Недействующий

О ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЕ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ) "ОХРАНА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ) НА 2012 - 2019 ГОДЫ" (с изменениями на: 09.06.2016)

5.2. Оценка преимуществ и рисков, возникающих при различных вариантах решения проблемы


С ростом промышленного развития региона возрастает техногенная нагрузка на окружающую среду, а также вероятность возникновения техногенных аварий с негативными экологическими последствиями. Необходим комплексный системный подход при разработке правовых, экономических, организационных и иных условий рационального, неистощительного природопользования и охраны окружающей природной среды, который невозможен при базовом варианте решения проблемы.

В связи с широким промышленным освоением региона наиболее оптимальным видится интенсивный путь решения проблемы. Но также возможно совмещение обоих вариантов, что позволит:

сохранить приоритеты планомерного развития системы экологического мониторинга, расширить сеть наблюдений и проводить мероприятия по оценке экологических рисков, разработке прогнозных моделей и выработке рекомендаций для принятия управленческих решений;

развивать систему Ытык Кэрэ Сирдэр, усовершенствовать управление с использованием ГИС-технологий, обеспечить инспекторов материально-техническими средствами;

развивать туризм на особо охраняемых природных территориях. Развитие экологического туризма представляется в качестве одной из форм развития малого и среднего предпринимательства. Туризм на особо охраняемых природных территориях позволит повысить возможности экономического роста и получения экономических выгод для местного населения, проживающих в пределах охраняемых территорий или их окрестностях, делая эти территории экономически значимыми и сохраняя при этом их первозданное состояние. Наконец, он демонстрирует альтернативный тип хозяйствования по отношению к неустойчивой в экологическом плане эксплуатации природных ресурсов;

в области сохранения биологических ресурсов и расширения биоразнообразия - интенсивный вариант подразумевает смещение акцентов на работы, требующие оперативного принятия решений. В первую очередь, это относится к Южно-Якутской и Арктической зоне республики. Первая зона является территорией интенсивного промышленного освоения, которая требует проведения комплексных массированных исследований путем объединения научного и производственного потенциала, органов исполнительной власти для оперативного принятия решений по сохранению биоразнообразия, проведения мероприятий по сохранению популяций редких видов. Арктическая зона также вовлекается в проекты промышленного освоения и Правительством Российской Федерации во главу угла ставится вопрос сохранения благоприятной окружающей среды;

провести работы по благоустройству территории, реализацию проектов по энергосберегающим технологиям, укреплению береговой линии водоема, строительству дополнительных вольеров, центра экологического просвещения, гаража, обустройству дендропарка, реконструкции автостоянки и главного входа в зоопарк, установке водоотводов по зоопарку, размещению на территории зоопарка современных познавательно-информационных выставок;

продолжить процесс формирования экологической культуры и совершенствования системы экологического образования и просвещения населения, начиная с детских садов, направленных на обеспечение здоровой среды обитания для настоящих и будущих поколений, восстановления исторической связи окружающей среды и обычаев народов, проживающих на территории республики, для гармонизации межэтнических отношений, гармонизации отношений природы и человека;

увеличить естественную рыбопродуктивность водоемов республики;

концентрацию ресурсов на решении приоритетных комплексных задач в сфере обеспечения экологической безопасности республики.