В связи с отсутствием собственной нефтепереработки практически весь объем светлых нефтепродуктов для нужд Республики Саха (Якутия) завозится централизованно из-за ее пределов.
Организация производства собственных нефтепродуктов затруднена в связи с отсутствием транспортной инфраструктуры и относительно малым потреблением, недостаточным для выхода на рентабельный уровень предполагаемых проектов по производству нефтепродуктов из нефти и газа.
Таким образом, в результате ряда объективных причин завоз нефтепродуктов в Республику Саха (Якутия) осуществляется в условиях, близких к чрезвычайным.
Всеми видами транспорта охвачена южная часть республики, обширные северные территории обслуживаются, кроме авиационного, сезонными видами транспорта: речным, автозимниками, арктические улусы - морским судоходством. Зона круглогодичного транспортного обеспечения составляет 8,2% территории республики, где проживает 14,6% населения, соответственно зона с ограниченными сроками завоза (сезонного завоза) составляет 91,8%, где проживает 85,4% населения.
Кроме того, в связи с длительным циклом оборота товарных запасов, завозимых в районы с ограниченными сроками завоза грузов (длительностью временного периода между моментом поставки и потребления (реализации) товарных запасов), фактически происходит омертвление оборотного капитала предприятий в товарных запасах на срок до 1,5 лет (в некоторых труднодоступных районах до 2 лет), что непривлекательно для хозяйствующих субъектов и банковского кредитования.
Поставки грузов в республику обеспечиваются в навигационный период по следующей схеме:
(в ред. Указа Главы Республики Саха (Якутия) от 07.08.2014 N 2816)
- от поставщиков грузов по железной дороге доставляется во входные перевалочные пункты - перевалочные нефтебазы и порты у железнодорожных путей (г. Усть-Кут Иркутской области - г. Архангельск Архангельской области, г. Мурманск Мурманской области, г. Находка Приморского края, г. Владивосток Приморского края);
(в ред. Указов Главы Республики Саха (Якутия) от 07.08.2014 N 2816, от 31.10.2016 N 1457)
- производятся накопление и формирование партий грузов на первый тур навигации (март - июль месяцы);
- с открытием навигации (с июня месяца) груз переваливается на водный транспорт, и судами речного флота производится перевозка по главной магистральной реке Лене на боковые и малые реки (Вилюй, Алдан, Амга);
- с открытием навигации на арктических реках (Яна, Индигирка, Колыма) груз, завезенный в предыдущую навигацию из пунктов депонации, доставляется в пункты назначения;
- с открытием арктической навигации - Северным морским путем (август) груз перевозится по магистральной реке Лене, морским путем и далее по арктическим рекам (Яна, Индигирка, Колыма, Оленек, Анабар) до пунктов доставки и депонации.
На водных путях республики имеет место разновременность начала (и окончания) навигации: в южной части (Усть-Кут) навигация открывается раньше, чем в центральной части (г. Якутск) на 15 - 20 суток; на 30 - 35 суток позднее открывается навигация в устье р. Лены, на 40 - 45 суток - по Северному морскому пути. Продолжительность навигации на боковых и малых реках уменьшается от устья к истоку и колеблется в широких пределах. Например, на реке Алдан на участке Томмот - устье реки Учур она составляет 20 - 25 суток, а на участке Джебарики-Хая - устье реки Алдан - 135 - 140 суток.