходимо решить программными методами на региональном и муниципальном уровнях.
Жизнеобеспечение труднодоступных и отдаленных населенных пунктов республики - одна из приоритетных задач Правительства Республики Саха (Якутия). Устойчивое и эффективное функционирование районов Крайнего Севера - одна из основных задач национальной безопасности России, которая является необходимым условием роста экономики и освоения уникальных природных ресурсов северных территорий, создания на Севере целостной системы хозяйствования, улучшения условий и уровня жизни населения.
Республика Саха (Якутия) - самый крупный по площади (3 103,2 тыс. кв. км, включая Новосибирские острова) субъект Российской Федерации или 1/5 территории России. Около 40% территории республики занимает группа северных и арктических улусов (свыше 1,1 млн. кв. км).
С 1998 года завоз грузов в арктическую и северную части Республики Саха (Якутия) по Северному морскому пути практически прекращен ввиду снижения объемов и изменения схемы централизованного завоза. В настоящее время поставка грузов для труднодоступных и отдаленных населенных пунктов республики осуществляется железнодорожным транспортом до пункта накопления, в г. Усть-Кут Иркутской области, и далее судами речного флота по магистрали реки Лены, затем по боковым и малым рекам, включая доставку судами смешанного плавания "река - море".
Специфика "северного завоза" обусловлена экстремальными природно-климатическими условиями, обширностью территории, низкой транспортной обеспеченностью, трудной доступностью и отсутствием круглогодичного сообщения отдельных населенных пунктов Республики Саха (Якутия).
Под "северным завозом" следует понимать комплекс ежегодных государственных мероприятий по обеспечению территорий Крайнего Севера Российской Федерации основными жизненно важными товарами в преддверии зимнего сезона.
"Северный завоз" как феномен обусловлен тремя причинами:
отсутствием в районах Крайнего Севера собственной производственной базы большинства промышленных и многих сельскохозяйственных товаров;
удаленностью основных промышленных районов на многие тысячи километров, что затрудняет и делает очень дорогой для частных юридических и физических лиц самостоятельную доставку товаров даже в летние месяцы;
полным отсутствием инфраструктуры, кроме воздушного транспорта в большинстве районов Крайнего Севера.
Основными проблемами обеспечения населения и учреждений социальной сферы жизненно необходимой продукцией (товарами) являются высокие авиатарифы на местных авиалиниях, отсутствие рынка товаров из-за ограниченного круга потребителей (узкий сегмент рынка), длительный срок оборачиваемости материальных и финансовых ресурсов по республике от 220 до 250 дней, по отдельным труднодоступным арктическим территориям от 1,5 года до 2-х лет, а также необходимость концентрации в первой половине года значительного объема финансовых средств для закупки продукции (товаров).
В связи с длительным циклом оборота товарных ресурсов происходит омертвление оборотного капитала хозяйствующих субъектов, осуществляющих поставки продукции (товаров) в арктические и северные улусы, что приводит к отсутствию заинтересованности в их завозе. Данный фактор обуславливает необходимость применения мер государственного регулирования завоза продукции (товаров).
Особенностью "северного" завоза является поставка в ограниченные сроки навигации годового объема потребности населения и социальной сферы в нефтепродуктах и социально значимых продовольственных товарах, в том числе объемов для поддержания уровня переходящих страховых запасов.