Недействующий

О государственной программе Республики Саха (Якутия) "Развитие здравоохранения Республики Саха (Якутия) на 2012 - 2019 годы" (с изменениями на 29 декабря 2017 года)


Мероприятие N 1.7. Организация санитарной авиации.


Ввиду значительной отдаленности некоторых населенных пунктов от районных центров оказание скорой (санитарно-авиационной) медицинской помощи возможно лишь с применением авиационной техники. Необходимо предусмотреть возможность приобретения нового парка воздушных судов для нужд санитарной авиации взамен исчерпывающих свой ресурс, включая их оснащение медицинской техникой и оборудованием в период транспортировки больных и пострадавших, согласно пункту 2в Перечня поручений от 07.06.2011 N Пр-1580ГС Председателя Правительства Российской Федерации В.В. Путина по вопросу об укреплении материально-технической базы специализированной (санитарно-авиационной) скорой медицинской помощи.


Потребность оборудованных воздушных судов в Республике Саха (Якутия) для оказания санитарно-авиационной помощи населению составляет: 7 единиц вертолета Ми-8 и 1 единица самолета Л-410.


Единственным воздушным судном, оправдавшим себя в условиях Крайнего Севера, является вертолет Ми-8 МТВ, аналогов которому в настоящее время нет. Предоставляем несколько пунктов по характеристике данного вертолета, условий его эксплуатации, выставляющих его вне конкурса по сравнению с другими типами ВС, включая импортные модели.


1. Единственный в мире вертолет, на практике выполняющий полеты при крайне низкой температуре воздуха (-450С). Имеются данные о выполненных полетах при температуре -500С. К примеру, вертолет "Еврокоптер", активно импортируемый в РФ, проходил испытания только при -350С (по техническим характеристикам возможно эксплуатация до -400С).


2. На территории Республики Саха (Якутия) нет аэродромов с ангарным хранением вертолетной техники. Все воздушные судна Ми-8 МТВ после совершения полета замораживаются, а перед следующим вылетом производится обогрев двигателей наземными установками.


3. Дальние расстояния для оказания скорой (санитарно-авиационной) медицинской помощи диктуют условия иметь внушительный запас дальности полета. При установке дополнительных баков на вертолет МИ-8 МТВ практическая дальность полетов составляет более 1200 км и позволяет выполнять практические полеты к метеорологическим партиям на Новосибирских островах.


4. Ми-8 МТВ - единственный ремонтопригодный вертолет в аэропортах Якутии. Имеется достаточное количество обученных специалистов, экипажей, обученных пилотированию в сложных климатических условиях Крайнего Севера, горной местности. Периодически проходят курсы соответствия квалификации на тренажере Ми-8 МТВ в г. Якутске. По действующим аэропортам распределены востребованные запасные части, в авиакомпаниях действуют заключенные договоры по техническому обслуживанию данного вида техники.


На территории Республики Саха (Якутия) функционируют 32 аэропорта, имеющие возможность приема самолетов класса Ан-24, Л-410. Из них с твердым покрытием всего 5 аэропортов.


Существует необходимость организации плановой медицинской помощи посредством санитарной авиации. Реализация Пилотного проекта в отношении оказания плановой медицинской помощи требует выполнения мероприятий по принципу трехуровневой системы оказания медицинской помощи:


выполнение полного объема лечебно-диагностических мероприятий населению отдаленных и труднодоступных населенных пунктов в соответствии со стандартами оказания медицинской помощи в условиях межрайонного центра посредством санитарной авиации, необходимых для оценки состояния здоровья, раннего выявления заболеваний в первичном звене;


обеспечение диспансерным осмотром населения отдаленных и труднодоступных населенных пунктов республики (доставка профильных врачей-специалистов, необходимого медицинского оборудования и медицинского груза), в том числе плановый мониторинг состояния здоровья беременных женщин и детей;


своевременная эвакуация больных с различными проявлениями заболеваний и клиническими состояниями, требующими дополнительных методов исследования, в центральные районные больницы - межрайонные центры, далее - по показаниям в специализированные республиканские медицинские организации;


попутная реэвакуация маломобильных и носилочных больных на дальнейшее лечение и наблюдение по месту жительства.


Для организации плановой медицинской помощи будут приобретены вертолеты класса "Еврокоптер ЕС-135", оправдавший себя как санитарный транспорт во многих странах мира. Выбранная нами данная модель обусловлена тем, что согласно Инструкции полетов в Российской Федерации к полетам над водной (морской) поверхностью и в горной местности допускаются лишь ВС с 2-мя двигателями. К тому же использование вертолета данной марки на малых высотах до 300 метров не требует прогноза метеослужб, АЭНО и пр. и позволяет снизить эксплуатационные расходы полета на 20%.