Динамика завоза грузов в Республику Саха (Якутия) в период навигации
(в ред. Указа Главы Республики Саха (Якутия) от 26.08.2015 N 648)
тыс. тонн
Вид груза | 2006 г. | 2007 г. | 2008 г. | 2009 г. | 2010 г. | 2011 г. |
Нефтепродукты | 756,3 | 788,4 | 747,8 | 634,6 | 596,9 | 605,95 |
Топливно-энергетические ресурсы | 459,9 | 453,9 | 473,5 | 483,5 | 496,7 | 487,75 |
Продукция производственно-технического назначения | 517,3 | 1 020,5 | 447,8 | 331,2 | 190,0 | 251,24 |
Продовольственные товары | 11,7 | 10,2 | 13,1 | 16,4 | 16,0 | 14,71 |
Итого: | 1 745,2 | 2 273,0 | 1 682,2 | 1 465,6 | 1 299,6 | 1 359,65 |
К 2015 году суммарный завоз грузов в Республику Саха (Якутия) прогнозируется в объеме 8 млн. тонн грузов, что больше уровня 2010 года на 78%. Существенное увеличение объемов завоза грузов обусловлено реализацией Схемы комплексного развития производительных сил, транспорта и энергетики до 2030 года, а также внедрением в эксплуатацию железной дороги Беркакит - Томмот - Якутск.
Завершена работа по анализу и оценке в объемном и стоимостном выражениях действующей схемы завоза грузов в Республику Саха (Якутия) в разрезе потребителей с учетом сроков завоза и выделением арктической и северной групп улусов.
Данная работа утверждена решением Экономического совета при Правительстве Республики Саха Якутия) от 22 октября 2010 г. N 81 "О перспективной схеме завоза грузов с учетом использования всех видов транспорта, ввода в эксплуатацию железной дороги Беркакит - Томмот - Якутск и нефтегазоперерабатывающих заводов в Республике Саха (Якутия) до 2030 года: прогноз грузопотоков (I этап)".
В настоящее время осуществляется разработка II этапа Перспективной схемы завоза грузов до 2030 года.
Принятые решения о разработке II этапа связаны с завершением строительства железной дороги Беркакит - Томмот - Якутск и синхронное с этим создание сети автомобильных дорог, речных коммуникаций и инфраструктуры транспорта, которые составят основу всесезонной опорной транспортной сети и выступят главными звеньями в стратегии экономического и социального развития Республики Саха (Якутия). Исследования предыдущих лет на данном направлении позволили обосновать грузопотоки, которые переключатся на железную дорогу Беркакит - Томмот - Якутск. Эти исследования и обоснования позволили определить основные параметры, приступить к проектированию объектов Якутского транспортного узла и его главного объекта Транспортно-логистического центра в районе п. Нижний Бестях. Мультимодальный транспортно-логистический центр будет обеспечивать взаимодействие всех видов транспорта, терминального и складского хозяйств, систем информационного, финансового и страхового сопровождения грузов.
Предстоящим этапом планируется исследовать и определить оптимальные схемы товародвижения, основанные на экономико-математическом моделировании коммерческих предпочтений предприятий, обеспечивающих завоз грузов в районы республики, при выборе видов транспорта и пунктов перевалки грузов. Результаты исследования имеют то существенное значение, что будут представлять основания для принятия решений о развитии транспортной сети, системы объектов снабжения и мер по государственному регулированию и управлению развитием товаропроводящей сети на территории Республики Саха (Якутия), а также обоснование государственного участия в финансировании и осуществлении завоза товаров и грузов для нужд населения и жизнеобеспечивающих сфер хозяйства республики.
Основная цель разработки II этапа - получить научно обоснованные схемы рационального товародвижения, размещения торгово-снабженческих комплексов и объектов транспорта с учетом перспективного развития и размещения производительных сил, перспективных объемов завоза и вывоза товаров, материальных ресурсов и продукции на основании учета полного круга логистических затрат по доставке, складированию, хранению и финансовому обеспечению завоза.
С 2003 года субвенции из фонда финансовой поддержки субъектов Российской Федерации перестали носить целевую направленность. Помощь дотационным регионам стала выделяться из федерального бюджета в составе общего трансферта обезличенно - без указания направлений и конкретных целей использования. Единственная задача - выравнивание бюджетной обеспеченности регионов, испытывающих бюджетный дефицит, независимо от географического положения и необходимости досрочного завоза грузов.
Учитывая данный факт, все регионы поставлены в равные условия. При этом географическое положение в данном случае расценивается лишь как дополнительный фактор, влияющий на высокий уровень бюджетных расходов. В таких условиях классификация территорий по принципу ограниченной транспортной доступности лишена смысла. Полномочия по финансированию "северного" завоза, организации процедуры досрочного завоза по существу теперь переданы на уровень субъектов Российской Федерации и далее на уровень местного самоуправления.
На сегодняшний день дифференциация между северными субъектами Российской Федерации в подходе к организации системы "северного" завоза достаточно велика, что обусловлено как разной технологией доставки, так и различными уровнями бюджетной обеспеченности.
В некоторых регионах досрочный завоз грузов представляет собой государственный заказ, поскольку осуществляется за счет средств, предусмотренных непосредственно в региональном бюджете. В других регионах финансовые ресурсы направляются в муниципальные образования, которые затем финансируют мероприятия по досрочному завозу грузов. В этом случае "северный" завоз представляет собой муниципальный заказ.
Финансовое обеспечение завоза грузов в Республике Саха (Якутия) осуществляется посредством перечисления средств из государственного бюджета Республики Саха (Якутия) в виде субсидий непосредственно юридическим лицам (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальным предпринимателям, ежегодно определяемым на основании отбора, которые в дальнейшем осуществляют завоз продукции (товаров) в республику.