Недействующий

О ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЕ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ) "ОХРАНА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ) НА 2012 - 2019 ГОДЫ" (с изменениями на: 09.06.2016)

Динамика количественной характеристики состава выбросов загрязняющих веществ в 2000 - 2010 г.г.*

________________

* Рисунок не приводится . - Примечание изготовителя базы данных.

Состояние почвенного покрова:

Почвы как главная депонирующая природная среда в наибольшей степени отражают масштабы и характер изменений окружающей среды в результате техногенного воздействия. Добыча, переработка и потребление минерально-сырьевых ресурсов в наибольшей степени оказывают влияние на изменение химических свойств почв и других компонентов биосферы.

На территории Республики Саха (Якутия) присутствуют локальные очаги химического загрязнения почв, где жизнедеятельность населения подвержена опасности.

Реализация масштабных федеральных проектов на территории республики требует комплексного экологического сопровождения.

Сбалансированное и экологически обоснованное развитие промышленности и населенных пунктов, соблюдение режима природопользования, проведение комплекса мероприятий по превентивному экологическому мониторингу позволят обеспечить стабильность экологической обстановки на территории республики.

В связи с чем особое значение в комплексе природоохранных мероприятий приобретают системные наблюдения за состоянием окружающей среды, разработка методов оценки и прогноза ее изменений под воздействием природных и антропогенных факторов.

Основные мероприятия, предусмотренные в рамках подпрограммы "Создание системы экологического мониторинга" государственной целевой программы "Охрана окружающей среды Республики Саха (Якутия) на 2007 - 2011 г.г.", в соответствии с объемами финансирования выполнены. Программный подход в предыдущий период позволил проводить планомерную работу по созданию системы экологического мониторинга Республики Саха (Якутия). В целом, по направлению этой деятельности достигнуты определенные успехи.

Сформированы основы системы экологического контроля и мониторинга.

Постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 21.12.2007 N 524 в целях организации функционирования системы экологического мониторинга республики создано государственное бюджетное учреждение Республики Саха (Якутия) "Республиканский информационно-аналитический центр экологического мониторинга" (ГБУ РС(Я) РИАЦЭМ), объединившее 11 специализированных инспекций государственного экологического контроля и анализа (СИГЭКиА). На сегодня все 11 аккредитованы на техническую компетентность и независимость. Частично совершенствована аналитическая база экологического мониторинга в ключевых лабораториях (РАИ, Алданский, Ленский, Нюрбинский, Мирнинский СИГЭКиА), внедрены современные методы исследований природных сред, в т.ч. почвы, атмосферного воздуха, донных отложений, снегового покрова. Создана лаборатория в г. Олекминске, которая также аккредитована.

Функционирование системы независимого аналитического контроля позволяет обеспечивать сопровождение мероприятий государственного экологического контроля как на республиканском, так и на федеральном уровне. ГБУ РС(Я) "РИАЦЭМ" аккредитовано в качестве экспертной организации, привлекаемой органами государственного контроля (надзора) при осуществлении проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

Государственный экологический мониторинг объектов окружающей среды является одним из механизмов государственного экологического контроля соблюдения требований природоохранного законодательства юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и физическими лицами на территории республики.

Государственный экологический контроль осуществляется в области охраны атмосферного воздуха, охраны и использования водных, земельных ресурсов, обращения с отходами производства и потребления, охраны животного мира и среды их обитания. В 2010 году государственными инспекторами охраны природы проведены 5 860 плановых и внеплановых проверок, 1 775 рейдовых проверок в области охраны атмосферного воздуха, охраны и использования водных и земельных ресурсов, обращения с отходами производства и потребления, патрулирований в области охраны животного мира и среды их обитания. Выявлено 3 645 нарушений норм, правил и требований природоохранного законодательства. Предъявлено 2 163 административных штрафа на сумму 9,5 млн. руб., 142 иска на возмещение нанесенного ущерба на сумму 11,7 млн. руб., выдано 1 573 предписаний, возбуждено 19 уголовных дел. 443 административных дела переданы по подведомственности иным контролирующим органам, в том числе в Управление Росприроднадзора по РС(Я), Прокуратуру РС(Я), Ленское территориальное управление Росрыболовства, МВД по РС(Я). В 2010 году на региональном государственном экологическом контроле находились 6 720,0 юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. В 2017 году перечень подконтрольных юридических лиц и индивидуальных предпринимателей будет расширен до 10 000,0.

(в ред. Указа Главы Республики Саха (Якутия) от 07.07.2014 N 2771)

Эффективность государственного экологического контроля, экологического мониторинга во многом зависит от материально-технического оснащения. Минимальная потребность системы госэкоконтроля покрыта на сегодня на 46%. При численности государственных инспекторов экологического контроля 165 единиц средняя фактическая обеспеченность одного госинспектора автомобильной техникой составляет 0,29 единиц. Всего по 1 единице снегохода на инспекцию обеспечены 11 улусов республики.

Учитывая сложную транспортную схему для ведения государственного экологического контроля, для качественного и эффективного проведения контрольных мероприятий, экологического мониторинга необходимо укрепление материальной базы инспекций и комитетов охраны природы.

В связи с увеличением перечня строящихся и эксплуатируемых промышленных объектов, подлежащих оперативному экологическому мониторингу и контролю, необходимо полноценное оснащение сети экологического мониторинга специализированным лабораторным оборудованием. Федеральное и республиканское законодательство предполагает внесение дополнений и изменений при нормировании параметров окружающей среды с учетом региональных особенностей.

Ранее мероприятия по усилению и совершенствованию государственного экологического контроля в целевую программу включены не были.

Обоснование разделения подпрограммы на 2 раздела:

Мониторинг окружающей среды (экологический мониторинг) - комплексная система наблюдений за состоянием окружающей среды, оценки и прогноза изменений состояния окружающей среды под воздействием природных и антропогенных факторов.

Организация функционирования системы экологического мониторинга на территории республики возложена постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 21 декабря 2007 года N 524 на государственное бюджетное учреждение РС(Я) "Республиканский информационно-аналитический центр экологического мониторинга".

Контроль в области охраны окружающей среды (экологический контроль) - система мер, направленная на предотвращение, выявление и пресечение нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обеспечение соблюдения субъектами хозяйственной и иной деятельности требований, в том числе нормативов и нормативных документов в области охраны окружающей среды.

Государственный контроль в области охраны окружающей среды (государственный экологический контроль) осуществляет уполномоченный орган исполнительной власти - Министерство охраны природы РС(Я).

В связи с этим данная подпрограмма разделена на 2 раздела: