Недействующий

О государственной программе Республики Саха (Якутия) "Обеспечение безопасности жизнедеятельности населения Республики Саха (Якутия) на 2012 - 2019 годы" (с изменениями на 29 декабря 2017 года)



Таблица N 2



Динамика завоза грузов в Республику Саха (Якутия) в период навигации


(в ред. Указа Главы Республики Саха (Якутия) от 26.08.2015 N 648)




тыс. тонн

Вид груза

2006 г.

2007 г.

2008 г.

2009 г.

2010 г.

2011 г.

Нефтепродукты

756,3

788,4

747,8

634,6

596,9

605,95

Топливно-энергетические ресурсы

459,9

453,9

473,5

483,5

496,7

487,75

Продукция производственно-технического назначения

517,3

1 020,5

447,8

331,2

190,0

251,24

Продовольственные товары

11,7

10,2

13,1

16,4

16,0

14,71

Итого:

1 745,2

2 273,0

1 682,2

1 465,6

1 299,6

1 359,65


К 2015 году суммарный завоз грузов в Республику Саха (Якутия) прогнозируется в объеме 8 млн. тонн грузов, что больше уровня 2010 года на 78%. Существенное увеличение объемов завоза грузов обусловлено реализацией Схемы комплексного развития производительных сил, транспорта и энергетики до 2030 года, а также внедрением в эксплуатацию железной дороги Беркакит - Томмот - Якутск.


Завершена работа по анализу и оценке в объемном и стоимостном выражениях действующей схемы завоза грузов в Республику Саха (Якутия) в разрезе потребителей с учетом сроков завоза и выделением арктической и северной групп улусов.


Данная работа утверждена решением Экономического совета при Правительстве Республики Саха Якутия) от 22 октября 2010 г. N 81 "О перспективной схеме завоза грузов с учетом использования всех видов транспорта, ввода в эксплуатацию железной дороги Беркакит - Томмот - Якутск и нефтегазоперерабатывающих заводов в Республике Саха (Якутия) до 2030 года: прогноз грузопотоков (I этап)".


В настоящее время осуществляется разработка II этапа Перспективной схемы завоза грузов до 2030 года.


Принятые решения о разработке II этапа связаны с завершением строительства железной дороги Беркакит - Томмот - Якутск и синхронное с этим создание сети автомобильных дорог, речных коммуникаций и инфраструктуры транспорта, которые составят основу всесезонной опорной транспортной сети и выступят главными звеньями в стратегии экономического и социального развития Республики Саха (Якутия). Исследования предыдущих лет на данном направлении позволили обосновать грузопотоки, которые переключатся на железную дорогу Беркакит - Томмот - Якутск. Эти исследования и обоснования позволили определить основные параметры, приступить к проектированию объектов Якутского транспортного узла и его главного объекта Транспортно-логистического центра в районе п. Нижний Бестях. Мультимодальный транспортно-логистический центр будет обеспечивать взаимодействие всех видов транспорта, терминального и складского хозяйств, систем информационного, финансового и страхового сопровождения грузов.


Предстоящим этапом планируется исследовать и определить оптимальные схемы товародвижения, основанные на экономико-математическом моделировании коммерческих предпочтений предприятий, обеспечивающих завоз грузов в районы республики, при выборе видов транспорта и пунктов перевалки грузов. Результаты исследования имеют то существенное значение, что будут представлять основания для принятия решений о развитии транспортной сети, системы объектов снабжения и мер по государственному регулированию и управлению развитием товаропроводящей сети на территории Республики Саха (Якутия), а также обоснование государственного участия в финансировании и осуществлении завоза товаров и грузов для нужд населения и жизнеобеспечивающих сфер хозяйства республики.


Основная цель разработки II этапа - получить научно обоснованные схемы рационального товародвижения, размещения торгово-снабженческих комплексов и объектов транспорта с учетом перспективного развития и размещения производительных сил, перспективных объемов завоза и вывоза товаров, материальных ресурсов и продукции на основании учета полного круга логистических затрат по доставке, складированию, хранению и финансовому обеспечению завоза.


С 2003 года субвенции из фонда финансовой поддержки субъектов Российской Федерации перестали носить целевую направленность. Помощь дотационным регионам стала выделяться из федерального бюджета в составе общего трансферта обезличенно - без указания направлений и конкретных целей использования. Единственная задача - выравнивание бюджетной обеспеченности регионов, испытывающих бюджетный дефицит, независимо от географического положения и необходимости досрочного завоза грузов.


Учитывая данный факт, все регионы поставлены в равные условия. При этом географическое положение в данном случае расценивается лишь как дополнительный фактор, влияющий на высокий уровень бюджетных расходов. В таких условиях классификация территорий по принципу ограниченной транспортной доступности лишена смысла. Полномочия по финансированию "северного" завоза, организации процедуры досрочного завоза по существу теперь переданы на уровень субъектов Российской Федерации и далее на уровень местного самоуправления.


На сегодняшний день дифференциация между северными субъектами Российской Федерации в подходе к организации системы "северного" завоза достаточно велика, что обусловлено как разной технологией доставки, так и различными уровнями бюджетной обеспеченности.


В некоторых регионах досрочный завоз грузов представляет собой государственный заказ, поскольку осуществляется за счет средств, предусмотренных непосредственно в региональном бюджете. В других регионах финансовые ресурсы направляются в муниципальные образования, которые затем финансируют мероприятия по досрочному завозу грузов. В этом случае "северный" завоз представляет собой муниципальный заказ.


Финансовое обеспечение завоза грузов в Республике Саха (Якутия) осуществляется посредством перечисления средств из государственного бюджета Республики Саха (Якутия) в виде субсидий непосредственно юридическим лицам (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальным предпринимателям, ежегодно определяемым на основании отбора, которые в дальнейшем осуществляют завоз продукции (товаров) в республику.