Недействующий

О ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЕ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ) "ОХРАНА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ) НА 2012 - 2019 ГОДЫ" (с изменениями на: 09.06.2016)

Раздел. 2 ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ И МЕРОПРИЯТИЯ ПОДПРОГРАММЫ


Цель - сохранение природной среды в Республике Саха (Якутия) путем создания долгосрочной стратегии развития и обеспечения функционирования региональной системы особо охраняемых природных территорий для сохранения и обогащения биоразнообразия РС(Я), создание основы для формирования жизнеспособных, приспособленных к условиям Якутии популяций лесных бизонов, овцебыков и изюбрей, в целях расширения и восстановления биоразнообразия фауны Якутии, выявление современного состояния и составление перечня редких, уязвимых и исчезающих видов растительного и животного мира и переиздание Красной книги РС(Я).

Основные задачи:

1. Обеспечение функционирования особо охраняемых природных территорий республиканского значения, их охраны, осуществления мер на территории РС(Я) по сохранению и восстановлению биологического и ландшафтного разнообразия, уникальных и типичных природных комплексов и объектов, достопримечательных природных образований, объектов животного и растительного мира, в том числе включенных в Красную книгу РС(Я), внедрение механизмов использования рекреационного потенциала, создание условий для регулируемого туризма и отдыха в природных условиях для повышения уровня экологического просвещения и образования, используя возможности ООПТ;

2. Реакклиматизация и расселение диких животных:

Вольерное содержание лесных бизонов в питомниках "Усть-Буотама" (Природный парк "Ленские столбы", Хангаласский район) и "Тымпынай" (Природный парк "Синяя", Горный район) для регулярного получения приплода.

Завоз третьей и четвертой партий лесных бизонов из Канады в 2013 и 2015 г.г. и содержание их в питомниках "Усть-Буотама" и "Тымпынай" для повышения генетической устойчивости животных (предотвращение инбредных процессов).

Расширение районов обитания овцебыков с перспективой формирования сплошного ареала овцебыков в тундровой зоне Якутии.

Вольерное содержание маточного стада изюбрей в питомнике "Мимэки", расширение территории и инфраструктуры питомника за счет строительства дополнительных вольеров, хозяйственных объектов.

3. Кадастр и мониторинг растений и животных.

Выявление причин изменений состояния и определение корректирующих мер, направленных на сохранение и восстановление малочисленных видов растений и животных, разработка и повышение системы охраны местообитаний, играющих ключевую роль в сохранении орнитофауны, свод кадастровых и мониторинговых данных по видам растительного и животного мира, занесенным в Красную книгу РС(Я), для уточнения их статуса и выявления видов, нуждающихся в особой охране и внесении их в Красную книгу.

Ожидаемые результаты:

Во исполнение постановления Правительства Республики Саха (Якутия) от 29.07.2010 N 348 "О проекте Плана действий по реализации программного выступления Президента РС(Я) Е.А. Борисова перед Государственным собранием (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) от 17 июня 2010 г. на 2010 - 2015 годы" и письма заместителя Руководителя Администрации Президента и Правительства РС(Я) В. Кожевникова от 23.07.2011 N 184-А5 "О материально-техническом оснащении инспекций охраны природы, особо охраняемых природных территорий РС(Я)" предусмотрены денежные средства на дополнительное оснащение ООПТ и природных парков.

Для организованного материального снабжения, учета и контроля списания основных средств, территория РС(Я) условно подразделена на 5 зон с учетом площадей и количества ООПТ, дорожно-транспортной сети и геоморфологических условий:

I зона (Аллаиховский, Верхнеколымский, Нижнеколымский, Среднеколымский, Усть-Янский районы) - 15 ресурсных резерватов общей площадью 10 360 353 га;

II зона (Абыйский, Верхоянский, Момский, Оймяконский, Томпонский, Эвено-Бытантайский районы) - 15 ресурсных резерватов общей площадью 10 653 673 га;

III зона (Алданский, Амгинский, Нерюнгринский, Мегино-Кангаласский, Олекминский, Таттинский, Усть-Алданский, Усть-Майский, Чурапчинский районы) - 15 ресурсных резерватов общей площадью 8 757 600 га;

IV зона (Анабарский, Булунский, Ленский, Мирнинский, Оленекский, Сунтарский районы) - 15 ресурсных резерватов общей площадью 16 649 432 га;

V зона (Верхневилюйский, Вилюйский, Горный, Жиганский, Кобяйский, Намский, Нюрбинский, Хангаласский районы) - 16 ресурсных резерватов общей площадью 8 924 459 га.

Пять вышеуказанных зон планируется снабжать по годам, в итоге к концу 2017 г. произойдет полноценное обновление баз ООПТ районов I зоны, также в первые 2 года планируется частично снабжать МТР базы ООПТ районов IV и V зон.

(в ред. Указа Главы Республики Саха (Якутия) от 07.07.2014 N 2771)

В интенсивном варианте развития подпрограммы включена ежегодная закупка вездеходного транспорта для районов с труднодоступными местами на ООПТ.

Согласно распоряжению Министерства имущественных отношений Республики Саха (Якутия) от 05.10.2010 N Р-1381 с Министерством охраны природы РС(Я) подписаны акты приема-передач на общую сумму 28 043 320,03 руб.

При проведении мероприятий по государственной регистрации права оперативного управления на передаваемое имущество выявилось отсутствие технических паспортов недвижимого имущества. В соответствии со статьей 17, пунктом 4 статьи 18 ФЗ от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" предоставление кадастрового паспорта или технического паспорта объекта недвижимости входит в перечень документов, необходимых для государственной регистрации права оперативного управления объектов недвижимого имущества.

По данным свода информации из улусных инспекций охраны природы в ООПТ действуют 86 кордонов, из них на баланс поставлены 34 ед. Неоформленными остаются 52 кордона.

Почти все ООПТ республики расположены далеко от населенных пунктов, имеют обширные площади. Госинспектора ООПТ согласно должностным инструкциям должны выполнять свои обязанности на закрепленной за ними особо охраняемой природной территории. Согласно Методическому положению по расчету численности работников территориальных органов системы Минприроды РФ от 1994 г., утвержденному приказом МПР РФ от 05.05.1994, норма контролируемой площади на 1 инспектора ООПТ принимается в размере 50 тыс. га. В целях обеспечения условий работы госинспекторов ООПТ предусматриваются мероприятия по ремонту существующих кордонов и строительству новых кордонов, пунктов наблюдения и баз ООПТ. Что позволит обеспечить постоянный контроль над территорией ООПТ.

Одна из существенных проблем нарушения установленного режима ООПТ - недостаток информированности населения. В целях экологического просвещения населения и пропаганды экологических знаний, привития экологической культуры будут изданы информационные стенды о деятельности ООПТ, изготовлены типографические материалы, брошюры, баннеры.

В целях исполнения переданных полномочий для регистрации права на земельные участки ООПТ со статусами республиканского значения ГБУ РС(Я) "ДБР и ООПТ" проводятся работы по определению категорий земель, установленных Земельным кодексом РФ в границах ООПТ с постановкой на кадастровый учет. На основании статьи 88 Лесного кодекса РФ лица, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование, составляют проект освоения лесов, который содержит сведения о разрешенных видах и проектируемых объемах использования лесов, мероприятиях по охране, защите и воспроизводству лесов, по созданию объектов лесной и лесоперерабатывающей инфраструктуры, по охране объектов животного мира и водных объектов.

Согласно ст. 82 п. 7.1 Лесного кодекса РФ, а также Правилами пожарной безопасности в лесах (в ред. постановления Правительства РФ от 05.05.2011 N 343) к полномочиям субъектов государственной власти относится организация осуществления мер пожарной безопасности и тушения лесных пожаров в лесах, расположенных на землях ООПТ республиканского значения. В этой связи для исполнения взятых обязательств по сохранению лесных участков ООПТ необходимы проведение мониторинговых мероприятий, а также снабжение противопожарным инвентарем первичного пожаротушения, заключение договоров на авиапатрулирование. В интенсивном варианте развития подпрограммы включена дополнительная закупка материально-технических ценностей.