Недействующий

О государственной программе Республики Саха (Якутия) "Обеспечение безопасности жизнедеятельности населения Республики Саха (Якутия) на 2012 - 2019 годы" (с изменениями на 29 декабря 2017 года)



Таблица N 4



Сильные и слабые стороны (SWOT-анализ)

Внешняя среда

Сильные стороны

Слабые стороны

Природно - географическая среда

наличие богатой минерально-сырьевой базы и природных ресурсов;

выход к Северному морскому пути

географическая отдаленность от центра страны; обширная территория;

суровый резко континентальный климат;

сезонная транспортная доступность;

наличие условно судоходных рек

Нормативно - правовое обеспечение завоза грузов

наличие нормативно-правовой базы Республики Саха (Якутия) по государственному регулированию завоза грузов:

Закон Республики Саха (Якутия) "Об особом режиме завоза грузов в арктические и северные улусы Республики Саха (Якутия)";

постановление Правительства Республики Саха (Якутия) "О мерах по совершенствованию системы обеспечения арктических и северных улусов (районов) Республики Саха (Якутия) потребительскими товарами первой необходимости";

распоряжение Правительства Республики Саха (Якутия) "О заданиях на поставку топливно-энергетических ресурсов и нефтепродуктов для нужд жизнеобеспечения Республики Саха (Якутия)"

отсутствие актов федерального законодательства по регулированию "северного" завоза;

отсутствие федеральной программы по досрочному завозу грузов в районы Крайнего Севера Российской Федерации;

отсутствие актов федерального законодательства по развитию Северного морского пути

Внутренняя среда

сравнительная стабильность цен на продукцию (товары) для нужд Республики Саха (Якутия), обусловленная завозом годового объема потребления;

сравнительно низкий уровень цен на продукцию (товары) для нужд Республики Саха (Якутия) по сравнению с завезенной продукцией (товарами) частных юридических и физических лиц

отсутствие в арктических и северных улусах собственной производственной базы промышленных и продовольственных товаров;

удаленность основных промышленных районов, что затрудняет и делает очень дорогой для частных юридических и физических лиц самостоятельную доставку продукции (товаров); отсутствие развитой инфраструктуры, в том числе низкая транспортная доступность;

низкая покупательная способность населения арктических и северных улусов Республики Саха (Якутия);

тенденция снижения физического объема завозимых грузов для нужд Республики Саха (Якутия);

незначительные объемы обратной загрузки транспорта (вывоз продукции)

Материально - техническая база

наличие нефтебазового хозяйства Республики Саха (Якутия);

наличие оптовых баз Республики Саха (Якутия)

износ емкостного парка нефтебазовых хозяйств; износ судов речного флота;

слаборазвитая береговая инфраструктура;

низкая обеспеченность автозаправочными станциями отдаленных и труднодоступных улусов Республики Саха (Якутия);

износ оптово-складских баз продовольственных товаров Республики Саха (Якутия)

Финансовая среда

наличие механизмов республиканской финансовой поддержки завоза грузов:

в навигацию;

автозимником;

авиационным транспортом

децентрализация "северного" завоза;

отсутствие финансовой поддержки завоза грузов из средств федерального бюджета;

нехватка собственных оборотных средств хозяйствующих субъектов, осуществляющих завоз продукции (товаров);

длительный срок оборачиваемости финансовых ресурсов


В Республике Саха (Якутия) досрочный завоз продукции (товаров) регламентирован Законом Республики Саха (Якутия) от 20 февраля 2004 г. 119-З N 241-III "Об особом режиме завоза грузов в арктические и северные улусы Республики Саха (Якутия)" (в редакции Законов Республики Саха (Якутия) от 14.07.2005 272-З N 551-III, от 18.02.2010 801-З N 493-IV). Закон устанавливает правовые и организационные основы государственного регулирования завоза грузов в арктические и северные улусы Республики Саха (Якутия) и направлен на гарантированное обеспечение населенных пунктов указанных улусов товарами и услугами, необходимыми для жизнеобеспечения населения и бесперебойного функционирования организаций социальной сферы и жилищно-коммунального хозяйства.


Закон предусматривает реализацию комплекса мероприятий, обеспечивающих завоз грузов (продукции, товаров) в районы с ограниченными сроками доступности и формирование запасов на межнавигационный период.


Ежегодно в соответствии с постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) осуществляется государственная поддержка в виде:


предоставления государственных гарантий на привлечение банковских кредитов на завоз;


субсидий на возмещение суммы процентов за пользование банковскими кредитами и займами на завоз продовольственных товаров;


(в ред. Указа Главы Республики Саха (Якутия) от 31.10.2016 N 1457)


финансовое обеспечение (возмещение) части транспортных затрат на завоз муки;


(в ред. Указа Главы Республики Саха (Якутия) от 31.10.2016 N 1457)


субсидий на финансовое обеспечение (возмещение) части транспортных затрат на доставку социально значимых продовольственных товаров водным, автомобильным и авиационным транспортом;


(в ред. Указа Главы Республики Саха (Якутия) от 31.10.2016 N 1457)


субсидий на возмещение затрат по страхованию перевозки продовольственных товаров водным транспортом.


Выстроенная в республике схема досрочного завоза продукции (товаров) в целях гарантированного обеспечения населения труднодоступных населенных пунктов минимальным продовольственным набором и наименьшим уровнем продажных цен оказалась не подкрепленной нормами федерального законодательства, что может сказаться в дальнейшем на механизме финансирования "северного" завоза.


В связи с этим необходимы рациональные государственные решения по урегулированию вопросов досрочного завоза продукции (товаров), включая его финансирование.